Изначально это была «белая» песня. Мы не могли использовать впрямую произведение врага, но уж больно она была полезна и красива. Подправили, подработали и – авек плезир! Свистнуто, не спорю.
Про историю с маршем «Нам разум дал стальные руки-крылья» сейчас не слышал только ленивый. Единственное, что замечу: как только два тоталитарных государства стали противниками, музыка их военных маршей немедленно стала разной. Идеологическое противостояние требовало непохожести. И то хлеб.
В области же легкой музыки все было сложнее.
Предположим, кем-то где-то была написана прелестная мелодия. Ее услышали люди, которым железный занавес в нашей стране не был такой уж железной помехой. Ага-ага. Большинство народа первоисточник не услышат практически никогда. Тут можно и музыку особо не менять, и авторство указать свое, не стесняясь.
К примеру, в 1934 году итальянский композитор Джованни Раймондо пишет прелестное танго "Scrivimi» («Пиши мне») В начале 1936 года в Милане выходит и пластинка с этим танго в исполнении малоизвестного сейчас итальянского тенора Danielle Serra.
Песенка имеет успех, и в том же 1936 ее исполняет на французском популярнейший певец тех лет Тино Росси. Эстафету подхватывают в Испании и в Польше (тот же Мечислав Фогг).
Известно, что Иосиф Аркадьев, арт-директор (как сказали бы сейчас) и одновременно муж великой Изабеллы Юрьевой, был постоянно в поисках репертуара для своей обожаемой жены. Однажды с этим было, видимо, особенно трудно, и он сам включился в творческий процесс, сам написал стихи и пригласил в гости молодого талантливого музыканта из утесовского оркестра. Арик, так все звали юношу, сел за рояль и совершил чудо – создал мелодию, сверкавшую чудесными красками и интонациями еврейской скрипки в свадебном оркестре (так вспоминала об этом сама Изабелла Даниловна). В результате родился великолепный шлягер Юрьевой: "Мне сегодня так больно" (Если можешь - прости). И вот в 1938 году в Москве выходит пластинка, на этикетке которой указаны авторы: А.Островский - И.Аркадьев. Впоследствии, уже после войны, будучи знаменитым композитором, Аркадий Островский никогда не афишировал свое участие в создании шедевра. Но авторские вознаграждения за исполнения и публикации до конца жизни получал исправно.
Что послужило источником «чуда» - решайте сами.
Вот то, что мы знаем с детства
Вот Тино Росси
Вот Мечислав Фогг