Закатные мысли - э. чоран
        02-02-2009 16:28
        к комментариям - к полной версии 
	- понравилось!
	
	
        
Умирали  Афины,  а вместе  с ними -- и  культ  знания.  Великие системы
отжили свое;  ограничив  себя сферой  концепций,  они отрицали  муки, поиски
избавления  и беспорядочные раздумья  о страданиях.  Полис, заканчивая  свое
существование и позволив превратить события человеческой жизни, от
     чиханья  до  смерти,  в теорию,  устранил  былые проблемы.  Одержимость
исцелением знаменует собой конец цивилизации, погоня за  спасением  -- конец
философии.   Платон  и  Аристотель  снисходили  до   этих  забот  только  из
потребности в равновесии;  после них эти заботы стали доминировать  во  всех
сферах.
     Рим в период заката воспринял от  Афин лишь отголоски упадка и отблески
исчерпанности. Когда греки привнесли свои сомнения в духовную жизнь империи,
потрясение ее  основ и философии стало  уже практически свершившимся фактом.
Все вопросы представлялись  законными, а суеверное  отношение  к  формальным
границам  отныне  не препятствовало разгулу  произвольной  любознательности.
Эпикурейство1  и  стоицизм2  внедрялись легко:  мораль
заменяла   абстрактные  построения,   выродившийся   разум   превратился   в
практическое орудие. На римских улицах кишели, предлагая самые разнообразные
рецепты  "счастья",  эпикурейцы  и   стоики   --  специалисты  по  мудрости,
благородные шарлатаны, возникшие  на задворках философии, дабы лечить  людей
от  распространившейся  повсеместно неизлечимой  усталости.  Но  их  терапии
недоставало  мифологии  и  необычных  историй, которым в атмосфере всемирной
расхлябанности и суждено было составить силу религии, равнодушной к  нюансам
и пришедшей из еще большего далека, чем эпикурейство и стоицизм. Мудрость --
это  последнее  слово  испускающей  дух цивилизации, нимб  сумерек  истории,
утомленность,  преображенная  в  мировоззрение,  крайняя   терпимость  перед
пришествием  других, новых богов  -- и  варварства.  Она  также представляет
собой  тщетную   попытку   сыграть   мелодию  посреди  раздающихся  отовсюду
предсмертных хрипов. Ибо Мудрец -- теоретик чистой смерти, герой безразличия
и символ  последнего этапа философии, ее вырождения  и пустоты  -- разрешает
проблему  собственной  смерти...  и  упраздняет таким образом  все проблемы. 
Будучи смешным  в  силу своих  довольно редких особенностей, он представляет
собой пограничный  случай  из тех, что встречаются  в  экстремальные периоды
истории как исключительные подтверждения общей патологии.
     Находясь в точке, симметричной античной агонии, оказавшись жертвами тех
же  недугов  и столь же неотвратимых чар, мы обнаружили, что великие системы
могут  погибать  из-за  недостаточности их  совершенства. Для  нас тоже  все
становится предметом философствований, лишенных  достоинства  и строгости...
Безликая  судьба  мысли теперь рассеяна по тысячам душ,  по тысячам унижений
Идеи...  Тут нам не в  состоянии помочь  ни Лейбниц,  ни Кант, ни Гегель. Мы
подошли  к вратам  философии  с  нашей  собственной смертью;  так  как врата
прогнили и им уже нечего защищать, они открываются сами собой... и предметом
философии становится что угодно. Вместо параграфов теперь там крики. В итоге
получается философия дна души, сокровенное содержание которой раскрывается в
одеяниях истории и внешних очертаниях времени.
     То ли от своего  крайнего возбуждения, то ли от презрения мы  тоже ищем
"счастья": ведь пренебрегать им еще не значит забывать о нем и отказаться от
него, коль скоро мы продолжаем о нем думать. Мы тоже ищем "спасения",  пусть
даже совсем не стремясь  к  нему. И если  мы являемся отрицательными героями
чересчур  зрелой Эпохи, то уже тем самым  мы  оказываемся ее современниками:
предать свое время или быть его ревностным сторонником  --  
под  внешним   противоречием  скрывается  одна  и  та  же
сопричастность.   Благородные  обмороки,  ее   утонченная  дряхлость,  жажда
заработать себе на веки вечные ореол -- кто посмеет утверждать, что не несет
в  себе таких  вот  признаков  мудрости? Кто  не  чувствует за  собой  права
утверждать все, что угодно,  в  окружающей  его пустоте,  перед тем  как мир
исчезнет  при  рождении   какого-нибудь  абсолюта   или   нового  отрицания?
Какой-нибудь бог  всегда грозит нам на горизонте.  Мы же ведь находимся  вне
философии, коль скоро мы смирились с ее концом. Постараемся же, чтобы бог не
обосновался в наших мыслях, сохраним при себе наши сомнения, внешнее подобие
равновесия и искушение  имманентной судьбой, ибо любая жажда произвольного и
фантастического  лучше безусловных  истин. Мы  меняем лекарства,  не  находя
среди них ни  действенных, ни  просто подходящих, потому что не  верим ни  в
утоление  боли,  к  которому  стремимся,  ни  в  удовольствия,  за  которыми
гоняемся.  Ветреные мудрецы, мы являемся эпикурейцами и стоиками современных
Римов...
	
	
		вверх^
		к полной версии
		понравилось!
                в evernote