• Авторизация


Марина_Ушакова : Художник Михаил Васильевич Нестеров (1862 — 1942) 04-11-2024 19:21 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения дракоша52 Оригинальное сообщение

Художник Михаил Васильевич Нестеров (1862 — 1942). Душа народа .

[показать]Портрет

Поистине великий русский живописец, Академик живописи, Заслуженный деятель искусств РСФСР и Лауреат Сталинской премии.

Художник Михаил Васильевич Нестеров родился в Уфе в 1862 году, в купеческой семье. Его мать, Мария Михайловна, из старинного купеческого рода Ростовцевых, была женщиной строгой и властной. Отец, Василий Иванович, был достаточно успешным торговцем мануфактурой, человеком независимым в суждениях и прямым в своих желаниях. Василий Иванович успешно вёл своё дело, но больше дел мануфактурных его увлекала литература и русская история.

К таланту сына проявлял большое участие и понимание, поддерживал сына во всех его творческих начинаниях и трудах.

До 1874 года Михаил Нестеров жил и учился в местной гимназии. Однако, отец решил, что губернская гимназия не сможет дать сыну хорошего образования и отправил сына в Москву для учебы в техническом училище. Увы, но отец оказался прав – Михаил не выдержал вступительных экзаменов в училище.

Михаила устроили в реальное училище К.П. Воскресенского. Неудача с поступлением в техническое училище оказалась большим поворотным событием в жизни Нестерова – в реальном училище талант будущего художника разглядел Воскресенский и помог молодому человеку поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, в класс В.Г. Перова. Уже через два года обучения в училище молодой художник начал участвовать в выставках. Ещё через год, в 1881 году, Михаил Нестеров оставляет Московское училище и поступает в Петербургскую Академию художеств.

Академия художеств откровенно разочаровала Нестерова и, не закончив курса, он возвращается в Москву к своему любимому учителю. Однако, Перов уже тяжело болеет и вскоре умирает.

Нестеров снова поступает в Московское художественное училище. Его учителями становятся А.К. Саврасов и В.Е. Маковский.

В 1884-1885 годах художник пишет картины на исторические темы: «Приём послов», «Смерть Лжедмитрия», «Сбор на погорелый храм в Москве» (эскизы), «Шутовской кафтан. Боярин Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным».

[750x456]

Шутовской кафтан. Боярин Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным

[750x486]

Сбор на погорелый храм в Москве

[750x397]

Приём послов

В тот же период, для заработка, художник начинает иллюстрировать журналы и книги (в том числе и сказки А.С. Пушкина).

В 1885 году Нестеров написал картину «Призвание М. Ф. Романова на царство». За это полотно Михаил Васильевич получил звание свободного художника.

[750x412]

Призвание М. Ф. Романова на царство

Буквально за пять лет Нестеров приобретает известность, как автор жанровых картин и картин на историческую тему. Публика очень  благосклонно приняла такие полотна, как:

«Встреча царя Алексея Михайловича с Марией Ильиничной Милославской», «Поход московского государя пешком на богомолье в XVII в.», «Свадебный поезд на Москве в XVII в.».

[750x539]

Встреча царя Алексея Михайловича с Марией Ильиничной Милославской

Летом 1885 года, вопреки воле родителей, Нестеров венчается с М.И. Мартыновой. Я совсем не зря решил отметить это событие в творческой биографии художника. Михаил Васильевич страстно любил свою супругу, но в 1886 году, в мае, случилась трагедия – молодая жена родила дочь Ольгу и умерла после родов. Образ любимой жены многие годы преследовал художника и он писал её портреты огромное количество раз. Её лицо мы видим в исторических и жанровых картинах. Это, как пример, и несколько вариантов «Царевны», и «Христова невеста». Всё она – любимая и безвременно ушедшая.

[620x609]

Христова невеста

Вот что писал Дурылин:

Как Тургенев, написав Асю, Лизу и других их сестёр и подруг, создал свой женский образ, и достаточно сказать: «тургеневская девушка», чтобы младшая сестра пушкинской Татьяны предстала пред нами, так достаточно произнести «нестеровская девушка», чтобы появился перед нами живой облик девушки из народа, поэтический образ, неразрывный с безмолвной печалью.

Художник создал свой «нестеровский женский образ» — образ поэтический, с чуткой и одинокой душой, полной внутренней красоты и страдания, очень русский и почти народный.

В 1886 году за картину «До государя челобитчики», художнику было присвоено классное звание и Большая серебряная медаль.

Ещё одной знаковой работой, которая раскрывала великую скорбь и душевную красоту русской женщины, стало полотно «За приворотным зельем». Это тема неразделенной несчастной любви.

[750x674]

За приворотным зельем

А потом был «Пустынник»

Эта картина была показана публике на XVII Передвижной выставке. О молодом художнике не просто заговорили – пресса назвала его одним из лучших живописцев нового времени.

[590x695]

Пустынник

Вот что о картине написал Сергей Дурылин:

Зрителю передавалось тёплое любящее умиление, с которым бредущий по бережку старец в лаптях взирает на «кроткое природы увяданье» и на эту худенькую, взъерошенную ёлочку, на последнюю алую ветку рябины, на прибрежную луговинку и первым, робким ещё снежком.

«Пустынник» ещё до начала выставки был приобретен П.М. Третьяковым.

На вырученные от продажи картины деньги Нестеров отправился в своё первое заграничное путешествие – он посетил Германию и Австрию, Италию и Францию. Природа, архитектура и живопись Европы просто поразили молодого художника.

Великая картина художника Михаила Нестерова

 

В 1890 году художник закончил писать картину «Видение отроку Варфоломею». Полотно написано на сюжет «Жития преподобного Сергия». Нужно сказать, что картина вызвала самые разные отзывы (в том числе и критические), но стала сенсацией XVIII Передвижной выставке и была приобретена Третьяковым.

[750x562]

Видение отроку Варфоломею

До самого конца своей жизни Нестеров был убежден, что «Видение отроку Варфоломею» — это лучшее, что удалось ему создать.

Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей». Вот если через тридцать, через пятьдесят лет после моей смерти он ещё будет что-то говорить людям — значит, он живой, значит, жив и я.

Полотно стало первым в целой серии работ, которые художник посвятил Сергею Радонежскому – образ святого волновал живописца на протяжении всей жизни.

Случилось так, что «Отрока Варфоломея» увидел профессор Старцев, который руководил росписью Владимирского собора в Киеве. И был просто поражен талантом художника. Старцев нашел художника и предложил Нестерову работу по росписи собора. Нужно сказать, что Михаил Васильевич долго колебался, но предложение принял. И ещё 22 года, с огромным удовольствием, расписывал церкви и реставрировал иконы.

Для изучения традиций византийской живописи художник отправился в путешествие, посетил Константинополь, Равенну, Рим и Палермо. Работа по росписи храмов принесла художнику огромную известность и, что греха таить, большое количество заказов. Однако, сам художник был редко доволен своей работой – человек глубоко и искренне верующий, он очень критично относился к этому роду своей творческой деятельности. Всегда присутствовало желание сделать больше и лучше.

Работа в храмах сильно повлияла на творчество живописца – появилась целая религиозная тема «Святая Русь». В 1895 году Нестеров закончил полотно «Под благовест» (авторское название «Монахи»).

В 1901 году, желая глубже узнать и  прочувствовать мир русских монастырей, Михаил Васильевич отправляется на белое море в Соловецкий монастырь. Итогом этого путешествия стала целая серия картин: «Соловки», «Мечтатели», «Тихая жизнь», «Молчание», «Обитель Соловецкая» «Лисичка» и другие.

[750x592]

Лисичка

[750x596]

Отцы пустынники и жёны непорочны

[750x464]

Молчание

[750x752]

На горе

Нужно сказать, что в своих «православных» работах живописец не изображал ни архиереев церкви, ни пышных церковных праздников, ни золотого внутреннего убранства храмов.

Сергей Дурылин писал:

Своих монахов-простецов Нестеров всегда выводит из келий, из церквей, из монастырских стен — уводит их в лесную глушь и оставляет там одних с их молитвой, лицом к лицу с животворящей природой, наедине с ёлочками да берёзами, а в собеседники даёт им птицу да зверей. (…) Тема эта была постоянной, неотлучной от Нестерова темой — блаженного общения верующего человека с природой.

В 1902 году Нестеров решил показать публике ещё не законченную работу «Приидите ко Мне все труждающиеся и обременённые и Аз успокою вы». Пришедшая на показ картины Екатерина Петровна Васильева через несколько месяцев стала второй женой Нестерова.

В 1905 году художник вступил в «Союз русского народа», более известный советским людям, как «Чёрная сотня». Что побудило его на этот шаг? Может быть, живописца так напугала кровавая смута Красной Пресни?

В этот же период художник написал целую серию картин о горестной судьбе русской женщины и вере в Бога. Такая «любовь-жаль», где чуткая и ранимая женская душа, которая одарила своим светом недостойного и смогла найти свой покой только за стенами старообрядческого скита.  Картины: «Великий постриг», «Две сестры»,  «За Волгой», «Одинокие», «Думы».

[750x697]

Великий постриг

[750x527]

За Волгой

[750x489]

Послушницы на берегу реки

Будучи человеком православным, Нестеров испытывал особое почтение и трепет к старообрядчеству, как к вере более старой, более русской.

И всего одна картина в творчестве художника рассказывает о любви счастливой – «Два лада». Картина написана в 1905 году и рассказывает о счастье первой любви, которая так созвучна молодой и яркой весне.

[700x575]

Два лада

Последней предреволюционной работой художника стала «Душа народа». Картина-размышление.

[750x312]

Душа народа

Вот, что говорил о ней сам живописец:

У каждого свои «пути» к Богу, своё понимание его, свой «подход» к нему, но все идут к тому же самому, одни только спеша, другие мешкая, одни впереди, другие позади, одни радостно, не сомневаясь, другие серьёзные, умствуя…

Октябрьская революция просто перевернула жизнь художника – семья Нестеровых уехала на Кавказ, потом был Армавир, где художник тяжело заболел и долгое время не мог работать. Нестеровы вернулись в Москву только в 1920 году.В послереволюционный период Михаил Васильевич начал писать портреты. Это и портрет жены, портреты членов семьи, близких друзей, людей творческих. Основная масса – это женские портреты.

[550x1176]

Амазонка. Потрет дочери

[550x765]

Портрет Екатерины Петровны Нестеровой

Особо следует отметить работу «Девушка у пруда».

[700x668]

Девушка у пруда                                                           https://svistanet.com/hudozhniki-i-art-proekty/kartini-i-zhivopis/xudozhnik-mixail-vasilevich-nesterov-kartiny-i-biografiya.html

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Марина_Ушакова : Художник Михаил Васильевич Нестеров (1862 — 1942) | Cristina_Manfredi - Дневник Cristina_Manfredi | Лента друзей Cristina_Manfredi / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»