• Авторизация


Без заголовка 08-09-2022 06:38 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Алевтина_Серова Оригинальное сообщение

Художник Юхан Кристиан Даль. Первый норвежский импрессионист в одиночку спасал деревянные церкви.

1 (700x465, 271Kb)

Сегодня никого не удивляет, что каждое государство стремится к сохранению старинных памятников архитектуры – и нам кажется, что люди всегда столь же бережно относились к историческому прошлому (за исключением, пожалуй, периодов революций). Однако еще полтора столетия назад дело обстояло иначе – старинные постройки считались грубыми и варварскими, разрушались и пребывали в запустении. Но были люди, которые изменили все…

2 (700x493, 445Kb)
Слиндебиркен зимой.

Удивительно, но даже в Норвегии, известной бережным отношением к национальной культуре и столь же глубоким уважением к чужим традициям, вплоть до середины XIX века старинные постройки находились под угрозой исчезновения. Сейчас норвежские ставкирки, средневековые каркасные церкви из дерева, стали своего рода брендом, живыми свидетелями долгой и сложной истории страны, ее архитектурным лицом. И поспособствовал этому коренному перелому в восприятии ставкирок один человек – художник Юхан Даль.


3 (700x444, 258Kb)
Пристань в Копенгагене лунной ночью.


Имя норвежского художника-романтика Юхана Кристиана Клаусена Даля в России почти не известно, и это, в общем-то, неудивительно – его произведения имели значение в основном для развития местного искусства. Находясь вдали от культурных центров Европы, Норвегия достаточно медленно воспринимала новомодные веяния, однако и там эталоном оставалось итальянское академическое искусство. Юхан Даль первым призвал соотечественников обратить взор на красоту родной страны.

4 (700x494, 333Kb)
После штормовой ночи.

Он родился и рос в семье бедного рыбака и впоследствии с горечью говорил о своем детстве. Ему прочили карьеру священника, однако истинной его страстью была живопись. Далю своеобразно везло на учителей – один использовал его как бесплатную рабочую силу для рисования декораций, второй был буквально помешан на национальной истории. Но в конечном итоге нищее деревенское детство и бесконечное рисование пейзажных задников превратили юного любителя живописи в сильного пейзажиста. Даль считал, что пейзажная живопись должна не только изображать конкретный вид, но и что-то говорить о природе и характере земли - величии ее прошлого, жизни ее нынешних жителей.

5 (700x561, 401Kb)
Вид на Наэродален.

Как ни странно, художественные круги и меценаты его… не понимали.
В искусстве тех лет предпочтение отдавалось историческим картинам с моральным посланием. Пейзажи считались низшим видом искусства, механическим подражанием природе. Единственными пейзажами, которые можно было считать искусством, по мнению академии, были идеальные, воображаемые пейзажи пасторального или героического духа – выраженно итальянские. Даль пытался играть по правилам. В конце концов, он, как и все художники его поколения, получил классическое художественное образование – в Академии художеств в Копенгагене, затем преподавал в классе рисунка…

6 (700x520, 322Kb)
Извержение Везувия. Первая успешная работа художника.

Получив стипендию от государства, он отправился в Германию, где близко сдружился с художником-романтиком Каспаром Давидом Фридрихом. В его лице молодой норвежский художник наконец нашел подлинного единомышленника. Фридрих писал суровые немецкие пейзажи, меловые скалы, руины старых готических церквей, открыто презирая идиллические иноземные виды, которые в огромном количестве штамповали другие художники. Вместе они фактически встали во главе немецкой романтической школы живописи.

7 (700x502, 405Kb)
Мегалит зимой.

Даль многого достиг в Германии, здесь его принимали и ценили, здесь он творил и преподавал, но сердцем рвался на родину. В его работах немецкого периода все чаще появляются не реальные виды, а призрачные воспоминания о красоте родной страны. В Германии он сильно увлекся культурой средневековья. А еще он женился – избранницу звали Эмили фон Блок. Вскоре после свадьбы Даль все же посетил Италию – и это поездка оказалась неожиданно полезной, поскольку все свое время он посвящал не идеальным пейзажам, а настоящей живой природе…

8 (700x507, 445Kb)
Хольмстад.

Семейное счастье Даля длилось недолго. Эмили умерла во время родов. Почти в то же время двое их детей – всего у четы Даль было четверо наследников – скончались от скарлатины. Даль недолго оставался один – спустя три года он завел роман со своей студенткой Амалией фон Бассевиц. Почти то же имя – и судьба. В декабре того же года она умерла – также во время родов. Ребенок, по-видимому, не выжил. Художник был убит горем. Долгое время после он не притрагивался к кистям и краскам, а когда снова начал писать, снег на его полотнах стал символом смерти.

9 (700x570, 380Kb)
У Лайсорнета, Берген.

Но оставалось еще многое. Работа – Даль сумел убедить академические круги в ценности пейзажных этюдов, став первым, кто вывел немецких студентов на пленэр. Он предостерегал их от подражания, не стремился создать вокруг себя «школу», ратовал за развитие творческой индивидуальности.

10 (700x523, 396Kb)
Норвежский горный пейзаж с водопадом.

Оставалась и родина – он возвращался туда еще трижды, и со временем в Норвегии его художественное влияние стало неоспоримым. Он научил соотечественников внимательному отношению к родной природе, он показал им миллионы оттенков снега и облаков. Искусствоведы считают, что Даль шагнул дальше, преодолев не только сухой академизм, но и мрачный национальный романтизм – его, с его клубами дыма, туманами и заснеженными склонами, называют, наравне с Уильямом Тернером, предтечей импрессионизма.

11 (700x496, 51Kb)
Франкенкирхе в Дрездене.

А еще его мыслями владело… средневековье. Во время своей предпоследней поездки в Норвегию, в 1844 году, Юхан Даль, с детства очарованный национальной историей, основал Общество охраны старинных памятников Норвегии. Оно занималось поиском, исследованием и реставрацией норвежских памятников культуры. Самым простым способом было просто… покупать эти здания. За всё время своего существования организация приобрела девять средневековых деревянных церквей и множество других достопримечательностей. Именно эта организация привлекла внимание общества и правительства к сохранению культурного наследия страны.

12 (700x600, 318Kb)
Зима в Согне-фьорде.

Юхан Даль умер в Дрездене, где прожил, в сущности, большую часть своей жизни. Однако в 1930-х годах его прах был перезахоронен в Бергене, в Норвегии. В стране, куда он всю жизнь стремился вернуться, в стране, которая не покидала его сердце…
Текст: Софья Егорова.

Источник


Спасибо за ваши комментарии!



Серия сообщений "норвежские художники":

Часть 1 - Мастер жанровой живописи Dahl Hans Andreas. Норвежские фьорды.
Часть 2 - Художница Elisabeth Gyllensten. Колыбельная.
Часть 3 - Особый свет Норвегии: акварельные этюды Torgeir Schjolberg.
Часть 4 - Художник Юхан Кристиан Даль. Первый норвежский импрессионист в одиночку спасал деревянные церкви.


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Tanesa - Дневник Tanesa | Лента друзей Tanesa / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»