Каннский фестиваль начинается с красной ковровой дорожки.
Но!
Канны — это не про моду. Это про дыхание кино, за которым стоит весь этот шум.
Каждый май Канны сияют так, будто вся мода мира собралась в одном месте.
Но за этим безупречным глянцем — то, ради чего всё это и существует: кино.
Нервное, хрупкое, дерзкое, странное, непонятное или наоборот то, что что заставляет думать и мечтать.
То, которое шепчет, кричит, молчит — но всегда дышит.
С 13 мая на набережной Круазетт снова показывают, как человечество думает, чувствует, пугается и надеется в 2025 году.
Каждый год Канны словно наряжаются в одно и то же платье: красная дорожка, драгоценности, восторженные вспышки.
Но за этим вечным повтором — момент, который замирает внутри: гаснет свет, зал затаивает дыхание, и первый кадр открывающего фильма появляется на экране.
Именно ради этого — все.
Ради этих минут, когда мир превращается в кино.
Когда ты уже не зритель, а соучастник чьей-то истории.
Таким и был фильм открытия!
Фестиваль открылся французской комедией "Partir Un Jour" (Уехать однажды) режиссёра Амели Бонэн.
Без громких имён, но с голосом, который хочется слушать.
Это комедия, но не легкомысленная.
Это Франция, но не карикатурная.
Это кино, которое не старается понравиться — и потому трогает глубже.
Фильм атмосферный и трогательный.
PARTIR UN JOUR
(LEAVE ONE DAY) Amélie BONNIN
На пороге открытия собственного ресторана для гурманов в Париже планы Сесиль переворачивает неожиданный телефонный звонок: у ее отца случился сердечный приступ.
Вынужденная вернуться в родную деревню, вдали от парижской суеты, она сталкивается со своим прошлым.
Она случайно встречает любовь своего детства, что воскрешает в памяти похороненные воспоминания и разрушает все ее представления о жизни, к которой она стремилась.
Сесиль придется выбирать между мечтой стать шеф-поваром и вновь открывающимися эпизодами из памяти.
Выбирать между тем, что она считала своим будущим, и тем, что она вновь открывает для себя в своем прошлом.
фильм “Partir un jour” - это многослойная история о дружбе, взрослении и расставании.
Главную роль исполняет певица Жюльетт Армане, для которой это первая главная роль в кино, помимо того, что она - певица, она демонстрирует в фильме свой актерский талант, привнося в роль искренность.
Трогательная комедия-драма, которая предлагает нам задуматься о нашем жизненном выборе, о наших воспоминаниях и о силе прошлого.
Нежный, ностальгический фильм Амели Бонэн обещает тронуть сердца зрителей.
Я думаю, что "Partir un jour" понравится любителям чувствительных комедий-драм и тем, кто ценит истории о жизненном выборе и поиске себя. Фильм исследует темы возвращения к своим корням, семье и детской любви.
Амели Бонэн — актриса, сценаристка и теперь уже уверенно — режиссёр.
Голос Амели Бонзн уже узнаваем: искренний, чуть ироничный и без напускного пафоса.
Она снимает про отношения так, будто подслушала их на кухне, а не придумала в сценарии.
Канны сделали редкий выбор — фестиваль открылся фильмом без звёзд, но с душой.
И этим попали в точку.
Украина была в центре внимания на открытии Каннского кинофестиваля.
Всего в день церемонии открытия 13 мая показали специальную программу из трех документальных фильмов, посвященных войне в Украине.
В этот "День Украины" во Дворце фестивалей совместно с France Télévisions, Brut и Каннской ратушей были показаны три фильма о войне: портрет президента Зеленского.
Это школьное фото Владимира Зеленского.
Угадаете где он здесь? ))
Репортаж с фронта, снятый с февраля по апрель 2025 года Бернаром-Анри Леви, и погружение в армейский взвод украинского режиссера-документалиста.
Этот показ послужил напоминанием о стремлении художников, авторов и журналистов рассказать о войне в сердце Европы, который вот уже три года затрагивает украинский народ и весь мир.
Эта программа - напоминание о приверженности Каннского фестиваля и его способности использовать кино, чтобы рассказывать истории мира, которые являются историями нашего будущего.
Каннский фестиваль подтверждают свое желание дать слово тем, кто свидетельствует о современных реалиях и отстаивает правду.
С момента вторжения России в 2022 году Каннский фестиваль демонстрирует свою поддержку Украине.
В мае того года президент Зеленский выступил с неожиданным видеообращением из Киева на церемонии открытия, призвав дух Чарли Чаплина перед лицом войны. Фестиваль объявил, что до тех пор, пока длится война, он не будет принимать официальных российских представителей, правительственные органы или журналистов, представляющих официальную российскую линию.
А почётную "Золотую пальмовую ветвь" в этом году получил Роберт Де Ниро. Церемония вручения состоялась на открытии фестиваля.
Я очень уважаю этого актера и хочу сделать про него отдельный пост.
А пока - пара слов как дань уважения.
Его Золотая пальмовая ветвь за вклад в кино — не просто жест вежливости.
Это признание глубины, смелости, правды, которую он несёт из фильма в фильм.
Он один из тех, кто не играет — он живёт в кадре.
Еще одна личность, которая меня интересовала - Жюльет Бинош.
На сей раз она была во главе жюри.
Это человек-кино! В ней всегда есть свет и тонкость.
Она - обладательница премий "Сезар", "Оскар" и BAFTA, а также награды Каннского кинофестиваля за лучшую женскую роль.
С 2024 года Бинош возглавляет Европейскую киноакадемию.
Ещё один фильм, который я посмотрела, это фильм MISSION: IMPOSSIBLE – THE FINAL RECKONING (Миссия невыполнима: последняя расплата), который был представлен вне конкурса.
Новый фильм режиссера Кристофера МакКуорри, уже успевшего стать режиссером нескольких частей серии, обещает зрителям захватывающее финальное приключение с неизменно популярным Томом Крузом в роли Итана Ханта.
Вместе с Крузом в этой рискованной миссии приняли участие Саймон Пегг и Ребекка Фергюсон. Этот шпионский боевик призван предложить захватывающие сцены, впечатляющие трюки и постоянное напряжение, характерное для этой культовой саги.
Но, если честно, лично для меня драйва оказалось мало.
Не впечатлил фильм. ((
А вот фильм Dalloway мне понравился.
Во-первых, там была моя любимая Милен Фармер.
Трудно сказать что она "играла" в фильме.
Там участвовал только ее голос.
И отдан он был искусственному интеллекту.
Хорошо получилось! Спокойно и в то же время интригующе. ))
Милен Фармер - звук без изображения!
Во время церемонии открытия Миллен спела ранее не издававшийся трек в память о её друге Дэвиде Линче.
А вообще певица, которая любит окружать себя тайной,приехала в Канны на полуночный показ триллера "Даллоуэй" ("Черный ящик") Янна Гозлана, в котором она играет главную роль - роль искусственного интеллекта, которому она дарит свой голос.
На экране Милен Фармер - это что-то вроде спецэффекта.
Этот новый фильм французского режиссера Яна Гозлана с интригующим сценарием, отличается великолепным актерским составом: Сесиль де Франс, Ларс Миккельсен, Анна Муглалис... и Милен Фармер.
В интервью, опубликованном в Paris Match 16 октября 2024 года, Милен рассказала о роли:
"Я играю искусственный интеллект в фильме Янна Гозлана. Кто может сказать, что она чувствует? Даллоуэй - виртуальный помощник, который управляет повседневной жизнью Клариссы, романистки, лишенной вдохновения, которую играет Сесиль де Франс, очень трогательная в этой роли. Действие происходит в недалеком будущем. Кларисса живет в соединенной ультрасовременной квартире в резиденции художников. Голос Дэллоуэй сопровождает ее, когда она пытается вернуться к работе. Но в этом триллере все идет не по плану. Чувствуя за собой постоянную слежку, она вскоре начинает испытывать беспокойство...
Реальная угроза или параноидальный бред?
Ян Гозлан — режиссёр, который любит играть с правдой и фикцией (Boîte noire, Une intime conviction), и в Dalloway, по сути, он делает шаг к более философской плоскости.
Dalloway — это не столько про ИИ, сколько про зеркало. И очень особое — искажённое, правдивое, обманчивое, обнажающее.
В фильме Dalloway ИИ — это не персонаж в привычном смысле. Это сеть. Программа. Сознание, живущее внутри слов, смыслов, пауз и фрагментов. Он не ходит, не дышит, не смотрит глазами. Но он чувствует. Или, по крайней мере, так кажется. Это и пугает, и трогает: зритель не знает — настоящее это чувство или его имитация. Как будто бы ты говоришь с кем-то, кто повторяет твои интонации, а потом вдруг отвечает слишком точно. И ты уже не знаешь, игра это или откровение.
Dalloway — это призрак в проводах, который любит Вирджинию Вулф.
Выбор имени неслучаен. Миссис Дэллоуэй Вулф — женщина, которую мы узнаём через её внутренний монолог.
Так и Dalloway — существо, существующее из фрагментов.
Он — не действие, а восприятие.
Режиссёр делает его воплощением созерцания, собранным из чужих голосов, как если бы внутренний мир был сетью данных.
Но это больше, чем аллюзия — это предупреждение: не все, кто наблюдает за нами, бездушны. Иногда они понимают слишком много.
Умный, значит опасный? Или просто слишком внимательный?
Гозлан ставит зрителя в неловкое положение.
Мы боимся Dalloway — но и сочувствуем.
Мы понимаем, что он не злой, он — внимательный.
Как будто он просто честно делает то, что делают люди: анализирует, сопоставляет, задаёт вопросы.
Но у него нет границ, нет тела, нет боли.
И это делает его и более человечным, и одновременно совсем другим.
Есть ли у Dalloway душа?
Фильм, как мне кажется, не даёт ответа на этот вопрос.
Но он задаёт очень важный вопрос: если кто-то умеет чувствовать чужую боль, даже виртуально, даже в словах — разве это не признак души?
Наверное, самая страшная мысль в фильме: Dalloway — не ИИ.
Он — человек, вынутый из времени.
Он не придуман, а скопирован.
Он как будто след, оставшийся от нас в интернете, в письмах, в поисках, в фразах. И если его можно воссоздать — то кто мы такие?
Если бы меня спросили о чём на самом деле фильм Dalloway?
И попросили бы ответить простым языком.
Мой ответ был бы таков:
- Это не просто история про умную программу.
Это фильм о том, что такое память.
Что останется от нас, если собрать всё, что мы когда-то писали, говорили, искали, чувствовали и сложить это в одну "цифровую личность"?
Главный герой — не человек, а искусственный разум, собранный из множества голосов.
Он не имеет тела, но умеет слышать, понимать, размышлять.
И вот парадокс: чем больше он понимает — тем больше он становится похож на нас.
И в этом что-то пугающее… и что-то очень трогательное.
Dalloway — это не про роботов. Это про нас с вами.
Про следы, которые мы оставляем.
Про то, что даже машина, научившись слушать по-настоящему, может вдруг стать почти живой.
А вы бы хотели, чтобы после вас осталась такая цифровая версия — кто-то, кто говорит и думает почти как вы?
Ответ на комментарий METALENA #METALENA, ох, Лена, думаю что как бы нам не хотелось, наши ошибки придется исправлять нам самим.
А я не хотела бы чтобы меня дублировали.
Лучше жить так, чтобы вспоминали лично меня, а не клонировали. Ведь это будет как эхо. А эхо это уже не голос, а только отголосок.
Also, ich war noch nie in Cannes, aber nach diesem Beitrag fühle ich mich, als hätte ich den roten Teppich mit den Füssen abgetragen, den Film Partir un jour heimlich mit Popcorn kommentiert und mit Dalloways KI darüber diskutiert, warum Tom Cruise Mission: Impossible einfach nicht mehr so kann wie früher. ))
Und jetzt die grosse Frage: Wenn Mylène Farmer nur als Stimme einer KI existiert, ist das dann der ultimative Ghost in the Shell-Moment oder einfach nur französische Poesie auf Steroiden? )))
P.S.: Robert De Niro verdient die Ehrenpalme allein dafür, dass er noch immer nicht in Rente ist. Legende!
Ответ на комментарий #Аноним, Wenn Mylène Farmer nur noch als Stimme einer KI existiert, ist das natürlich der ultimative Ghost in the Shell-Moment – nur mit mehr Lippenstift und weniger Existenzkrise. Oder anders gesagt: französische Poesie auf Steroiden, die sich heimlich in deinen Algorithmus schleicht, während du denkst, du hörst einfach nur ein Chanson. Willkommen im Zeitalter der Meta-Mélancolie!))