• Авторизация


...из рассылки. 27-10-2006 20:29 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[показать]Subject: [GS_DISC:] Re: [GS_DISC:] Белорусский феминизм
Date: Fri, 27 Oct 2006 00:17:39 +0300
> выделить "белорусский подвид". Вопрос о границах: как их очертить? И нужно ли?

Елена Гапова как всегда попала «не в бровь, а в глаз»: границы "нации" всегда очерчиваются однозначно теми, кто в данный момент "заведует воображением" (пишет учебники, правит на поле символического производства и т.д.).

А вот о том, кто пишет учебники, и как/какие появляются в вузах, читайте
«размышления» Альмиры Усмановой. Этот «проблемный текст» был представлен для
обсуждения участникам ОДО 2004 года (пересылаю в сокращенном варианте).
Реакции не последовало.

Проблемный текст:
«Неожиданно» обозначившись на рубеже 80-90-х гг. в постсоветской социологии
и философии, феминистская критика сумела отчасти заполнить ту культурную и
интеллектуальную лакуну, связанную с отсутствием развернутых исследований
сексуальности и пола, которая долгое время существовала незамеченной и
сравнительно недавно обнаружилась в нашем научном и академическом пространстве. Рост популярности феминистских идей в постсоветском пространстве стал возможным вследствие кризиса и последующего распадения «советской» версии марксизма в гуманитарных науках. Учитывая поразительную нечувствительность прежнего советского обществознания (а равно и советской модели общественных отношений) к проблеме пола - на фоне почти фетишизированной категории классового различия, - предлагаемые феминизмом модели анализа современных социальных отношений и культурных практик выглядят как чрезвычайно актуальные в сложившихся условиях стратегии исследования социально-культурных феноменов.
И вот недавно выяснилось, что то, что меня интересовало лет 5 назад: вопрос
о том, каким образом культурология переживает «травму своего рождения» в
недрах позднесоветской гуманитаристики, и что я считала уже не актуальным на
сегодняшний момент, со временем не только не утратило своего значения, но и
приобрело новый, еще более захватывающий характер. Гендерные исследования не
только успешно развились, но и уже успели мутировать. Функция реанимации
марксистско-ленинской догматики, поначалу унаследованная культурологией,
плавно перешла к… феминологии.

Пару лет назад я бы принципиально не взяла в руки то учебное пособие, о котором дальше пойдет речь, но в последнее время этот жанр меня очень интересует. Более того, ознакомившись с парочкой таких изданий, я поняла, что что-то мы уже упустили – или пропустили незамеченным (я бы назвала это даже догматизацией гендерной теории, а еще точнее - ее опошлением). Я думаю, многие из вас знают о том, как любят студенты лапидарные изложения – будь то конспект лекции с четкой схемой, либо учебник (я вот недавно видела составленный Гродненским университетом и выпущенный в виде книги «Конспект первокурсника по философии»…). Мне кажется, что самое неприятное открытие состоит в том, что развитие гендерных исследований в пост-советских странах привело к тому, что, как и в свое время, с культурологией, что учебники гендерологии стали появляться как грибы. Я понимаю, конечно, что это связано с некоторыми решениями на самом высшем уровне и, в конечно счете, свидетельствует о той силе, которую набрали гендерные исследования. В частности, я имею в виду, межвузовскую научно-исследовательскую
программу «Феминология и гендерные исследования в России: перспективные стратегии
и технологии», утвержденную Госкомитетом по высшей школе РФ в 1997 году.
В статье одной министерской дамы было даже написано, что «Более высокий уровень институциализации гендерного образования» связан с введением в 2001 году для специальности «социальная работа» новой дисциплины «Феминология. Гендерология» .
С подобной проблемой пришлось столкнуться и нам в ЕГУ. Поскольку магистратура наша – (была) единственная в своем роде в Беларуси, и только у нас были разработаны учебные программы и учебный план, то, соответственно, к нам обратились с предложением поучаствовать в разработке того самого стандарта для преподавания гендерологии в вузах Беларуси (теперь-то я понимаю, что Министерство образования просто старалось не отстать от России, а собственно успехи гендерных исследований им, скорее всего, неизвестны).
Первое желание было сказать, что мы гендерологией не занимаемся и в обозримом будущем не собираемся этим заниматься. Но потом пришла вторая мысль – что когда кто-то другой возьмется за это дело и потом пришлет нам свои методические рекомендации, то мы окажемся по меньшей мере в глупом положении – что, в каком-то плане, поставит под удар всю программу. Мы устранились, не видя в этом для себя особого смысла, поскольку вообще не верим ни в какие стандарты и хотели бы думать, что университетская автономия (и оргинальные, авторские образовательные проекты) – не за горами.
Правда, о сегодняшней Беларуси этого не скажешь, но, насколько я знаю, в Украине
начинается движение за автономию университетов.
Тем более, что ретивость чиновников не знает границ: вот пример, связанный с
ведением курса по идеологии(!) в белорусских вузах два года назад. Смешно
сказать, но очередная головомойка, устроенная в прошлом году Лукашенко на
одном из заседаний чиновников высшего образования и науки в связи с тем, что
студенты не патриотичны и малосознательны, привела к тому, что министерством
было внесено предложение разработать и внедрить обязательных для всех курс
по идеологии (!) в вузах – что заодно, видимо, должно облегчить и процесс
(длящийся уже много лет) конструирования государственной идеологии Беларуси.
Главная цель всей этой идеологической обработки – создание национальной идеи. То есть, национальная идея существует давно, но это не та национальная идея, которая может быть претендовать на статус государственной идеологии (если кому-то будет это интересно, то могу предложить почитать мой недавний текст «Женщина как нация как товар, или культурная логика капитализма по-белорусски», опубликованного на сайте «Наше мнение»).
Поначалу казалось, что подобный маразм в наше время пройти не может, однако очень оперативно – в течение лета 2003 года – во всех вузах были внесены изменения в учебные планы – и в качестве обязательной дисциплины был поставлен курс по идеологии. Преподаватели (я подозреваю, что это те, кто ранее занимался научным коммунизмом и кому не впервой удовлетворять самые потаенные желания власти) Академии управления при президенте создали учебное пособие по идеологии, а всем вузам было дано распоряжение – представить поименный список преподавателей, которые этот курс будут внедрять – с тем, чтобы всех их проверить на благонадежность и, кроме того, заставить пройти курс повышения квалификации… Эти пособия (сейчас их уже не счесть), вероятно, в будущем окажутся бесценным эмпирическим материалом для теоретиков, интересующихся феноменом идеологии, или же теоретиков литературы, которые смогли бы отнестись к этому тексту как
литературному произведению со своими нарративными структурами и весьма оригинальной сюжетной линией (стоит ли говорить о том, что основными персонажами
этого повествования являются три персонажа, – президент, колхозник, спортмен
(VIP-персоны белорусского государства) – которые по существу персонифицированы
одним человеком.
Возвращаясь к проблеме статуса гендерных исследований в университетской науке. Очевидно, что опасность институциализации заключается в потенциальной угрозе догматизации (вследствие чего появляются такие мутанты как «гендерология» или феминология»). Зная не по наслышке историю формирования стандарта преподавания культурологии, я хорошо представляю себе, во что это может вылиться. Догматизация же означает много вещей: и утверждение перечня тем, рекомендуемых для курса, и формирование особого казенного языка (кентавр позднесоветской официальной лексики и терминологии современного феминизма), и ослабление исследовательской составляющей.
Чтобы все, что я говорю, не выглядело как злобные нападки на людей, говорящих на другом научном языке, приведу вам конкретный пример и позволю себе привести цитаты.
Итак: Зуйкова Е.М., Ерусланова Р.И. Феминология. Учебное пособие.
(Москва, 2001) – Тираж 3 000 экземпляров, рекомендовано к печати Московским
государственным социальным университетом (предполагаю, что это бывший
педагогический?)
Я взяла эту книжку случайно – на месте именно этого учебника могло оказаться
и другое издание. Возвращаясь к родовой травме, ушибленности марксизмом-ленинизмом (ранее упомянутой в отношении культурологии), я бы
сказала, что авторы этого учебника зашли так далеко, как культурология себе
не позволяла и даже не могла представить. Причем если бы такое пособие появилось в Беларуси – я бы не очень удивилась (в контексте нынешней ситуации по внедрению курса идеологии), но это пособие вышло в России, в Москве. Во-первых, откуда взялись эти термины - гендерология и феминология? Вернее, как случилось, что именно они были выбраны в качестве названий новой дисциплины. Оказалось, что в 1997 году Госкомитетом по высшей школе РФ была утверждена межвузовская научно-исследовательская программа «Феминология и гендерные исследования в России: перспективные стратегии и технологии». И сразу в нескольких вузах был введен курс «Гендерология и феминология».
Кстати, особенность этого учебного пособия, что термина «гендерные исследования» в нем нет вообще. Авторы сделали вид, что ничего такого в природе не существует.
Ниже следует оглавление книги:
Глава 1: Предмет и метод феминологии (Феминология как наука и учебная дисциплина. Объект, предмет и метод феминологии. Становление феминологии в России…)
Глава 2 Категории и принципы феминологии. Специфика категорий феминологии.
Связь категорий феминологии с категориями других наук. Принципы феминологии.
Глава 3: Гендер как социальная категория.
Глава 4: Эволюция гендерных исследований
Глава 5: Социальный статус женщины.
Глава 6: Женщины в сфере экономики.
Глава 7: Женщина и политика.
Глава 8: Женщина и наука.
Глава 9: Женщина и армия.
Глава 10: Семья в жизни женщины, etc.
Сама структура учебника и в особенности его первые две главы отражают одну очень важную особенность, я бы сказала фобию, присущую нашим «гендерологам». А именно – что гендерные исследования – это разговор о своем, о женском, но ни в коем случае не наука. Притязание на научность - это проявление борьбы за признание и легитимацию. Отсюда и тяжеловесная наукообразность, жажда классификации, потребность в систематизации, скрупулезном определении объекта, метода, категориального аппарата и пр.). Все та же проблема «логии» - культурологии, феминологии, фелинологии, фармакологии и т.д.
Жалко, что термин «кинология» уже занят, а то бы и теория кино сошла за
приличную науку.
Для кого такие пособия пишутся? Адресат угадывается сразу – это вовсе не
студенты (для них подойдут лишь цветочки на обложке учебника), а государственные аппараты - в лице кафедры, декана, советов по защите диссертаций – по-прежнему настаивающих на обосновании метода, примененного в диссертации – комплексность, системность, единство исторического и логического и пр., министерства образования (Вспоминается, как декан философского факультета Белорусского государственного университета публично, на заседании Совета факультета, сетовал в присутствии преподавателей (из которых процентов 60 были женщины) на «опасную тенденцию феминизации факультета». Даже его бы это пособие, наверняка, устроило). Вообще, очень настораживает в целом ряде подобных изданий волнение, связанное с тем, как воспримет эти новации государство. Например, в одном из сборников по гендерному образованию, вышедшем в 2003 году в Иваново (где есть, кстати, и вполне приличные статьи):
Моор С.М. (Тюмень): «Актуальность гендерного образования определяется, в первую очередь, государственной политикой, направленной на формирование нового общества…»… а «Самым большим недостатком в гендерном образовательном движении является то, что оно не стало элементом государственной политики, что и обусловливает возникновение ряда крупных проблем как в теоретическом, так и в прикладном аспектах… Сегодня гендерное образовательное поле очень слабо структурировано по направлениям, носит, как правило, локальный разрозненный характер разовых акций при отсутствии системного подхода» …
Возвращаемся к интересующему нас учебнорму пособию:
Учебное пособие призвано способствовать выработке научного мировоззрения у
студентов, основанного на приобретении навыков гендерного подхода при решении практических задач по совершенствованию социальной технологии деятельности государственных и общественных организаций по улучшению социального, экономического и политического положения женщин в обществе. Она выступает в двух ипостасях – как наука и учебная дисциплина…
Феминология, как наука о жизнедеятельности женщины в обществе, отражает
объективные закономерности ее существования и служит основой ее гуманной
деятельности, целью которой является проведение в жизнь принципа равенства
между мужчинами и женщинами.
Цель этой науки – изучение взаимоотношений полов, анализ причин противоречий
и характера взаимоотношений между ними в различных сферах жизни общества.
Это наука, исследующая совокупность социально-политических, экономических и
духовных условий преобразования общества на основе полного равенства мужчин и женщин в возможностях изменения существующего статуса женщиы как человека
«второго сорта». (11)
Феминология как учебная дисциплина не противостоит накопленным знаниям базовых и других традиционных дисциплин (13).
В феминологии объектом исследования является женщина со всеми ее связями и
противоречиями. (Предмет – это сущность объекта. Он выражает объективные законы развития и функционирования определенной системы, связанной, применительно к феминологии, с жизнедеятельностью женской половины общества.
Ленин В.И. писал: «Вся человеческая практика должна войти в полное определение предмета и как критерий истины, и как практический определитель связи предмета с тем, что нужно человеку». Предмет немыслим без практики, познания и обобщения. Предмет не существует без науки…(16) Метод имеет сложную структуру, элементами которой являются законы и категории, а также регулятивные принципы познавательной практически-предметной деятельности. (18) Феминология … рассматривает женщину как объект и субъект социальной работы. Духовно-культурное возрождение личности невозможно без теоретических наработок современной феминологии. (18)
Становление и развитие феминологии основываются прежде всего на общефилософском диалектическом методе, что означает знание и применение законов и категорий общего порядка, а также общесоциологических законов и категорий. Используются и общефилософские принципы научного познания: единство исторического и логического, восхождение от абстрактного к конкретному, диалектика общего, особенного и единичного и др.
Метод феминологии представляет собой конкретизацию общефилософского метода
применительно к конкретным проблемам и явлениям жизни, среди множества которых есть и такие, как проблема изучения общественных явлений во взаимосвязи с другими, например, определение социального статуса женщины в обществе, определение противоречий в существующих отношениях между полами, которые необходимо преодолеть, между политикой и государственной жизнью, фактически основанной на дискриминации женщин. (19)
Метод феминологии характризуется: во-первых, комплексным, системным подходом
к изучению всех процессов, явлений, связанных с деятельностью женщин в обществе. (19)
Важнейшей задачей феминологии является научное предвидение будущего развития
женского движения, прогнозирование путей и перспектив создания эгалитарного
общества. (20)
Только комплексный подход поможет исследовать женский вопрос с позиций
общегуманной теории, дать научное обоснование, преодолеть эмпиризм и научно
прогнозировать возможность использования женского фермента в современных
политических процессах. (20)
[ О неточностях и ляпах в этой книге можно говорить отдельно. Изложение основных этапов феминистского движения дается в учебнике по работам 1970-80-х гг. Есть и такие «открытия»: «в Лондонском университете до сих пор нет профессора-социолога – женщины» ?!!! (31) Или: «Во Франции создан Дом наук о человеке, занимающийся проблемами феминизма, многие работы посвящены генезису феминологических исследований, их структурной организации … На коллоквиумах в Тулузе, проходивших под девизом «Женщины, феминизм и научные исследования» фактически официально произошло рождение феминизма как научной проблемы (???) (32)]
Вывод таков: Из всего вышеизложенного видно, что и в России, и за рубежом
феминологические проблемы еще не получили должного освещения ни в науке, ни
в учебных заведениях, что отрицательно сказывается на возможности активного
влияния на изменение социального статуса женщины в обществе. (33)
Вопросы (предлагаемые авторами студентам для самопроверки) – вопросы, которые ставят меня лично просто в тупик:
- В чем состоит предмет и метод феминологии?
- В чем самостоятельность феминологии как науки?
- Какова структура феминологии?
- Какова цель, задача и роль феминологии в формировании идеологии социального работника?
- В каком состоянии находятся исследования женских проблем за рубежом? (32)
Категории феминологии: По определению Энгельса, категории являются отражением действительных вещей, явлений, отношений. Вся система категорий представляет собой стороны процесса познания и объективна по своему содержанию. Категории позволяют восходить от конкретного к абстрактному, не отходя от истины (если они правильны(??!), отражая природу объекта глубже, полнее, вернее. Категории помогают преодолевать в мышлении противоречие между явлением и сущностью, открывать закономерности развития. (35)
Категории феминологии специфичны, но они связаны с общими диалектическими
категориями, как общее, особенное, единичное, причина и следствие, форма и
содержание, сущность и явление, случайность и необходимость. NB!!!
Стоило бы обратить внимание, прежде всего, на иерархию (последовательность)
перечисления этих категорий – они перечисляются в алфавитном порядке (Азбука – от А до Я феминологии), во-вторых – на «кондовость» определений, в-третьих, на анонимность этих идей - авторы ни на кого не ссылаются, предлагая именно такие формулировки, что, видимо, может означать одно из двух – либо наличие собственной оригинальной концепции, либо веру в то, что, именно такой набор и такое толкование категорий являются универсальными и объективными по своему содержанию…) К собственным категориям феминологии относятся (предложить аудитории составить такой список) (36):
- биархат – двоевластие, то есть равное участие мужчин и женщин в жизни общества
- быт – область социальной жизни, связанная с восстановлением жизненных функций человека, его работоспособности и творческой деятельности, включающая удовлетворение материальных и духовных, культурных потребностей людей;
- гендер – одна из важнейших граней общественных отношений и включающая три
группы характеристик: 1) социальный пол; полоролевые стереотипы, распространенные в обществе; 3) «гендерный дисплей» - предписанные обществом нормы мужского и женского взаимодействия во всем многообразии их проявлений;
- двойной стандарт отношений к женщине;
- дискриминация по признаку пола;
- домашнее хозяйство – составная часть быта, представляющая сферу деятельности человека, при которой кустарно, на основании индивидуальных затрат труда и времени, организуется вся система производства и потребления…
Оно может иметь любые размеры и формы в зависимости от традиций, религиозных, исторических, национальных и других социально-экономических факторов;
- женский вопрос - - часть общей социально-политической проблемы, где
определяющим является принцип равенства независимо от пола, четкое определение статуса женщин, отказ от стереотипа мышления, четкая программа эмансипации
- женское движение – многообразие методов борьбы женщин за свои права…[Его
конечная цель – политическая модернизация общества] (37)
- квота – часть, доля, норма или мера чего-либо, в феминологии - участия
женщин в различных сферах жизни общества, особенно в политической деятельности;
- концепция равных возможностей…
- маскулинность – отождествляется с силой, агрессией (!!!); представление о
соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин;
- патриархат – термин, обозначающий власть мужчины, его преобладающую роль в
обществе, семье;
- пол – единство биологического и социального (!!!), основа понимания сущности человека как родового существа. Биологически пол – совокупность констрастирующих генеративных признаков особей одного вида, социально – комплекс соматических, репродуктивных (!!!), социокультурных и поведенческих характеристик, обеспечивающих индивиду личный, правовой и социальный статус мужчины или женщины;
- сексизм – понятие, введенное ОНЕСКО в 1981 году… Наиболее распространенная
форма сексизма – мужской шовинизм;
- социум - … общество, включающее формы и способы объединения и взаимодействия людей;
- средства массовой информации … понятие, введенное в оборот ООН в 1945 году;
- феминология – наука об общих закономерностях жизнедеятельности женщин в обществе, имеющая своей задачей дать целостную концепцию роли женщины в обществе
- феминность… - представление о …, отождествляется с покорностью, мягкостью,
исключением насилия
- феминизация бедности
- феминизм
- эгалитарная теория
- эмансипация женщин (39).
Эти категории универсальны для феминологии, обладают характером всеобщности
и отражают необходимое, всеобщее в социальном движении (41).
Связь категорий феминологии с категориями и законами диалектики: все три закона диалектики (единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания) проявляются в практике решения женских проблем. Понятие «диалектика пола»: представители обоего пола выступают как единство противоположностей, взаимно дополняющие друг друга… (41)
(Один из вопросов к этому разделу: «Какие категории диалектики вы знаете? А
второй – Что такое принципы и какое значение они имеют для научного исследования в феминологии?). (43)
Глава 3 – гендер как социальная категория.
…Гендерными исследованиями занимаются такие науки как медицина, психология,
педагогика…
Патриархат здесь интерпретируется как проблема нехватки интеллигентных и
уверенных в себе мужчин: Интеллигентные и уверенные в себе мужчины не выступают с негативной оценкой женщин. Скорее, это свойство либо обиженных, либо недостаточно осмысливших эту проблему. Так, … Конфуций (551 – 479 г. до н.э.) писал: «У обыкновенной женщины ума столько, сколько у курицы, а у необыкновенной – сколько у двух» (44).
Пол – единство биологического и социального: под влиянием окружающей среды
формируется половое самосознание и связанная с этим система интересов,
потребностей, предпочтений. Цитата по поводу из Бердяева: «Пол – космическая
сила. Отрицание пола есть такое же страшное вырождение как разврат. Пол
благоприятно влияет на поведение, духовную жизнь человека, включая религию» (45).
Итак, в этом разделе для анализа гендера как социальной категории в качестве
авторитетов привлекаются Конфуций, Августин Блаженный, Николай Бердяев, Эрих
Фромм и, к счастью, Август Бебель (книгу которого «Женщина и социализм»,
написанную во второй половине 19 века, и опубликованную в 1959 году у нас, почти никто не знает…).
Рассуждая о Диалектике пола, авторы полагают, что современная наука занимается изучением пола по трем направлениям: (1) психометрические исследования половых различий. Исследование интеллекта (американцы пришли к выводу, что среди мужчин больше высокоодаренных людей, чем среди женщин, но и больше умственно осталых…). (46); (2) биологические различия мужчин и женщин; (3) анализ социально-психологических механизмов, связанных с усвоением половых ролей. Если у мужчин чаще встречаются крайние типы – или с очень высоким интеллектом, или с низким, то среди женщин больше среднеумных. (50)
Мужчина создает законы, а женщина – нравы – подытоживают, без всякой иронии,
авторы. Женщина – это стабилизатор цивилизации… Женщины отличаются добротой,
мягкостью, гуманностью, демократизмом. Они ближе к природе (???), более остро переживают грубость и несправедливость, менее требовательны к новаторству, более сдержанны в оценке пола и т.д. Женщина более привязана к мужчине и требует постоянного подтверждения с его стороны любви, без чего теряет душевное равновесие… Среди ее негативных качеств – забывчивость, несдержанность, истеричность, нервозность, ярко выраженное состояние депресии, вспыльчивость, завистливость, болтливость и т.д.
Мужчина – агрессивность, властолюбие, авантюризм, жестокость, сарказм,
самомнение. Для доказательства любви к себе женщин требуют физической близости. Любят удобство, комфорт, в беседах друг с другом чаще говорят о спорте, служебных делах, а не о доме, семье или искусстве.

Короче, за что боролись, за то и напоролись. Утешает только то, что двухтомное учебное пособие, изданное ХЦГИ, вышло раньше других учебников и задает некоторый если не образец, то хотя бы уровень изложения гендерной проблематики.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ...из рассылки. | мусорка - чудеса и диковины, передай дальше! | Лента друзей мусорка / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»