ПРИМЕЧАНИЕ К ТАБЛИЦЕ.
Существует два способа приблизиться к пониманию знания древних: условно их можно назвать архетипическим и традиционалистическим.
Первый опирается на анализ тех истоков, которые породили эту традицию, выявляя параллели между мышлением современного человека и мышлением древних. Поскольку природа чувств и разума людей едина и за тысячелетия меняется не сильно, мы можем найти в себе самих те основания, которые пробудили в людях толчок, положивший начало этой традиции, и понять ее непосредственно в опоре на символы и архетипы.
Второй подход, традиционалистически-ортодоксальный, опирается на силу предания - и непрерывность линии передачи дает нам возможность проследить, как идея преломляется от времени ко времени. При этом подходе, чтобы уменьшить колебания, которые накладывает временной фактор на передачу традиции, важно максимально охранять ее от привносимых временем влияний и фиксировать каждый шаг развития традиции (что приводит к развитию ритуалов передачи, которые почитаются священными).
Эти два пути раскрывают традицию с разных сторон: первый обращает нас к внутреннему истоку, хранящемуся в каждом человеке, а второй - к опыту проживания традиции многими людьми. Говоря образно, архетипический метод представляет собой мост, соединяющий нас с другим берегом напрямую, а традиционалистический - паром, подверженный течению реки, где мы вынуждены держаться за веревку или зависимы от перевозчика.
За длительный период использования карт Таро возникали различные способы соотнесения образов букв с образами карт, и в настоящее время существует несколько традиций сопоставления символов Каббалы, Таро и астрологии. Данная работа построена в опоре на архетипическую модель соотнесения образов и их значений, то есть на первоначальный смысл символов, который заложен в самом строении Мирового древа Каббалы.
В предлагаемой таблице символические характеристики первой буквы (алеф) соотносятся с первым цинаротом, представленным в Таро картой "Шут", который связывает между собой Кетер и Хокму спонтанным импульсом изначального творчества. Такая система сопоставлений отражает исконную связь первого звука с первым принципом. В традициях Таро большой след оставила поздне-средневековая система соотнесения с первой буквой второго цинарота и аркана Маг, соединяющего Кетер и Бину, где, таким образом, значения букв алфавита по отношению к арканам сдвигаются на одну строчку вниз - что в данной таблице иллюстрирует графа "значение арканов у Папюса". Такой сдвиг связан с западным, европейским анализом мировоззренческой концепции Каббалы, где Отец-алеф понимается как материальный организующий принцип - "Маг", а Мать-бет - как принцип трансляции этого порядка в мир ("Жрица). Архетипическая же связь отражает глобальное разделение мужского и женского принципов как творящего Духом ("Шут") - Отец, и организующего Материей ("Маг") - Мать, и авторы придерживаются этого принципа.
Стремление следовать первоначальному порядку знаков Зодиака нашло отражение в отнесении 8-го аркана ко Льву, а 11-го - к Весам. В поздних интерпретациях их значения переставлены по внешнему сходству: соответствующая образу Правосудия карта Льва сопоставляется с Весами, а карта Весов, на которой изображена девушка, укрощающая льва - со знаком Льва. На самом же деле суд Фемиды подразумевает львовское понятие совершенства человека, объемлющего мир в гармонии Хеседа и Гебуры, связанных между собой этим цинаротом: всеохват мира возможен только в гармонии частей целого - отсюда символ весов. А укрощение природы не грубой силой, но мягкими методами, подобно тому, как ласка девушки подчиняет себе льва, отражает зодиакальное предназначение знака Весов, знака культуры и цивилизации.
Также естественный порядок арканов нарушают более современные перестановки - например, замена 4-го аркана "Император" (Овен) на 17-й (Водолей), возникающая тогда, когда знаку Водолея начинает приписываться значение самостоятельности человеческого духа, которого этот знак первоначально не имел. Водолей никогда не претендует на роль императора, всегда находясь немного в отрыве от земли и пренебрегая своим "я", как и личностями других людей - но в связи с идеей начала эры Водолея, оформившейся в конце ХIХ века, этот знак приобретает первостепенное значение, что и выразилось в стремлении переставить его поближе к началу.
Изначально 12 знаков Зодиака просто последовательно сопоставлялись с 12-ю "простыми" буквами иврита. Но если в отношении знаков Зодиака достаточно бесспорным критерием может служить их последовательность, то она почти не дошла до нас в том, что касается соотнесения образов Таро и букв с планетами, хотя первоначально планеты также были сопоставлены этим образам по порядку. В графе "астрологическое значение" таблицы в скобках приведены более древние соотнесения букв с зодиакальными значениями. Они связаны с "двойными" буквами системы иврита, которые произносятся двояким образом и имеют два написания в этом языке.
Двойных букв 7, и они соотносятся с планетами септенера. Первоначально буквы сопоставлялись с планетами согласно геоцентрическому порядку небесных тел в Солнечной системе: первая из двойных букв связывалась с Сатурном, вторая - с Юпитером и т.д. Затем образам букв были приписаны другие планеты, что повлияло на образы Таро, однако первичное сопоставление оставило в картах Таро свой след.
Так, первая карта ("Маг") имеет не только черты самой легкой и быстрой планеты - Меркурия, но и предполагает концентрацию и стремление к материализации Сатурна.
Вторая карта ("Жрица") помимо безличного лунного начала передает качества религиозного авторитета, как хранительница чистоты связи с высшим, что напоминает о прежнем соотнесении этой карты с Юпитером.
Третий аркан ("Императрица"), кроме чувственного начала Венеры, имеет черты властности и созидательности, наследуя энергию от своего прежнего соответствия планете Марс.
Десятый аркан ("Колесо фортуны") даже в названии сохранил образ Солнца, древний символ которого - вечно катящееся колесо.
Шестнадцатый аркан ("Башня"), который теперь связывают с Марсом, не случайно имеет и другое название - "Богадельня", чем напоминает о милосердии его прошлого управителя - Венеры.
Девятнадцатый аркан ("Солнце") в своей картинке, отражающей непосредственность и открытость миру, кроме солидного Солнца напоминает о моложавости Меркурия (иногда на нем даже рисуются дети-близнецы, радующиеся Солнцу).
И, наконец, последний аркан ("Мир"), изображающий кружащуюся в пляске Вселенную, сохраняет в себе неустойчивую эфемерность бытия, круговорот и вечное возвращение мира к истоку - движение, не свойственное Сатурну, но естественное для хранительницы прежней хозяйки этого аркана - Луны.
Наибольшие сомнения обычно возникают в современной астрологической трактовке трех "букв-матерей", хотя здесь практически не может быть смысловых вариантов.
В "Сефер Йецира" они описаны так:"Три матери - Алеф, Мем и Шин: их основная черта - чаша правоты и чаша виновности, и закон устанавливает меж ними равновесие. Три матери - Алеф, Мем и Шин - великая тайна: чудная, сокровенная и запечатленная семью печатями, и из них вышли воздух, вода и огонь, от этих произошли отцы, а от отцов - чада." И традиционно эти буквы связывались с понятиями стихий, по звукоподражательному принципу: самый легкий звук, Алеф - с воздухом, мягкий и инертный М - с водой, а шипящий как огонь Ш - с огнем.
Впоследствии астрологи соотнесли их с тремя высшими планетами: воздушную стихию в первозданном виде являет Уран (алеф, 1-й аркан,"Шут"), изначальные воды - Нептун (мем, 12-й аркан,"Жертва"), а огненные недра земли - Плутон (шин, 20-й аркан,"Пробуждение мертвых"). Встречающаяся перестановка Урана и Плутона отражает наиболее распространенную ошибку нашего материалистического времени: высшим творящим первоначалом, более близким к абсолюту, начинает считаться огонь (энергия), а не воздух (мысль), хотя по традиционной иерархии воздух выше огня (и ближе к Кетеру), в то время как огонь ближе к материальному миру Малькута.
В системе Мирового древа Каббалы соотнесение букв с планетами проявлено не только в прямом астрологическом соответствии. Например, оно подспудно присутствует в эпитетах Бога, связанных с буквами: с одной стороны, каждый эпитет начинается на ту букву, к которой он относится, с другой - их последовательность отражает связь с сефиротами, а через них - со значениями планет.
Так, первый эпитет относится к букве Алеф - "бог, явившийся (из скрытого)"- связан с сефиротом Кетер, а значит, с Нептуном, второй - с Хокмой и Ураном, третий - с Биной и Сатурном, и так далее до десятого эпитета к букве Йод, который связан с Малькутом. 11-й эпитет вновь относится к Кетеру и так далее, а последние буквы и соответствующие им эпитеты связаны со стихиями.
Таблица помогает увидеть, какие сопоставления легли в основу того синтеза, который представляют собой старшие арканы Таро. Карты Таро, которые в своих старших арканах соотносятся с 22-мя цинаротами, интересны тем, что дополняют идеи через образы-картинки, каждая из которых имеет смысл определенного духовного пути. Совмещая логически-лингвистическую систему с образной, мы получаем яркую синтетическую модель взаимодействия основных сил природы, выраженных в сефиротах.
АЛЕФ(число 1) - ГЕНИЙ ШУТА (0-й аркан) - УРАН.
Буква АЛЕФ, соответствующая в еврейском алфавите цифре 1, образована от египетского иероглифа, изображающего голову быка и тем самым связанного с понятием первоначальной мощи и плодородия. Но основное ее значение связано с тем, что от звука "а" - точнее, предшествующей ему гортанной смычки - образуются все остальные звуки (именно потому буква "а" и первая в большинстве алфавитов). Алеф - это первый посыл, порождающий все, первый толчок от Кетера к Хокме, поэтому эта буква, этот всеобщий звук именуется Отцом, так же, как и Хокма, и ей сопоставляется та же планета Уран, символизирующая принцип изначального движения. В сефироте Хокма этот принцип реализует и закрепляет сам себя, и это повторение планеты подчеркивает также то, что он сам себя и порождает.
В Таро этому принципу сопоставляется понятие оживляющей природы и картинка Шута, символизирующего божественную силу до манифестации, способную строить и рушить миры. Это божественный гений, способный создать Вселенную, и первое явление Бога состоит в этой способности, потому эпитет бога, связанный с этим цинаротом - "бог явившийся". Но Вселенной еще нет, и потому алеф - только шут, ноль, ничто, абсолютная пустота, которая может стать любой, и абсолютная свобода этого становления: в этом ничто в потенциале содержится все. Поэтому в Таро этот аркан считается нулевым или последним, XXII-м. Планета Уран говорит о том, что Бог творит Вселенную легко, случайно и ненарочно, - и такова же спонтанная природа человеческой гениальности. Но все же нечто над этим стоит - а именно изначальная архетипическая полнота Кетера, которая и является причиной первотолчка. И за спонтанностью Шута стоит разум - согласно Каббале, это непосредственно близкий к первоисточнику "разум огня", или "разум перед лицом Причины".
Поскольку здесь происходит первое, и потому самое сильное отклонение от изначального равновесия, уход от самодостаточной в себе полноты, проявляется максимальная потребность в баллансе, и одним из символов этого цинарота является коромысло. Но чаще всего Шут изображается просто держащим за плечами на палке узелок - в котором и есть то "все" и "ничего", которое заставило его отправиться в путь - и балансирующим с ним на краю пропасти.(Рис.2) В узко-практической проекции на человеческую жизнь эта карта трактуется как предостережение против опасностей всего неожиданного, принципиально нового и неизведанного. Но за этим стоит более широкий смысл высшего творчества, творения на пустом месте, из всей полноты своего существа.
Шуту помогает не упасть сама близость к Кетеру, расположенному на вершине "древа равновесия" и воплощающему для него тем самым закон, и этот цинарот соотносится с "правилом равновесия" в "моральном мире" Сефер Йецира. Кетер есть абсолютный покой, и поэтому Шут так невозмутим и беспечен. Пусть творение есть нарушение изначального порядка бытия - и потому перед Шутом пропасть - но все же оно диктуется высшими нравственными законами. Оно не может быть творением, если не несет в себе первоначала.
БЕТ (число 2) - МАСТЕРСТВО МАГА (I-аркан) - МЕРКУРИЙ.
Буква БЕТ, соответствующая цифре 2, происходит из иероглифа "дом". Поэтому она символизирует организацию пространства и ту мудрость, которая может его организовать, выстраивая дом Вселенной, так же, как и храм человеческой души. Это статическое упорядочивающее начало, которое имеет женскую закрепляющую природу, и потому именуется Матерью, подобно Бине.
Бет - тот канал, который соединяет Кетер с Биной. Спонтанное творчество впервые фиксируется (становится сознательным), и потому эпитеты Бога, связанные с этим цинаротом - "бог ясности" или "бог определяющийся". Это первотолчок определения, корень всей последующей определенности, дающий возможность раскрыть и отобразить в ином изначальную божественную сущность. И разум, соответствующий ему, именуется "разумом света, изображения и великолепия" - того, что изображено. Цифра 2 также соответствует этому принципу отражения, как и двойственная природа планеты нашего разума - Меркурия.
Высшее совершенство в определении и организации форм позволяет увидеть Бога или человека Магом, изображенным на карте Таро.(Рис.3) Если Шут, не осознавая себя, отождествляется с Творцом (отчего эта карта Таро называется еще "безумный" или просто "дурак" - но известно, что ругательства могут носить сакральный смысл) - то карта Мага предполагает отчетливое видение себя, и видение необыденное, с позиции высшего (Кетера). Это первая по счету карта Таро: любой путь начинается с самоосознания и самоопределения.
Легендарная символическая картинка пирамиды Хеопса изображает Мага с поднятой правой рукой, в которой он держит жезл с равными концами, символизирующий принцип: "что наверху, то и внизу", дающий возможность сознанию проецировать себя в мир (иначе говоря, волшебную палочку). Перед ним на кубе представлены атрибуты стихий, которыми он повелевает. Символы первоэлементов-стихий в Таро - это жезл или факел (огонь), меч (воздух), кубок (вода) и диск (земля). От них произошли черви, бубны, трефы и пики современных игральных карт.
А над головой Мага изображается знак бесконечности - змеи, кусающей свой хвост. Символизируя собой сознание, контролирующее первоэлементы мира, Маг дает возможность вечного существования Вселенной, и с этим арканом соотносится понятие "живущей природы", как строящего себя из элементов сознания. В сознании заложен элемент игры, и в современной интерпретации7 мы можем увидеть Мага "играющим" с первоэлементами. Однако поскольку этот цинарот соединяет Кетер с "древом суровости", "игра" сознания ведется по строго определенным правилам и заданным "сверху" установкам: Маг з н а е т, что он делает. Манипулируя с предметами, сознание отражается в них и этим максимально раскрывает и определяет внутреннее "я" человека, его истинную суть. Маг теряет абсолютную свободу воли Шута, но добавляет к воле знание, делающее его мастером своего дела.
Рациональное меркурианское сознание, как и свой дом, отделяет человека от остального мира. Воплощая принцип отмежевания, ограничения, конечности, оно ставит перед ним моральную проблему жизни и смерти: ведь сознание содержит в себе смерть, фиксация омертвляет окружающий мир, и чем иным, как только смертью, может быть окончательное самоопределение? Так может, лучше отказаться от познания и быть живыми, как живая природа? Но сознание предопределено не только к тому, чтобы замыкаться на себе, согласно принципу Бины. Бет соединяет в себе завершенность Бины с всеобщей целостностью Кетера, смерть - с жизнью и ее истоком. Сознание причастно к абсолютному злу разделения и смерти, но оно же строит вечность мира и связывает нас с ним. И потому, как сказано в "Сефер Отийот", мир является домом для тех, кто не забывает о строительстве дома.
В этом смысле Маг - Логос, а бет - случайно высказанное Шутом Слово, которому было предопределено стать Космосом, и которому алеф дал звук, чтобы оно прозвучало.
ГИМЕЛЬ (число 3) - ЖРИЦА ИСТОКА (II-й аркан) - ЛУНА.
Третья по счету буква ГИМЕЛЬ образована от иероглифа "верблюд", что позволило связать ее с образом выхода из дома. Гимель соединяет Кетер с Тиферетом, проходя через невидимый сефирот Даат, который находится как бы в другом пространстве, чем остальное дерево, и потому не соединен с другими сефиротами никакими явными каналами. Посредническая функция Даата, связующая божественный и человеческий миры, проецируется на цинарот Гимель, для которого эта роль передатчика скрытой высшей воли в явленный мир становится основной. Гимель - "волна, катящаяся сквозь мир" (Сефер Отийот). Волна космического ритма, возбуждающая резонансы жизненных событий, передающие эстафету этого ритма дальше, - волна невидимого взаимодействия, охватывающая весь земной шар.
Астрологически трансляцией скрытого в явленное управляет Луна, с которой и соотносится данный канал. Это не противоречит тому, что понятие Луны соответствует сефироту Йесоду. Если с Йесодом связывается статическое представление о едином механизме устройства мира, то третий, лунный, цинарот, являет нам работу этого механизма в динамике всеобщего круговорота. В "Сефер Йецир" он соотносится с понятием Природы. А божественное имя этого цинарота - Гадоль - переводится как "великая форма". Это та изначально данная форма, которую принимает в мире невидимая волна, каждый момент заново охватывая собой единство жизни.
Связуя космос и человечество, эту волну небесной воли транслирует сквозь себя Жрица, изображаемая на втором аркане Таро.(Рис.4) На ее голове коровьи рога Изиды - характерный символ Луны, лицо наполовину скрыто покрывалом - так как она являет собой невидимый процесс, но на коленях она держит раскрытую книгу или свиток, в которой уже записано все, что должно быть. В образе Жрицы подчеркивается ее чистота, позволяющая ей быть безупречной передатчицей динамики изначального, подобно тому, как Йесод служит фильтром сформированных Ходом структур перед их материализацией. Этот аркан называют также вратами храма, пропускающими космический поток на Землю, или открывающими перед жаждущим таинственный путь к иному бытию. С этим цинаротом соотносится индуктивный разум, выявляющий внутреннее наружу и связанный с познанием истины изнутри себя.
Через канал бет проходит путь воплощения, поэтому если алеф - воля, бет - знание, то гимель - это действие. Это правильное движение души, интуитивно истинное, единственное, которое оправдывает покидание дома и выход в мир. Как этот выход, оно может соотноситься с понятием богатства, которое душа находит в мире, но также и воздаяния, которое она получает, открываясь потоку высших сил. Опускаемая этим потоком в воплощенный мир, душа попадает в круговорот счастья и неудач. Она покидает бесплотный идеальный мир Кетера, зато обретает полноту существования, предоставляемую Солнцем-Тиферетом. И тогда душе приходится решать моральную проблему, отмеченную в "Сефер Йецира": стремиться ли ей остаться в блаженстве изначального счастья, или испытывать неудачи, на которые обрекает ее действие в низших, несовершенных, мирах?
Гимель соотносится со спуском из Эдема на Землю Адама и Евы, а также с понятием Святого Духа, как высшего посланца небесной воли. В первой триаде букв алеф являет волю творящего Бога-Отца, бет - совершенство Бога - Сына. Гимель, как совершенный исполнитель воли, предстает на карте Таро в пассивном женском облике, где акцент делается на восприимчивости к потоку и его непосредственной передаче. Отождествляясь с вечно изменчивым потоком, Жрица, в своей девственной чистоте хранящая связь с высшим, символизирует бессмертное материнское начало, не дающее прерваться бесконечному потоку жизни.
Один из символов этого цинарота - кристалл. Пропуская сквозь себя материнские влияния Гимель, человек отмывавает кристалл своего "я": он постигает свою божественную природу. Он видит, что следовать он должен высшему, самому лучшему, что есть в нем: это лучшее и есть кристалл, хранящий его сердце - та часть его души, которая может стать бессмертной - и, возможно, та, которая создает его бессмертное тело, когда происходит воплощение: ведь цинарот гимель связывает между собой Кетер и Тиферет. А Тиферет есть сердце человека и та точка, где сходятся между собой внешний и внутренний миры, высшее, творящее, и низшее, животное, "я" человека, где происходит их отождествление между собой - и через которую возможно привнесение в мир новых архетипических идей, рождающихся в мировом океане мысли Кетере.
Тиферет как то, что уже воплощено, и что центрирует в себе все, мыслится реальным проводником космической воли с небес на Землю. А за образом Жрицы скрывается невидимая пара Тиферета - Даат, который держит ключи знания. Он соответствует партнерскому знаку Весов и Хирону и в дереве рисуется пунктиром: его как бы нет, он является только отражением Тиферета. Но именно Даат связывается с познанием, которое явилось причиной изгнания Адама и Евы из рая. И поэтому именно Жрица, путь которой проходит сквозь невидимый сефирот, но не оскверняет ее девственной чистоты, открывает нам невидимые миры Даата.
"Волна, катящаяся сквозь мир".
(Кетер-Тиферет-Йесод-Малькут)
Пробегают резонансы сквозь людей и сквозь миры:
Те, которые опасны,
те, которые неясны,
Как вода чисты,
бесстрастны,
как случайности пасьянса,
Как фатальности игры...
И в волне неукротимой
объективной
воли воль -
Обходительность интима,
беспредельность серпантина,
Снисхожденье побратима
и единая картина
Жизни -
вечности незримой
воплощенная любовь.
ДАЛЕТ (число 4) - ПОВЕЛИТЕЛЬНИЦА СОТВОРЕНИЯ
(III-й аркан) - ВЕНЕРА.
Цинарот ДАЛЕТ соединяет Хокму и Бину, Отца и Мать, и соотносится с процессом порождения и венерианским понятием вечности и воспроизводимости жизни, которое соответствует Нецаху. Действие гимель обретает реализацию в далете. Буква далет происходит из иероглифа "дверь" - это та дверь, сквозь которую проходит поток небесной воли предыдущего цинарота, и это та преграда на его пути, которую должно преодолеть все то, что будет потом сотворено в материальном мире.
Показывая нам, что и Вселенная рождается не без мук, третий аркан Таро изображает рожаницу.(Рис.5) Ей сопутствуют два серпа умирающей и вновь растущей Луны, символизируя вечное рождения. Но в отличие от девственницы-Жрицы, она олицетворяет собой плодовитость и плодородие и изображается освещенной также Солнцем. Над головой ее - корона из 12-ти лучей или 12 звезд - символ проявленности и времени. Этот образ встречается в Апокалипсисе, символизируя собой то, что приход Спасителя имеет место во времени и в пространстве. Мы можем говорить о вневременности первых трех цинаротов, как и всех архетипических понятий - сефиротов, но процесс порождения, достигающий результатов, происходит во времени.
Женщина, готовая произвести на свет дитя, держит в руках египетский "ключ жизни" - символ господства над сотворенным миром. Поэтому она именуется Императрицей, и В "Сефер Йецир" ключевым словом для этого цинарота является "власть". С этим арканом связывается понятие воли Творца, закладывающей фундамент всего последующего творения. От Жрицы Императрице дано понимание процесса творения, в ее власти решать: чему дать и чему не дать самостоятельное существование. Жрица подчиняется всем нюансам изменчивого потока ради того, чтобы естественным образом могло быть проявлено все, что может быть проявлено. Императрица же повелевает процессом сотворения, открывая или закрывая невидимой идее дверь в явленный мир.
Чтобы принять верное решение, она должна быть мудра, и в "Сефер Йецира" с этим каналом соотносится понятие мудрости и глупости. Он соответствует стадии, когда человек должен осознать свои желания, на основе которых он, порой неосознанно, творит свою судьбу и понять, какие из его намерений будут наиболее мудры. Поэтому карта Императрицы иногда называется осмысление. "Дверь" также называется "вратами света", и с этим цинаротом связывается представление об освещающем путь, просвещающем разуме, который служит "наставником тайн". Основа всех тайн, величайшая тайна рождения, связана с повелительницей сотворения и планетой практической мудрости, Венерой.
Императрица воплощает собой принцип равновесия источения и восприятия любви, который лежит в основе всякого сотворения. В более узком смысле конкретной реальности этот принцип выглядит так, что мы способны к самоотдаче и самореализации настолько же, насколько чувствами включаемся в жизненный процесс, и карта третьего аркана Таро трактуется как эта эмоциональная включенность и участие в жизни. Императрица иногда называется Матерью-Землей - но не просто в смысле материальной действительности Малькута, а поскольку все мы являемся детьми той творящей любви, которую она олицетворяет.
Открывающая все двери и тайны мудрость Хокмы - и воспринимающий разум Бины, светоносная энергия духа-Отца - и ограничивающие рамки Матери-материи, электрический импульс мысли - и природный магнетизм, всеобщее единство Урана - и субъективная определенность Сатурна - только в их слиянии становится возможным порождение. Вне Мудрости единства со всем - или же вне Разума, минуя себя, - оно не свершится. И в этом смысле любой человек на Земле рождается от всех людей и принадлежит всему человечеству - и поэтому же только он сам может открыть себе двери в этот мир. И только он сам - советуясь с мудростью человечества - решает: распахнуть их настеж или оставить лишь узкую щель тому свету, который он увидел, когда впервые осознал себя жильцом Земли. Но понятие свободы воли относится уже к следующему цинароту.
ХЕ (число 5) - ИМПЕРАТОР ДУХА (IV-аркан) - ОВЕН.
Буква ХЕ произносится как свободный ненапряженный выдох и связывается поэтому с дыханием и со вдохновением. Согласно "Зогару" это - Бог, в "Сефире Йецира" - религия. В "Сефер Отийоте" это то, что происходит здесь и сейчас, это сила и суд - это решимость человека выйти в открытый космос, подобная тому, чтобы решиться на прыжок в бездну. Император говорит: "я буду тем, чем я буду". (Рис.6)
Он сидит на кубическом камне и держит в руке державу мира, два покорные агнца, изображенные на его троне, символизируют смирение перед тем, что он видит. В правой руке император держит жезл с головой агнца, что указывает на то, что этим миром он правит правильно, не совершая ошибок, которые бы могли привести его к гибели. Как агнец, отказываясь от своего низшего "я", он постигает высшее "я" и этим завоевывает себе право на принятие активной позиции во внешнем мире. Соответствуя астрологическому знаку Овна, Император воплощает принцип свободы воли.
Цинарот "хе" соединяет с Тиферетом, местом воплощения события на каузальном уровне, Хокму - астрологически, планету Уран, которая отвечает за случайность. Познавая этот цинарот, человек учится адекватно реагировать на случайность, делая свободный выбор своего будущего в рамках божественной необходимости. Моральные категории, которые служат Императору опорой - это зрение и слепота. Зрение помогает ему ясно видеть мир и последствия своих поступков, но эта картина может и ужасать его. Когда человек зряч, ему сложно решиться на действие - а когда он не видит, он может допустить ошибки, которые потом скажутся не только на его, но и на общей судьбе: ведь он - Император. Слепота же позволяет ему не замечать недостатков и страданий мира, вызываемых анархическими проявлениями нашего субъективного "я", и не отказаться от своей свободы воли ради будущего прогресса. К этому же цинароту относится речь, и дух учит человека придавать значение каждому слову и бережно обращаться с ними, потому что они - одно из тех средств, которым человек творит реальность.
Этому цинароту соответствует разум, "устанавливающий творение теплотой": Император правит теплом любви. А имя Бога, пробуждающего в человеке эту любовь, - красивый. Красота служит критерием совершенства реализации своей свободы воли. В упомянутом варианте карт Таро Алистера Кровли рядом с Императором изображен герб с целующими голубками на фоне восходящего Солнца, символами Святого Духа и той бескорыстной любви, которая посылает его. Здесь два агнца изображены живыми рядом с Императором: когда любовь связывает двоих людей и из-за ошибок одного может пострадать другой, ведь они - два агнца, отданные на заклание Судьбе.
Речь, относимая к этому цинароту, является способом связи двоих, как и местоимение "эта", связанное со словом улица: оно указывает на место их встречи - ту точку, где ego и alter ego пересекаются в пространстве Хокмы. Иначе, это точка соприкосновения "я" человека и его свободы воли. Буква "хе" происходит от иероглифа "возглас", а по другой версии - "решетка": символически, это та предохранительная решетка, которая не пускает человека шагнуть за пределы дозволенного. Этой решеткой служит мудрость человека, наследуемая им от предыдущего цинарота, а этим возгласом - возглас удивления, когда человек неожиданно для себя открывает что-то новое, попав в то самое место пересечения параллелей Судьбы, где свершается случай.
ВАВ (число 6) - СВЯТИТЕЛЬ ЕДИНЕНИЯ (V-й аркан) - ТЕЛЕЦ.
Буква ВАВ происходит от иероглифа "гвоздь" или "набалдашник". И, подобно тому, как гвоздь прочно соединяет прежде несвязанное, она символизирует неслиянное и нераздельное соединение двух природ в человеке: это столкновение его стремления к божественному со всей сферой его страстей и желаний. Звучание губного "в" похоже на металлический звук вбиваемого гвоздя. Эта буква близка нашему "у", которое ассоциируется с углублением в себя, погружением в глубину. Поэтому вав связывается с металлами, а также - с исповедью человека перед самим собой, с испытанием проявления его свободы воли в жизни и верности его мысли.
Развивая идею свободы воли и связывая поток света Хокмы с объективным бытием Хеседа, высший египетский священник, Иерофант, которого изображает картинка пирамиды Хеопса, (Рис.7) воплощает праведность человека в полном смысле этого слова. Подобно тому, как в мифологии далекого праотца и бога светлых небес Урана замещает юпитерианский образ более близкого к людям священника-царя, передающего небесную волю земле8, Хесед-Юпитер с Хокмой-Ураном тоже соединяет образ священника. Мифологически, роль царя - это именно роль посредника, проводящего людям не свою, но некую объективную волю. Но, в отличие от миссии Жрицы, пассивно проводящей ритмы, роль царя активна, и, символизируя принцип активности в сочетании с ролью проводника высшей воли, Иерофант является созидателем в жизни нового пути.
Моральная же проблема заключается в том, чтобы прислушаться к внутреннему голосу и быть праведным не только в исполнении своей задачи, как Император, а и по отношению к самому себе и своей природе в более глубоком, религиозном, смысле. И, слушаясь себя и своих, пусть даже самых естественных и правильных импульсов, нужно не стать глухим к окружающим, постоянно соразмеряя их желания со своими. В этом смысле цинарот вав воплощает слух и глухоту. Поскольку в самой картине творения мира первичен звук, именно слух служит лучшим проводником, соединяющим внутреннюю и внешнюю реальность человека.
С каналом вав, передающим небесные дары Хокмы в щедрые руки Хеседа, связана идея представления Бога (как и человека) во всем блеске его возможностей. И Иерофантом, сочетающим в себе возвышенное и земное, правит наш внутренний разум наслаждения и торжества. Иерофанта окружают четыре зодиакальных символа: Телец, Лев, Водолей (ангел) и Орел, в астрологии являющийся символом созвездия Скорпиона - они символизируют собой мировое древо и эволюцию. На карте Алистера Кровли священник изображается держащим в руке символ триединства, а ниже изображена его женская природа, с мечом мысли в руке, которая правит им изнутри. Жезл, который иерофант держит в руке (крест с тремя перекладинами или три пересекающиеся круга - эмблема Рериха) подразумевает новое воплощение. За головой иерофанта изображен пятилепестковый лотос, который, как и пятиконечная звезда, в которую он вписан, символизирует его стремление к активному участию в космическом творчестве. И, если мы вновь вспомним мифологию, которая в своем развитии выявляет тенденцию, чтобы прежнего главу пантеона и хранителя религиозных традиций сместил идеально-нравственный предводитель марсианского типа, открывающий новый путь, то в образе Иерофанта мы уже можем найти и эти черты тоже.
Как то небесное, которое решилось снизойти до нашей грешной природы, Иерофант соответствует знаку Тельца, и из-за его спины выглядывает разъяренный бык, как символ его мощного творческого потенциала, но также его страстей и желаний. Телец, астрологически, - самый земной знак, которому, однако, надлежит стать наиболее возвышенным, воплотив незыблимую праведность того пути, который своими жесткими рамками корректирует сама материя. Поэтому на карте ниже Иерофанта, вокруг которого описана прямая пятиконечная звезда и задачей которого является духовное воплощение, изображена женщина, символизирующая материальное воплощение и связанная с ним перевернутой пятиконечной звездой. Их единство отражают два приставленные один к другому спинами слона, на которых покоится идея.
Сверху над иерофантом змей и голубь - символы энергии и духа, которые стремятся слиться воедино, чтобы вознести дух к небесам. Женщина же внизу, которая есть его женская сущность, наоборот, стремится к земной эволюции и ее меч - ее мысль - в форме гвоздя буквы ВАВ - острием указывает вниз. Она замедляет эволюцию, служит тормозом к устремлению вверх энергии иерофанта, приковывает его к земле, а серп Луны в ее руке указывает на супружескую верность и совершенное слияние с ним, которое помогает ей этого добиться. Зодиакальные животные на картинке лишены глаз: путь эволюции им неведом. Как священник, иерофант освящает принципиально новый союз духа и материи.
ЗАЙН (число 7) - СОЮЗ МАТЕРИЙ (VI-й аркан) - Близнецы
Буква ЗАЙН происходит от иероглифа "оружие", по другим версиям "украшение" или "дерево". Классическая картинка Таро иногда называется "два пути": на ней изображены человек и ангел - человек стоит на распутьи, а ангел целится из лука в женщину, стоящую на цветочной равнине, и посылает человека уйти в горы. Средневековый художник имел в виду, что перед человеком два пути: отдать себя миру, женщине, цветам - и умереть в духовном смысле, или отстраниться от мирского и уйти в горы, к смерти, для того, чтобы освободиться для духовной жизни в иных мирах, а, может, потом вновь возродиться ангелом, чисто духовным существом, лишенным ошибок своей свободной воли.
Горы - символ завершенной реализации личности, астрологически ассоциируемый с планетой Сатурн. Сатурн соответствует сефироту Бине, которого цинарот зайн связывает с точкой воплощения - Тиферетом. В горах человека хранит память: она помогает ему одержать победу над собой, и в "Сефер Отийот" цинарот зайн трактуется как память, зерно из прошлого, собственность, которую человек сумел накопить до похода в горы (в высокие сферы Бины). Намерение вернуться из похода, чтобы посадить это зерно на новой Земле (связать Бину и Тиферет), заставляет его преодолевать препятствия.
К этой карте относится разум приготовления, располагающий к правильному восприятию духа. Если Императора и Иерофанта безудержная энергия Хокмы побуждает к действию, то Бина отражает прежде всего совершенство восприятия, его точность, тонкость и чуткость. И моральные категории здесь по "Сеферу Йецира" обоняние и нечуткость: требуется самое тонкое восприятие, чтобы распознать высшие каналы и выбрать верный путь к ним среди жизненной суеты.
Можно было бы просто спросить человека, как это делает средневековая картинка: чего он хочет от мира - жизни в цветущей долине, где его неизбежно подстерегает смерть, или вечного блаженства в неведомых небесах через смерть своего "я", которое он привык считать собой? Но серьезный человек вряд ли даст на него однозначный ответ, потому что понимает, что наши рациональные построения ходят вокруг да около истины, которая остается м е ж д у двумя противоположными ответами. Познание происходит лишь в момент двойственного представления о вещах, ни на одном из которых разум не может остановиться: две противоположные мысли - это два зеркала друг напротив друг друга, являющих бесконечность отражений того, что между ними. И потому юноша на картинке находится на распутье.
Бина образует наиболее глобальное, первое противопоставление (с Хокмой), закладывая основу нашего рационального познания, и с цинаротом зайн, как и со знаком Близнецов, связано раздвоение сознания на внутренний и внешний мир, на жизнь и на смерть, на мужчину и женщину - и все вытекающие отсюда противоречия. Ответом на неразрешимые вопросы жизни является только внутренний монолог сознания с самим собой (который внешне может проявляться как растерянность или дойти до шизофренических реакций, показывающих нам, что сознание двойствено по природе). И знаку Близнецов очень полезно ставить акцент на чутком и правильном восприятии. Задача блужданий в дебрях рациональных определений - поиск той реальной почвы, на которой человек может вновь посадить зерно, взятое им из долины в горы, чтобы потом вырастить из него новое древо жизни.
И с этим связано другое изображение этой карты: на ней Близнецы - это Адам и Ева в раю.(Рис.8) Они противопоставлены друг другу: Адам изображается темным, но за ним - древо жизни, а Ева светлой, но за ней - древо познания. И над ними - ангел. В современной интерпретации, совмещающей оба традиционных рисунка, изображены мужчина и женщина, и в женщину целится стрелой Амур, а над ними простирает руки сам Бог, благословляющий их союз. Рядом с мужчиной стоит Лев - символ огня, рядом с женщиной - Орел, символ воды - огонь может высушить воду, а вода - залить огонь, но противоположные начала не вступают в битву друг с другом: от смертельно ранящих стрел любви и от борьбы не на жизнь, а на смерть Господь хранит молодых.
Цель их союза - это продолжение жизни. Зерно своего союза мужчина и женщина, конечно, закладывают прежде всего в детей, связывая этим Бину, разум материи, человеческую память самого глубокого уровня, с местом воплощения Тиферетом. Но за жизнь отвечают мужской и женский принципы Хокмы и Бины, которые одновременно заложены и в мужчине и в женщине, хотя мужчина несовершенен в женской роли, а женщина - в мужской. Поэтому выше божественного покрова изображены две женщины, причем над мужчиной женщина несовершенна: это та статуя Пигмалиона, которую он пытается оживить. Консервативный принцип хранит их брак, и поэтому женщины изображены выше божественного покрова.
А ниже мужчины и женщины нарисованы два ребенка - это то, что он и она могут привнести в мир нового. Женский принцип - это сохраняющий принцип жизни, мужской - трансформирующий ее принцип. При этом мужчина, разрушающий прежнюю реальность, на карте Кровли изображен негром, так же, как и тот принцип, который женщина пытается привнести в мир - негритенком, так как женщина, исполняя консервативную функцию, подсознательно пытается обернуть историю вспять. Негр и негритенок вместе сдерживают копье: происходит битва принципов будущего и прошлого.
Брат-близнец негритенка светел, он стоит ниже мужчины, отражая его светлую мечту, и вместе с женщиной держит чашу их будущей совместной судьбы. На чаше изображен символ Святого Духа - голубь, и над ней сияют пять светлых лучей - символ нового сотворения. Между мужчиной и женщиной нарисовано яйцо, которое обвивает змея, и крылья вестика-Гермеса, готовые вознести в воздух их обоих. Божественное имя здесь - чистый: союз двоих хранит чистота женщины и светлые идеи ее мужа.
Более философским языком различие мужчины и женщины выражается так: "Сущность мужчины есть Любовь (Хокма и сефироты Древа Милосердия), облик его есть Премудрость (Бина и сефироты Древа Суровости). Сущность женщины есть Премудрость, облик ее есть Любовь."9
Почему традиция уделяет такое внимание противопоставлению мужского и женского начал? Потому что именно это разделение, отражающее изначальный дуализм Хокмы, отца света, и Бины, скорбной бесплодной матери, символически считается основополагающим. Это то противопоставление, которое присутствует во всех вещах, хотя современному человеку, возможно, легче представить его как противоположность бытия и сознания или как движение электронов, противопоставленное силам гравитации, формирующим атом. И Каббала, пользуясь теми простыми реалиями мира, которые нам непосредственно даны, пишет так:
"Всякая форма, в которой не имеется принципа мужественного или принципа женственного, не есть форма высшая и законченная. Святой, да будет Он благословен, не утвердил там своего пребывания, где эти два принципа не соединены совершенно; благословения нисходят лишь туда, где это единение присутствует, как мы поучаемся этому из слов:"Он их благословил и дал им имя Адам в день, когда их сотворил, ибо даже имя человек не может быть дано иначе, как мужчине и женщине, объединенным в одно существо."(Зогар)
ХЕТ (число 8) - КОЛЕСНИЦА ПРОТИВОРЕЧИЙ(VII-й аркан) - РАК
Соединение противоположностей в одном человеке - это то, что дает возможность его самостоятельного существования, его независимой судьбы, обособленной от судеб мира в целом. Но это и то, что окончательно выделяет его из изначального единства Вселенной, отделяя его душу от мировой души и Бога. Поэтому следующий цинарот, ХЕТ, последний из каналов, соединенных с тремя высшими сефиротами, символизирующими единое сознание мира, иногда связывается с грехопадением.
Два варианта иероглифа, от которого образована буква ХЕТ, - это человек, поднявший кверху руки, жест которого означает радость, или просто изгородь сучьями кверху. Изгородь символизирует черезполосицу судьбы, состоящей из темных и светлых моментов. Душа постигает свою разделенность на две части - противоречивость мира, как ее дано видеть человеку в себе самом и собственной судьбе, усугубляет отрыв души от себя самой - от своей изначальной целостности, когда сознание не было противопоставлено бытию. Но в познании и принятии своей судьбы душа находит выход из противоречивой ситуации и постигает возможность синтеза крайностей. Поскольку такая возможность найдена, человек испытывает радость от своей жизни и своего пути.
На карте Таро изображен Колесничий, сжимающий в руках диск судьбы.(Рис.9) Везут его колесницу черный и белый сфинксы, которыми он по очереди правит. В его руках нет поводьев: он правит колесницей внутренним движением своей души. Он едет по полю боя, но, закованный в латы, не обращает внимания на убитых и врагов, сосредоточившись на главном. Он понимает, что внешняя ситуация его жизни зависит от внутренней: он сам определяет светлые и темные полосы своей жизни. И во всех жизненных ситуациях его душа сама должна будет справиться с управлением, а потому эта карта также называется Победитель.
Символизм изображаемой на карте Колесницы Осириса связан с образом колеса, которое касается то неба, то земли. Колесо - универсальный символ охвата этой жизни целиком, и судьба - это тоже круг, охватывающий жизнь человека, давая ему возможность осознать всю ее полноту. Цинароту ХЕТ соответствует разум изобилия, который извлекает смысл из тени - то есть тот, который в самых темных событиях способен разведать самое светлое, что является зодиакальным предназначением знака Рака. Иначе этот цинарот называется просто жизнь, а имя Бога здесь - милосердный. Движения кармы, в которых участвует душа, ведут к смертям, войнам и стихийным бедствиям. Но Господь прощает душу, в агонии рвущуюся из тех противоречий и грехов, в которых она поневоле участвует, воплотившись в этот мир, и дает ей укрытие, побуждая ее понять, что и на поле боя Колесничий не только убивает, но созидает новую реальность, а потому душа должна жить - и сражаться.
Цинарот ХЕТ соединяет жесткую определенность судьбы Бину и принцип активности Гебуру. Чем более человек соответствует своему предопределению, тем лучше ему удается проявлять свободу своей воли. Поэтому с этим цинаротом связано также понятие осуществления. Это самораскрытие, которое происходит из сжатия: колесничий сосредоточен на том, что он делает, не отвлекаясь на внешние помехи. Для управления двумя противоположными силами важно равновесие, и сохранить балланс колесничему помогает тяжелый диск судьбы в его руках. Он закован в латы - своего долга, своего предначертания, и эта картинка соответствует знаку Рака, под панцирем Сатурна прячущего свою очень нежную и ранимую душу, для того, чтобы ее сохранить от внешних влияний, которые вносят в его душу сомнения в правильности выбранного пути. Рак - неуверенный в себе знак, но астрология советует ему заменять пассивную сатурнианскую охрану активной защитой Марса, то есть проявлением себя вовне. Знак Сатурна, Козерог, является лучшей основой для проявлений Марса.
В вопросах самореализации моральными категориями оказываются прежде всего красноречие и немота: речь, являясь тонким механизмом управления душой, связывает человека с другими людьми и он может влиять на них. Колесничий, как и Раки обычно, смотрит глубоко, и из глубины, но даже когда им удается выбраться из своего панциря, встает нравственный вопрос, что должно, а что не должно быть сейчас проявлено наружу. Когда человек активно взаимодействует изнутри с полем внешнего мира, против его субъективизма могут обернуться те силы, на которых построен этот материальный мир вообще - силы Гебуры, астральный свет, который является источником всякой энергии. Это созидательная и одновременно разрушительная энергия, которая дает человеку силы, будучи правильно распределена, при черезмерном проявлении может восприниматься как боль и страх - не только самим человеком, но и окружающими его людьми. Видение этой энергии также учит человека быть милосердным - как по отношению к окружающим, так и по отношению к себе самому. Букву ХЕТ по этому признаку связывают с Хеседом.
Буквы алеф, бет, гимель и далет описывают общую структуру разума человека, можно сказать, его "крышу": где гений шута Урана, мастерство мага Меркурия и способность к самореализации императрицы Венеры хранят разум человека от разрушительных сил астрального света (Айн Соф Аур), помещаемого над Кетером, и не допускают его влияния на душу и на тело. Столпом этой постройки является жрица Луна, дающая все же возможность проведения астральных влияний в мир опосредованно - буква гимель, верблюд, осуществляющий связь разума и материи при помощи своего труда. Эти четыре буквы говорят о том, каков "дом" - каково сознание человека и мир, в котором он живет и хочет жить.
Буквы хе, вав, зайн и хет показывают человеку иную жизнь: они дают ему возможность сравнить его внутренний мир, в котором он правит как император духа (хе) и которому он дает законы как иерофант (вав), и тот мир, который образуется в слиянии с иным - внутренним миром другого человека (зайн) или других людей (хет) - и таким образом он обретает возможность корректировать линию своей судьбы. Когда достигнута полнота существования, следущие две буквы - тет и йод - обращают нас к началу познания вещей мира.
ТЕТ (число 9) - ПОКРОВ ПРАВОСУДИЯ (VIII-й аркан) - ЛЕВ
Цинарот ТЕТ - первый канал, который уже не связан напрямую с высшими сефиротами. И поэтому он ассоциируется с тем покровом, который отделяет людей от высших сил, порой для них опасных, и не пропускает в дальние сферы тех, кто к этому не готов. О тете говорится, что это уровень ангелов-хранителей людей.
Буква ТЕТ происходит от иероглифа "товар", "печь" или "груз". Это тот груз своей судьбы и своей ответственности, который душа находит себе в этом мире и тот товар, который она может предложить людям. На картинке Таро изображена богиня Правосудия Фемида (Рис.10), взвешивающая возможности человека принять этот груз - его благоразумие, правильно ли он выбирает себе "товар". С этим цинаротом опять же соотносится слух - умение услышать приговор Фемиды. Когда весы Фемиды приведены в равновесие, человек рождается для новой судьбы, и, получая благословение свыше, постигает тайны духовной деятельности. Цинарот Тет символизирует доброту судьбы по отношению к человеку, принимающей его дар и дающий ему свой, и доброту самого человека по отношению к другим людям.
Верша правосудие Фемиды, Тет соединяет щедрость Хеседа, дарующего энергию всем сотворенным формам, и правоту Гебуры, сражающегося с тем, что недостойно более существовать. Милосердие Хеседа, отражаемое образом распростирающегося во все четыре стороны креста, и сила Гебуры, символом которой является активная форма пятиконечной звезды, формируют совершенство человека, в астрологии воплощаемое знаком Льва. Являясь вершиной человеческой реализации в мире, этот канал символизирует благо в любом его проявлении и связывается с освоением земли и рождением людей. Божественное имя этого цинарота - "рождающий". Тет подразумевает также обращение к своему первоначальному существованию, которое дает человеку знание тайн его будущей жизни.
Знак Льва, соотносящийся с этим цинаротом, воплощает жизненное творчество, вершиной котого является рождение людей. Совершенство творчества преполагает балланс сил, баланс правой и левой руки, который помогает поддерживать Фемида. Астрологически, Гебура и Хесед - Марс и Юпитер, символизируют адекватность проявления себя вовне, когда личные качества человека принимаются другими. Для результатов труда нужна энергия, которую дает мыслительное и другое питание, и поэтому моральной проблемой этого цинарота является сытость и голод: понятно, что беря что-то себе, мы отнимаем это от других, и именно поэтому человек стремится получить благословение на свою деятельность от других людей. Слишком сытый лев столь же неполноценен, как и голодный. Как страстный знак, Лев отражает принцип развития чувства, которое и дает энергию, необходимую для социальной реализации.
Это изначальный вариант соответствия карт буквам, но есть и такой, где между Хеседом и Гебурой ставится знак Весов - знак партнерства: в таком варианте балланс дают партнерские отношения. В более старом варианте, где между Марсом и Юпитером стоит Лев, человек стремится уравновесить эти крайности сам - внутри себя обнаружив тот источник света, который дает ему волю стремиться к совершенству своей реализации.
ЙОД (число 10) - СЛУЖЕНИЕ СВЕТУ (IX-й аркан) - ДЕВА.
Буква ЙОД происходит от иероглифа "рука". Сефироты связаны с десятью пальцами рук и являются аналогией их на космическом уровне. И десятый цинарот, вновь напоминающий нам о связи небесного и земного, символизирует смыкание высшего и низшего миров, их сходство и унификацию. Но простая форма буквы ассоциируется лишь с одним пальцем, и потому йод символизирует собой указующий перст Бога, который напоминает человеку на Земле, чтобы он не забывал о своем небесном предназначении. А поскольку высший и низший, внутренний и внешний миры сходны, то, чтобы настроить себя на то светлое, что есть в небесах, человек порой вынужден уединиться в глубине своего внутреннего мира. Карта Таро, соответствующая этому цинароту, называется Отшельник. (Рис.11)
Отшельник изображается в капюшоне, которым он скрывает свое лицо перед людьми - а в руке он держит фонарь, которым он освещает себе дорогу. В небе светит солнце, но Отшельник отвернулся от него: он предпочитает тот фонарик своего внутреннего света, который помогает ему разбудить в себе свое личное стремление к совершенству и увидеть будущие всходы своих духовных стремлений. В Зогаре божественным именем этого цинарота является слово "начало"- и духовное свершение Отшельника ведет к постижению изначальной мудрости устройства мира.
Если предыдущий канал тет, отражающий щедрость знака Льва, приносит дары благодати, - то цинарот йод, соответствующий скромному и самоотверженному знаку Девы, сотносится с конкретным познанием. С этим цинаротом связано постижение порядка жизненных проявлений. Божественное имя здесь - бог познания или разумный. И разум воли, который побуждает Отшельника углубляться в себя и продолжать познание,- это тот разум, который подготавливает каждое существо в отдельности к убеждению во всеобщей универсальности, учит видеть его, что все идет своим чередом и что мир устроен разумно.
Буква йод - та буква, которая в Каббале считается священной. Цинарот йод связывает между собой двух правителей мира: Хесед и Тиферет. Хесед-Юпитер - это Форма форм, содержащая в себе план единого мира, та вершина, которая позволяет увидеть связь разрозненных внизу вещей. Указательный палец, соответствующий букве йод, в хиромантии также соотносится с планетой земной объективности и порядка вещей, планете социальных и религиозных институтов Юпитеру. Именно Хесед был истинным Богом Авраама. А Тиферет-Солнце символизирует понятие всеохвата, единства земного и небесного, и потому связывается с образом Христа - Бога, воплощеного в мир. Отшельник ищет Бога внутри себя самого. Подобно букве йод сжимая в точку свое внешнее бытие, днем с огнем он ищет ту невидимую основу своего существования, в которой кроются истоки жизни и будущего.
Моральная проблема "Сефер Йецира", хорошо отражающая знак Девы, задача которой - заложить основы будущего - это проблема сеятеля: плодородия или неплодородия того, что он посеет. Познание ведет к действию, но до поры до времени лицо Отшельника скрыто: он молчит до тех пор, пока его аура не очистилась, и свет ее не засиял другим. Иначе эту карту можно назвать "служение свету": человек внутри себя отделяет свет от тьмы, обретая ту истину, которой он служит.
КАФ (число 20) - ФОРТУНА ПРАВЕДНОСТИ (X-й аркан)
- ЮПИТЕР.
Буква КАФ происходит от иероглифа "ладонь", "растение" или "ветка". Ладонь и ветка похожи друг на друга: ветка соединяет листья, ладонь собирает в кулак пальцы руки. Если отшельник символизирует собой только один палец, хотя и в некотором роде главный, способный указать, что делать, то следующая стадия пути - это соединение вместе пальцев руки, которая дееспособна. Иначе, это возвращение человека к людям и его единство с ними или собирание воедино праведных помыслов человека, которые в дальнейшем составят его судьбу. Поэтому этот цинарот связывается с поведением и заповедями, на которых оно строится, а в "Сефер Отийот" также с чашей - в ладонь может быть налита вода. Если божественная суть йод неуловима, цинарот каф позволяет сохранить и провести в жизнь определенное внутреннее содержание. В "Сефер Йецира" имя его "сила", божественное имя - "могучий", в "Зогар" с ним связана неизменность. Силу дает единство мысли, и тип разума, соответствующий этому цинароту, называется "нравящийся ищущему": постигнув неизменный порядок вещей и объективно отражая ситуацию мира, он получает благоволение и сам творит благо. Такая характеристика соответствует связи этого цинарота с Юпитером и его прежним покровителем Солнцем.
Праведность человека заставляет его принять чашу его судьбы - превратности колеса фортуны. И картинка Таро изображает, как колесо фортуны возносит вверх Анубиса или обезъяну, туда, где сидит мудрый сфинкс.(Рис.12) Символ сфинкса символизирует то, как человек стремится разрешить загадку своей судьбы: он идет к суду над собой, который вершит Анубис - а пока он себя не знает, он ведет себя бессознательно, управляемый инстинктами, подобно обезъяне: он лишь подражает жизненному процессу. Сфинкс, сидящий на вершине Колеса Фортуны, знает ответы на все вопросы - и, если человеку удается разрешить загадку сфинкса о круговороте жизни и смерти, он на момент постигает свой путь и тогда ему сопутствует удача. Но постольку, поскольку он недостаточно объективен и праведен, он падает с колеса фортуны вниз, подобно изображенному на карте чудовищу Тифону.
В западной культуре образ Колеса фортуны ярче всего отражает легенда о царе Эдипе. Ответив на загадку сфинкса, мудрый Эдип стал царем - но, добиваясь правды, он узнал, что случайно убил своего отца и женился на матери, и тогда он выколол себе глаза и отправился бродяжничать по свету. Видение истины не принесло ему радости: сфинкс дал ему власть на момент, но не открыл превратностей будущего пути.
На карте А.Кровли сфинкс нарисован на фоне звездного неба, которое отражает астрологический образ Юпитера. И с кафом связывается также представление о первом двигателе и разумных существах второго порядка, обитающих в мире звезд. - Отчасти это подобно современным представлениям об инопланетянах, которые присутствуют здесь, в мире, в виде людей, но знают загадку мироздания. Таким образом, они могут контролировать людей, пробуждая в них импульс свободной воли Гебуры, а сами являют из себя объективный пассивный Хесед (по этому принципу и сами люди делятся на две части - у хеседовцев при этом все устроено, а у гебурианцев - не ладится, зато они свободнее). В современных мифах мы можем увидеть представления, основанные на тех же изначальных формах, что и древний символизм. Эти формы относятся к сфере сефирота Нецаха, который соединен с Хеседом цинаротом каф.
Хесед есть сознание, способное вместить в себя весь мир, и оттого человек может познавать Бога. Но познание Хеседа вне сурового реализма Гебуры, настраивает на субъективный идеализм, когда символический смысл становится реальностью. Сфинкс, соединяя целостное сознание Хеседа с Нецахом, дает возможность познать лишь символический смысл явлений в изначальных формах Нецаха - а этот смысл отражает всегда лишь момент самого познания. И планета Юпитер - это только мировоззрение человека, его взгляд на мир сверху, с высоты птичьего полета. Когда человек достигает вершины озарения и путь ему ясен, он чувствует себя царем, вознесенным над миром бед и страданий. Но потом суровая жизненная реальность Гебуры показывает ему, что он не превзошел этого мира и, значит, не разрешил загадки сфинкса - который сам является символом воедино слитого земного бытия. Сфинкс совмещает в своем облике атрибуты 4-х животных: 4-х стихий - 4-х первоэлементов мира, которыми повелевает Хесед.
Но все же встреча со сфинксом является высшей кульминацией судьбы человека, его звездным часом. "Сефер Отийот" возвращает нас к образу Короны (Кетера) и говорит о заповеди звезды такой загадочной фразой: "Когда ты достигнешь круга короны, ты отдашь ее матери и отцу",- человек должен вернуть частицу своего всевластия, даруемого ему целостным сознанием Хеседа, миру, который его породил, чтобы сохранить его живую душу и настоящий порядок вещей. Сжатая рука, ассоциируемая с каф, стремится схватить, присвоить себе этот мир, а чаша - отдать этот мир людям, но как это сделать? И "Сефер Йецира" называет моральными категориями этого канала бедность и богатство. Отдавать свое богатство миру может лишь очень богатый, но вместить в себя огромность божественного дара может только тот, кто не имеет ничего. И в "Сефер Отийот" говорится, что выпьет чашу первопричин только тот, кто сам высушен. То есть, как бы мы сказали сейчас, вспомнив легенду об Эдипе, может быть тот, кто, видя преступления и страдания этого мира, все же оставит глаза открытыми?
Каббала же связывает "сухость" с разумом-Биной, когда мудрость-Хокма возвращается к первоистоку, открывая путь к Короне Кетера, если человек поднялся до звезд Хеседа. "Корона - это источник, откуда бьет ключом изначальный, бесконечный свет...Затем устрояется сосуд, но еще сжатый в точку (подобный букве йод), в который, тем не менее проникает божественный свет: это источник Мудрости, это Мудрость в ее собственной сущности, покров, под которым первопричина принимает имя Бога мудрого. При этом она строит сосуд, огромный как море, который называют Разумом: отсюда наименование Бога разумным.
Познаем, вместе с тем, что Бог разумен и мудр через свою чистую субстанциальную сущность, ибо мудрость воспринимает свое достоинства не сама по себе, но через Того, кто есть существо разумное, и кто исполнил ее своей сущностью. Ему нужно только возвратиться, чтобы оставить разум совершенно высушенным. Вот как надо понимать слова: "Воды возвратились и изъяты из моря, и ложе реки стало сухим."(Зогар) Означает ли сухость для человека полную опору на разум или, наоборот, отказ от него? Может быть, ключ дает божественное имя цинарота - неизменность.
А мы, не претендуя на трактовку священных писаний, и вернувшись к современному символизму, можем представить, что люди, попав на пьедестал Хеседа и исчерпав свою карму здесь, иногда останавливают движение колеса Солнца, и уходят в бездну Бины, своего духовно-разумного мира. И тогда они, может быть, рождаются по другую сторону бездны этого нашего двумерного сознания, подобно звездам, начинающим свою эволюцию с самого начала ради того, чтобы творились новые миры. Планета Юпитер, соответствующая цинароту каф, мифологически соотносится со вторичным творцом мира, который повелевает погаснуть и появиться звезде, доказывая свое превосходство над прежними богами (образ вавилонского Юпитера, Мардука). И чтобы в мире что-либо сотворилось, родилось, нужен не один только указующий перст йод, а рука с пятью пальцами, каф - цинарот, соединяющий Хесед-Юпитер и Нецах-Венеру, сефирот любви и торжества жизни над смертью. Изначальный, мифологический, символизм Звезды связан именно с планетой Венерой.
Рождению Христа предшествовала вифлеемская звезда, и само имя Иешуа в кабаллистически цифровом представлении вычисляется как каф - Юпитер. Правда, затем его имя было преобразовано, чтобы соответствовать цинароту йод, Отшельнику и сеятелю, и земному знаку Девы. Возможно, это было сделано для того, чтобы эволюция бессмертия спустилась с небес на землю.
ЛАМЕД (число 30) - ОВЛАДЕНИЕ СИЛОЙ (XI-й аркан) - ВЕСЫ
Буква ЛАМЕД образована от иероглифа "веревка", "хлыст" или "жало". По "Сефер Отийот" она символизирует силу человека сказать "нет"- для того, чтобы утвердить право своего свободного выбора, и в этом соответствует астрологическому знаку Весов, который развивает понятие об эволюции. Человечество говорит "нет" своим прежним представлениям о жестокости и неумолимости природных законах мира, для того, чтобы найти в себе силы привнести в мир новое естественным путем. Ламед связывает самостоятельный импульс силы Гебуры и точку воплощения Тиферет, как место приложения этой силы.
На традиционной карте Таро изображена девушка, лаской укрощающая льва. (Рис.13) Так человеческая культура и цивилизация овладевают дикой природой, тысячелетиями уча людей укрощать свои страсти и взаимодействова