В середине августа 1972 года Иркутский драматический театр был на гастролях в Саратове. Спектакль по
пьесе «Старший сын» Александра Вампилова играли в сотый раз, и в честь этого события труппа послала автору поздравительную телеграмму.
Зал ломился от восторженной публики и благоухал цветами. Прошло первое действие, и в это время что-то произошло.За кулисами началась сутолока, послышались женские рыдания и крик режиссера: «Надо играть!» Зал притих, теряясь в догадках. Актер Юрий Красик дождался полной тишины и, показав телеграмму, едва сдерживая слезы, произнес: «Случилась трагедия, товарищи! Погиб автор пьесы, которую вы смотрите, Александр Вампилов».
Потрясенные известием, зрители встали. Второе действие актеры играли со слезами на глазах. В зрительном зале плакали...
17 августа 1972 года на Байкале на полном
ходу лодка, в которой находился Александр Вампилов,
натолкнулась на сплавное бревно, топляк, и стала тонуть.
Вода, остуженная недавним штормом до пяти градусов,
отяжелевшая куртка…
Он почти доплыл до берега, но не
выдержало сердце…
Александр Вампилов погиб за два дня до
своего 35-летия.

Век оступился, задохнулся
От боли острой, ножевой,
Когда Вампилов не вернулся
С Байкала в грустный город свой,
Когда стремительная лодка
К бессмертью вынесла его,
Волна в объятьях сжала плотно,
Не подпуская никого.
Как коршуны, кружили ветры,
Стучала молния в крови.
Он не доплыл четыре метра
До жизни, славы и любви.
А в кабинете стыло кресло,
Весь город утонул в свинце.
И голосили в доме пьесы,
Как дети о родном отце.
С какой невероятной силой
Хотели мы, чтоб снова к нам
Вернулся бы живой Вампилов
По суше или по волнам.
Не на портрете и не в раме,
Обыкновенный, в доску свой.
И вот он снова перед нами –
Великий, бронзовый, живой.
(Владимир Скиф)
"Бетховен не повторится. Чем дальше от Бетховена, тем больше человек (в известном смысле) будет становиться животным, хоть и ещё выше организованным. В будущем человек будет представлять из себя сытое, самодовольное животное, безобразного головастика, со сказочным удобством устроившегося на земле и размышляющего лишь о том, как бы устроиться ещё удобнее. Время Пушкиных и Бетховенов будет рассматриваться как детство человечества. Головастик скажет: «Как ребячились люди! Занимались какой-то поэзией, как это?... Музыкой. Что это такое? И зачем она им тогда понадобилась?»
Из записных книжек Вампилова. И возникли эти мысли, явно не на пустом месте, в 70-е годы... А что бы он сказал сейчас, видя, как сбываются его размышления - пророчески...
"Ложь стала естественной, как воздух. Правда сделалась исключительной, парадоксальной, остроумной, таинственной, поэтической, из ряда вон выходящей." Тогда же. Им же. Сказано. Записано.

Выдающийся драматург и прозаик
Александр Валентинович Вампилов
19 августа 1937 г. — 17 августа 1972 г.
85 и 50.
На коллаже город имеется в виду -
Иркутск. Кстати, Чита рекомендовала молодого Александра Вампилова в Союз писателей СССР. Осенью 1965 года, на знаковом семинаре поэтов и писателей, переросшем позднее в ежегодный литературный праздник "Забайкальскую осень". Это было время Настоящего: поэзии, прозы, писателей и поэтов, соответственно. Мастеров своего Дела, людей Творчества. Творцов. Это ж ныне у нас все, кто буквы знает, - пишут... Вынуждая нас писать с большой буквы слова, которые мы не привыкли считать пустым звуком: Поэзия, Проза, Искусство, Творчество. Дабы отличить от...

В эти вампиловские августовские дни проходит закрытие
фестиваля "Этим летом в Иркутске", посвященного
85-летию со дня рождения Валентина Распутина и Александра Вампилова, 90-летию со дня рождения Евгения Евтушенко и 85-летию региона.
19 августа пройдет премьера спектакля об Александре Вампилове
«Август. Расставания и встречи».
Действие развернется в декорациях пьесы «Утиная охота»: в кафе «Незабудка» встретятся герои вампиловских пьес. Все они приглашены на праздник и в ожидании юбиляра ведут диалоги, пытаясь разобраться в собственных проблемах и конфликтах.
«В спектакле много музыки и танцев, – рассказывает режиссер Елена Константинова, – эпизоды за столиками и на танцплощадке сменяют друг друга, диалоги, возникающие между персонажами из разных пьес, объединяют всех героев в единое творческое пространство. Здесь и официант из “Утиной охоты” выступает как распорядитель вечера, и музыканты из “Старшего сына” репетируют свой поздравительный номер, встречаются Колесов и Таня, Зилов и Галина, Валентина и Шаманов».
В спектакле примут участие актеры ТЮЗа имени А. Вампилова, актриса театра Александра Гречмана. Художник – Дарья Соколовская.
В вампиловский день и час пусть сойдутся
"высокие русские смыслы"...
…Нынче бредит театр извращённой потехой,
Исчезает – тревогу хранящая мысль.
Но Вампилов сияет не сбитою вехой,
Где высокие русские смыслы сошлись.
Владимир Скиф. Иркутск.