Небесная собака -- э. чоран
        02-02-2009 21:42
        к комментариям - к полной версии 
	- понравилось!
	
	
        
"Небесная собака"
     Никто не знает, что человек  должен потерять, чтобы посметь отбросить в
сторону  любые  условности.  Никто  не   знает,  что  потерял  Диоген,  став
человеком, который  позволяет себе  все,  который  претворил  в  жизнь  свои
сокровеннейшие  мысли  с  такой  сверхъестественной  наглостью, с  какой это
сделал бы какой-нибудь бог познания,  похотливый и  одновременно непорочный.
Большей  искренности  история  не  знает; это,  пожалуй,  предельный  случай
откровенности и трезвости ума и в то  же  время пример того, чем мы могли бы
стать,  если  бы  воспитание  и лицемерие  не  сдерживали  наших  желаний  и
поступков.
     "Однажды некий  человек впустил его к себе в  богато обставленный дом и
сказал  ему: "Главное, не плюй на пол". Диоген же, которому как раз хотелось
плюнуть, плюнул  ему в лицо, крикнув, что это единственное грязное место  во
всем доме, где он смог удовлетворить свое желание" (Диоген Лаэртский).
     Какой человек,  будучи принят  в богатом доме, не сожалел о том, что  у
него нет  океана слюны, чтобы  утопить  в  нем  всех существующих  на  земле
собственников? А с другой стороны, кто не сглотнул своего  мелкого пле-вочка
из страха, что он попадет на физиономию почтенного пузатого вора?
     Мы  все до  смешного робки и осторожны: цинизм в школах не преподается.
Гордость тоже.
     "Менипп1  в своей книге "Доблесть Диогена" рассказывает, что
того взяли в  плен и продали в рабство, а там спросили, что он умеет делать.
Диоген ответил: "Распоряжаться, -- и крикнул глашатаю: -- Так что спрашивай,
кто хочет купить себе хозяина!"
     Человек,   смело    выступивший   против    Александра2    и
Платона3, занимавшийся  рукоблудием  в  общественном месте  ("Вот
ведь  было бы хорошо, если бы, потерев себе  таким  же  образом брюхо, можно
было бы избавиться от чувства голода!"); житель знаменитой бочки и  владелец
прославленного фонаря, изготовлявший в молодости фальшивые деньги  (можно ли
отыскать более подходящее для киника ремесло?), какой опыт приобрел он, этот
человек, общаясь  со своими ближними? Разумеется, такой же, как и  мы все, с
некоторой, однако,  разницей: единственным предметом его  размышлений и  его
презрения был человек.  Свободный от  искажающих призм  какой бы то ни  было
морали и какой бы то ни  было  метафизики,  он  только тем и занимался,  что
снимал  с  него  одеяния,  дабы  показать  нам   его   еще  более   голым  и
отвратительным,   чем    он    предстает   в   любых   комедиях,   в   любых
апокалипсисах4.
     "Сократ,  сошедший  с ума"  --  вот как  называл  его  Платон. "Сократ,
ставший искренним" -- вот как  следовало бы  его назвать. Сократ, отрекшийся
от  Добра, от  условностей  и от  общества, Сократ, ставший  наконец  только
психологом.  Однако  Сократ  --  при  всем  своем   величии  --  подчиняется
условностям; он остается  учителем, образцом для подражания. И только Диоген
ничего не предлагает; суть его поведения -- как, впрочем, и суть  кинизма --
определяется утробной боязнью стать человеком, стать посмешищем.
     Мыслитель, отказавшийся от иллюзий в отношении человеческой реальности,
отказавшийся от  уловок  в  виде мистики, но  желающий при этом  остаться  в
рамках этого мира, приходит к такому мировоззрению, в котором
     61
     перемешиваются  между собой мудрость, горечь  и фарс. Если  же он, дабы
уединиться, выбирает заполненную народом площадь, то  волей-неволей начинает
смеяться над "себе подобными" или демонстрировать свое отвращение, которое с
нашим христианством и нашей  полицией мы уже не  можем  себе позволить.  Два
тысячелетия проповедей и законоуложений подсластили нашу желчь.  Хотя, право
же,  кто сейчас, в этом спешащем  мире, остановится, чтобы ответить  на наши
выходки или упиться нашим воем?
     Уже  одно то,  что  величайшего  знатока  рода  человеческого  прозвали
"собакой",  доказывает,   что   у  человека  никогда   не  хватало  мужества
примириться с  собственным  образом и  что он  всегда бесцеремонно  отвергал
истину. Диоген изжил в себе  всякое позерство. Каким  же он  от  этого  стал
чудищем в глазах других людей! Ведь для того, чтобы занять почетное  место в
философии,   нужно   быть   комедиантом,   нужно   уважать  игру  в  идеи  и
воодушевляться мнимыми проблемами. В любом случае человек как таковой -- это
не по вашей части, господа философы! Вот что сказал Диоген Лаэртский:
     "Как-то на  Олимпийских играх глашатай провозгласил: "Диоксипп  победил
людей". На что Диоген ответил: "Он одержал победу  над рабами, а люди -- это
по моей части".
     И в самом  деле, он, не имевший ничего, кроме котомки, нищий из  нищих,
подлинный  святой  в сфере зубоскальства,  побеждал  людей  так,  как  никто
другой, притом гораздо более грозным, чем у завоевателей, оружием.
     Нам следует радоваться случайности его появления на свет до наступления
христианской  эры. А то  ведь  кто знает  --  не сделался ли бы  он, пожелав
отрешиться  от  мира  и поддавшись  нездоровому  искушению  внечелове-ческим
приключением, всего лишь заурядным аскетом, которого канонизировали бы после
смерти, и он благополучно затерялся бы  в  календаре среди прочих блаженных.
Вот именно тогда он бы и стал настоящим сумасшедшим, он, нормальный человек,
не причастный  ни к  какому учению,  ни к какой доктрине.  Явив  собой образ
неприглядного человека,  он единственный  показал нам, что  все  мы  таковы.
Враждебная  к доводам  очевидности  религия не пожелала признать  достоинств
кинизма.  Но сейчас пришло  время противопоставить истинам сына Божия истины
"небесной собаки", как называл Диогена один из современных ему поэтов.
	
	
		вверх^
		к полной версии
		понравилось!
                в evernote