Download - музыка между адом и раем.
25 ноября 1995 г.: эксклюзивное интервью журналу New Life.
Нет надобности представлять проект Кевина Кея (cEvin Key), Дуэйна Р. Гёттела (Dwayne R. Goettel) - Skinny Puppy, Doubting Thomas, Hilt, Tear Garden, Cyberactif; Марка Спайби (Mark Spybey) - Dead Voices On Air, ex-Zoviet France и Филта Вествуда (Philth Westwood). С участием приглашенных музыкантов - Дженезиса Пи-Орриджа (Genesis P.Orridge) - ex-Psychic TV, ex-Throbbing Gristle итд. и Тима Олив (Tim Olive) - Nimrod. Download - это больше чем сплав Skinny Puppy и Zoviet France с амбиентными влияниями. В результате получился стиль, который участники проекта классифицируют как "агрессивный амбиент". Недавно через Subconscious - лейбл, который основали Кевин и Дуэйн были реализованы дебютный альбом Furnace и EP Microscopic. Альбом Download поможет нам скоротать время в ожидании новой работы Skinny Puppy, которая выйдет 30 января. Кстати примерно на это же время анонсирован новый релиз dead Voices On Air (далее DVOA - прим. БМ). После смерти Дуэйна Гёттела Филт покинул Download, так что сейчас группа состоит из Марка и Кевина, с которыми и прошло это интервью.
New Life: Когда слушаешь Download, то возникает ощущение, что материал, записанный на репетициях, представляет собой короткие кусочки звуков, которые позже в процессе редактирования и микширования реструктуирированы в музыкальные основы композиций. Это ощущение верно? Если нет, то опишите процесс записи.
Mark Spybey: Мы очень много репетируем вместе, и наши произведения появляются на таких "джем-сейшенах". Вообще, репетиции проходят спонтанно и, я думаю, в этом заключается чувство импровизации, что для меня очень важно. Между прочим, большинство наших репетиций длится очень долго и что меня по-настоящему расслабляет. Звуки и голоса появляются как бы ниоткуда. Ключ ко всему этому лежит в работе с музыкантами, у которых есть прирождённая способность работать со свободной формой без использования заранее заготовленных структур. Но, поверьте мне, никто не может так играть. По крайней мере 70% в Download - первоначальный материал без последующих видоизменений и добавлений в процессе микширования и записи.
NL: Почему Вы решили использовать в своей музыке случайные элементы акустического происхождения? Это немного напоминает свободный джаз.
MS: Потому что моя "школа" - свободная импровизация, а не свободный джаз. За много лет я не был вовлечен в мейнстрим авангарда и в определенной степени это видно. Download - это столкновение элементов один из которых - это подготовка материала, который перенаправляет недостаток техники и выразительности на спонтанность, или как AMM вставляли случайное ожидание в случившееся. И не забудьте, что свободная импровизация оказала огромное влияние на множество музыкантов, делающих то, что теперь называется "dark ambient" или "isolationism"
NL: Что ты думаешь о Джоне Зорне (John Zorn)?
MS: Немногое, если честно. Его музыку я нахожу очень одноплоскостной. Мне нравятся его "завывания", но без сомнения лучший проект Джона из нового - Painkiller, который он организовал после Naked City.
NL: Тебе нравятся какие-нибудь японские шумовые коллективы?
MS: первый релиз моего проекта DVOA издал маленький японский лейбл G.R.O.S.S. И я счастлив, что Зев Ашер (Zev Asher) один из моих близких друзей. Он живет и работает в Японии уже много лет. Поэтому я был хорошо знаком с японской шумовой сценой. Откровенно говоря, теперь я отошел от такого рода музыки и даже устал слушать все это. Если бы у меня был список любимого из такой музыки, то там был бы Aube, который делает музыку из очень странных источников. Например, из звука включающейся и выключающейся лампочки. Однако плохая шумовая музыка иногда звучит как испорченный металлический вентилятор. Диск Zev Asher "Yen For Noise" - это хороший пример шумовой музыки и он показывает, что такая музыка может содержать текстуру и изменения в импровизации. Кстати, его группа называется Roughage.
NL: Какие твои любимые группы вообще?
MS: Сейчас мне нравятся Swans, Scanner, Psychick Warriors Ov Gaya, из молодых Aphex, Lab Report. У меня очень широкий вкус и я слушаю все: оперу, свободную импровизацию, новую классику. Люблю раннюю европейскую экспериментальную музыку, главным образом Can и Faust. Откровенно говоря, я не слушаю слишком много групп, играющих в том же жанре, что и я. Слишком много выпускается плохой музыки. Если составить список, то всегда буду слушать AMM, Third Ear Band, Wire, Pere Ubu, Kraftwerk, Throbbing Gristle конечно, Coil (большинство их оркестровых композиций) и так далее... Большое влияние на меня оказали художники из разных разных школ, чем другие музыканты. И хотелось бы сказать, что созидать меня научили Джозеф Бейс (Joseph Beuys) и Дерек Джармен (Derek Jarman).
NL: В релизах DVOA ты ссылаешься на Joseph Beuys. Можно сравнивать цели между его графикой и скульптурами и твоей музыкальной деятельностью. И вооще Бейс оказал какое-нибудь влияние на Download?
MS: Спасибо за вопрос о Бейсе, потому что большинство людей не знает кто это. В 1986 году я впервые увидел его перформанс, который произвел на меня большое впечатление. Бейс был тем человеком, который имел смелость выразить свои мысли в артефактах перед рациональностью разума. Вопросы типа: "Что ты делаешь, что пытаешься сказать?" разрушают изобретательность и созидательность мыслей, они уводят от главного места мудрости в руки художника. Для меня знаменитое выражение Бейса: "Каждый - творец" было необычным, но очень важной частью знания, потому что смысл этого выражения разрушает миф о том, что творческая личность может быть таковой только при условии наличия академических знаний и интеллектуального мышления. Бейс говорил, что учитель, студент, няня, водитель автобуса или ребенок - творческие личности изначально и поэтому имеют полное право называть себя творцами. Традиционно искусство было прерогативой богатых. Для рабочего класса, как я, путь "туда" был всегда заказан. И тот факт, что я могу создавать, признает мое право на это через искусство, даже не имея формальных навыков. Лично я, как и Бейс, презираю академические заведения и думаю, что каждый может стать мастером своего дела в технике или искусстве. Ведь очень трудно сохранить смысл самопроизвольности, объединенности и выразительности искусства. Поэтому да!
Бейс приблизил искусство и оказал радикальное влияние на мою музыку в лице DVOA и частично в Download.
NL: Насколько я знаю, Бейс был не первый, кто воскликнул: "Каждый - творец". Например, до него это провозгласили Конструктивисты еще в 20-х годах, видя искусство демократическим явлением. Их индустриальное творчество для меня более привлекательно, более эстетично и политично, чем у Бейса. Что ты думаешь о движениях конструктивизма и дадаизма? Что Бейс зделал такого особенного? Отрицание всех творческих традиций? Это было его направление, чтобы выразить свои идеи?
MS: Думаю, что все важно. Я осознаю, что другие художники этот девиз могли провозгласить до Бейса. Однако в случае с конструктивистами я усматриваю эту крайность как усовершенствованную форму графического искусства. К сожалению тоже самое произошло в постреволюционном авангарде, хотя я читал немного их манифестов. Если оглянуться назад в историю я бы отметил сильное влияние дадаистов на современный авангард посредством политики. Такие люди как Тристан Тцара (Tristan Tzara) сильно повлияли на культурное движение Fluxus и их последующий ситуационизм с добавлением анархизма. Это привело, как мы знаем, ко всеобщим волнениям и студенческим мятежам в конце 60-х. А ведь Бейс входил в Fluxus или, по крайней мере, сотрудничал с ними. Я не думаю, что Бейс учил отказу от художественных традиций. Он лишь отвергал понятие, что искусство - это собственность художника. Особенностью Бейса было то, что он смог объединить непосредственно, разные ключевые фигуры в Британии. Благодаря Ричарду Демарко (Richard Demarco), который привез Джозефа в Британию, и который возможно стал одним из наиболее важных фигур британского авангарда. Бейс был харизматической личностью, что видно в его работах. Благодаря ему ежедневные обыденные действия стали творческими. Он очень точно идентифицировал действия созидательности от вовлечения в них. Иными словами, то, что создается сознательно и целенаправленно отличается от спонтанных бессознательных действий в творчестве. И этот креативный процесс гораздо более важен, чем профессионализм. Эта настойчивость неприемлема для манифестов других школ авангарда. Все эти идеи были не Бейса, но он был первый, кто привил их мне. И вообще мне очень нравятся его картины, эскизы, наброски, использование резиновых стампов его лица. Для одного из его близких друзей, уважаемого всеми художественного критика Кэролайн Тиcдалль (Caroline Tisdall) Бейс был алхимиком, который собрал воедино литературные элементы и из хаоса создал красоту. Я считаю, что whole heap more acceptable to hear Beuyes ideas on alchemy, как противопоставление недавнему интервью с Coil, где те заявили что-то схожее. На самом деле Бейс знал очень много о ботанике, философии, религии и т.д. Я часто думаю о создании организации, которая будет называться Культурно-Либеральная Армия (Cultural Liberal Army). КЛА будет заниматься актами публичного протеста против насаждения обществу некачественного искусства!!!
NL: Марк, давай переключимся на какую-нибудь другую тему. Каков твой путь, как музыканта? В музыкальной прессе ты часто упоминаешься, как бывший участник Zoviet France, но я ни разу не видел твоего имени ни на одном релизе ZF.
MS: А вы и не увидите ни одного имени, не только моего, потому что ZF верили в анонимность. В группе полноправным участником я был два с половиной года. Я принимал участие в 1м и 2м концертах. К сожалению, некоторые в прессе говорят, что я никогда не был в Zoviet France. Полная ложь! Думаю, что я вдохнул новую жизнь в коллектив. На мой взгляд, их релиз "Look Into Me" был повторением пройденного, тоже самое можно сказать и о проекте Horizon 222. Лично мне ближе Rapoon.
NL: Что произошло после того, как ты ушёл из ZF? Зачем переехал в Ванкувер?
MS: Робин Стори (Robin Storey) ушёл из группы, а Бен Понтен (Ben Ponten) остался. ZF для меня прошлое, а я предпочитаю думать о настоящем. Я уехал в Ванкувер потому, что за годы правления Тетчер Англия стала духовно и культурно разрушенной. Это ужасно! А в Канаде хороший уровень жизни, она ближе к США. Переезд сюда дал мне возможность путешествовать, чего я не мог себе позволить в Англии.
NL: Как в DVOA появился Кевин Кей (kEvin Key)?
MS: Когда я приехал в Канаду Кевин попросил о встрече, потому что был большим фанатом ZF. И мы начали репетировать. За 3 года наши репетиции стали проходить 3 раза в неделю.
NL: Расскажи что-нибудь из истории Download?
MS: Download- так называлась последняя композиция на альбоме Skinny Puppy "Last Rights". К тому времени у Кевина и Дуэйна набралось много материала, не подходившего в рамки SP или Doubting Thomas. Дуэйн был под влиянием техно, а нравилось то, что делаю я. Поэтому в студии Subconscious мы начали репетировать втроём. Репетиции продолжались сутки напролёт. Это было очень трудно странно и пугающе. За время этих "джемов" мы стали ближе друг другу. Тогда же к нам присоединился и Филт (Filth). И где-то в марте мы стали цельной функционирующей группой. Так мы начались...
NL: У каждого члена коллектива есть какая-нибудь "специализация" в процессе записи и работы с музыкальным материалом?
MS: Нет. Download - демократический процесс, и мы не считаем нужным работать по отдельности. Всё делается вместе.
NL: Ваши европейские промоутеры называют проект продолжением SP. После того, как я прослушал альбом мне захотелось назвать вас Zoviet Puppy. Вы согласны с этим? Как можно охарактеризовать разницу между SP и Download?
cEvin Key: Разница есть и большая. Download - это импровизация, где важен результат спонтанности. В то время как SP - планомерный результат концептуальности.
NL: Чем, по-твоему, Кевин, эти проекты отличаются друг от друга? Download и Doubting Thomas схожи чем-нибудь?
CK: Они отличаются концепцией "как записать" и тем, какие композиции будут определять группу. Download - более спонтанен и импровизирован, в то время как DT четче структурирован.
NL: Ты будешь продолжать делать музыку в духе SP после того, как потерял двух участников группы? Если да, то собираешься ли создать новый коллектив со старым названием или SP будет существовать в твоем единственном лице?
CK: Я все еще обдумываю свои планы на будущее. Возможно продолжу SP один. Кстати готова к выходу новая работа Tear Garden, на три четверти сделан новый альбом DT. Также есть около 20 часов студийных записей Download. В недалеком будущем я намереваюсь сделать группу, в состав которой будут входить Дэвид Огилви (David Ogilvie), Кен Маршалл (Ken Marshall) и Энтони Вальсик (Anthony Valcic). Я ездил в Мексику вместе с Legendary Pink Dots, где мы сыграли 4 концерта, затем вернулись в Ванкувер, и в декабре начали запись четвертого альбома нашего совместного с LPD проекта Tear Garden. На эту запись мы потратили много времени, поэтому я надеюсь новая работа будет лучшей из того, что уже сделано.
NL: Издатели твоих работ, Кевин, клеят наклейки на диски Download c надписью "Основатель Skinny Puppy". Что ты думаешь о такой маркетинговой политике?
CK: Я не пишу надписи на наклейках. Не вижу в этом ничего плохого. Очень хорошо, если людям нравится то, что мы делали в SP.
NL: Какая в Download роль Дженезиса Пи-Орриджа (Genesis P-Orridge)?
MS: Дженезис - духовный наставник. Он тот, кем я восхищаюсь с 1978 года. Мы оба в некотором роде изгнанники. Дженезис был в Download задолго до меня. Он очень важная составная часть нашего проекта. Черт! - этот парень со многими героями моей юности. К тому же Дженезиз очень благожелательный наблюдатель и большой энтузиаст музыки.
NL: Пытаетесь ли вы передавать в музыке какие-нибудь сообщения?
MS: Да. Слушатель хочет найти в музыке скрытое сообщение.
NL: Марк, объясни смысл текстов Cannaya и Attalal?
MS: А разве может кто-нибудь найти смысл в поэзии Сильвии Плат (Sylvia Plath)? Объяснить картины Марка Ротко (Mark Rothko) или танцы Мерс Каннингам (Merce Cunningham)? Или объяснить мне, кадр за кадром, что Питер Гринуэй (Peter Greenway) хотел показать в "A Zed And Two Noughts"? Если такие найдутся, то покажите их мне, и я воскликну - "Лжецы!". Мои тексты это комбинация староанглийского языка и звучания других диалектов, ассоциированных с санскритом, как, например, в песне Cannaya, и с латынью - в Attalal. Хотя я не владею этими языками, но и не пою как большинство "Детка, я люблю тебя.....". Я погружаюсь в глубины языка и коверкаю его. Иногда в логическом порядке, иногда нет. Я признаю, что такие тексты отчуждают людей, но это уже не мои проблемы! Такая музыка (и слова) открывают закрытые глаза, потому что, честно говоря, люди делают ужасно скучное искусство, что вполне логично, рационально и объяснимо. Если люди слушают Download и DVOA с открытыми ушами и глазами, тогда опыт плодотворен. Когда я писал эти слова (Attalal и Cannaya), то слушал Nico "Marble Index". Музыка объединяет людей очень глубоко, на подсознательном уровне. Она резонирует в нашем разуме, обостряет чувства и оживляет картинки, что находятся в нашем мозге.
NL: Кто такой Джон, которому посвящена Mother Sonne?
MS: Это мой отец, который умер, когда мне было 11 лет. Я всегда чувствовал близость к нему и даже пытался написать поэму о нем. Между прочим, эта песня была последней, над которой работал Дуэйн (Dwayne Rudolph Goettel - прим. переводчика) перед своей смертью. Поэтому я бы хотел посвятить её ещё и ему.
NL: Можно ли ожидать в ближайшем будущем новый альбом DVOA?
MS: Да. Он готов и выйдет 30 января на Invisible Records. Называется Shap.
NL: Будут ли ремиксы других песен с Furnace, как это было с Sige Sang?
MS: Думаю, что будут. Мне, кстати, очень нравятся ремикс Biosphere на Attalal и Newt на Mother Sonne.
NL: Твои любимые композиции Download?
MS: Microscopic и Noh Mans Land.
NL: Кевин, в каком состоянии находятся планы по переизданию альбомов и видео SP?
CK: Сейчас мы активно сотрудничаем с европейской сетью распространителей независимой музыки. Наши переиздания состоит из трех Cd коробок, по 3 диска в каждом: 1. Back & Forth 2; Remission; Bites 2. Mind: The Perpetual Intercourse; Cleanse, Fold and Manipulate; ViviSectVi. 3. Rabies; Too Dark Park; Last Rights. Также мы занимаемся aquiring всех наших видео, поэтому они выйдут в виде компиляции всех видео-синглов в 1996 году на Nettwerk Records в Канаде и на Off Beat в Германии.
NL: Будут ли какие-нибудь издания записей Дуэйна, сделанных незадолго до его смерти и ранее не издававшихся?
CK: Пока не знаю, но из почтения его памяти это надо сделать. Он был замечательный человек.
NL: Кто такой Тим Олив (Tim Olive)?
MS: Басист из Nimrod (один из проектов Зева Ашера). Мы познакомились с ним на джеме, устроенным Зевом, когда тот приехал к нам в гости из Японии: Кевин играл на барабанах, Тим - на басе, а я на гитаре.
NL: Марк, как я понял оформление обложек Furnace и Microscopic принадлежит тебе. Это так?
MS: На самом деле оформлением занималась художник Карен Джеральди (Karen Geraldi) из США. А концепция оформления больше Кевина и Марка Пилона (Mark Pilon), чем моя. Марк работал над обложками DVOA. Клэнси Деннехи (Clancy Dennehy) был ответственным за "демонические" фотографии, который в 92 году он был участником DVOA.
NL: Что вы пытались выразить оформление обложки Furnace?
CK: Мир может быть и раем и адом. Что мы, люди делаем на этой Земле?
NL: Я слышал, что ты, Кевин, работал на одном из концертов Front Line Assembly. Что ты думаешь о Hard Wired?
CK: Я не слушал Hard Wired. Я всего-лишь "делал звук" для вступления. Долгое время мы с Биллом (Bill Lieb aka Wilgelm Schroeder - прим. переводчика) были друзьями и я счастлив видеть его счастливым. После смерти Дуэйна на время европейского турне я присоединился к Front Line Assembly.
NL: Теперь, когда ты не аккомпанируешь FLA, есть ли у тебя планы совместного турне Download / Tear Garden / DVOA / LPD?
CK: Да, весной 96 года мы намереваемся провести мировой тур именно в таком составе (будем играть везде). Потому что приходят предложения из наистраннейших мест земного шара.
NL: Спасибо вам обоим за информативные ответы.
MS: Спасибо за вопросы.
NL - New Life (в лице Gunnar Bali)
CK - cEvin Key
MS - Mark Spybey
posted by
EisWulf