Если не сводить понятие хай-тека к нарочитой индустриальности и не зацикливаться на вывернутом шиворот-навыворот пресловутом центре Помпиду, учесть, что космические разработки (в том числе, в области дизайна) уже давно не бегут «впереди планеты всей», а предкам и Эйфелева башня — хай-тек, в общем, если размышлять именно о
современных высоких технологиях, то получится картина маслом:
- тяга к геометрическим формам и функциональным объемам или подражание живой природе;
- использование передовых строительных технологий и экологичных материалов;
- современнейшие инженерные решения в системах вентиляции, обогрева, водоснабжения, коммуникаций (опять же, с учетом требований экологии);
- забота о живой зелени у проектируемых зданий и комплексов.
Там может еще что-то есть, но я позабыла.
Не отвлекаясь от экскурсии по новейшей архитектуре, выруливаем на
«Золотую милю»: Остоженка, Молочный, Бутиковский, Зачатьевский переулки.
Начнем с Медного Дома. Эффектное имя - Cooper House — дом получил в результате использования в его отделке патинированной меди.
Патина - это тот самый налет, которым вперемешку с птичьим пометом покрываются бронзовые памятники. Медь - один из самых долговечных материалов и именно патина - в отличие от ржавчины - предохраняет материал от коррозии. Цвет представляете? - позитивный :). Собственно, это три дома, соединенные галерей и выстроившиеся от набережной к Бутиковскому переулку. Фотографировала я как раз со стороны переулка (Купер справа):
[699x524]
В стеклах-зеркалах фасада, хитро закрепленных под разными углами, отражаются дома и сквер напротив, причем картина отражения меняется при малейшем изменении ракурса. С этого фасад дом вполне мог бы получить имя Хамелеон.
Прикол: Неподалеку — строй-площадка «Дон-строя» и...
Стоит отметить и то, что на фасадах [обращенных к Дон-строю]
патины нет, и это тоже неспроста. Тут вообще почти ничего нет: глухие стены да несколько окон. При том, что архитектуре в Москве полагается быть вежливой и непременно вести диалог с окружением, тут мы имеем случай жесткого авторского отношения к архитектуре иного качества. Эти глухие стены - молчание на грани вызова на дуэль. А это в Москве редкость ничуть не меньшая, чем патина. (Николай Малинин. Медные всадники. )
«Эту крепостную стену можно считать линией обороны цивилизованной архитектуры.» (с)Сергей Скуратов, архитектор.
Ну, посмотрим и на другие дома вдоль «Золотой мили»:
В Молочном переулке, ясно, имели дело с молочными продуктами. В память об этом факте облицовка фасада дома слева (прямо по переулку) приобрела молочно-сырный цвет и фактуру, схожую с... ну, скажем — с брынзой.
[699x524]
Далее, в сторону и за угол:
[699x524]
[699x524]
[699x524]
[699x524]
В отделке видны: металл, стекло, натуральный камень, дерево. Смотрится ненавязчиво, стильно, иногда — уютно.
Кроме самих зданий запомнилось покрытие мостовой: мелкая плитка, имитирующая
камень, негладкая поверхность слегка массирует ступни местных обитателей в дорогих ботинках с тонкими кожаными подошвами.
Был еще треугольный аккуратный скверик на углу Молочного и Бутиковского, обрамленный вогнутым фасадом еще одного чудо-дома - «Молочного». Первый сплошь застекленный этаж отражает, дублирует и размножает зелень сквера, создавая впечатление, что холл и газон переливаются туда-сюда через порог. Почему нет фото объяснить не могу, наверное просто растерялась :).
Помню еще - зеленая живая полоса на уровне глаз: у какого-то задания нижняя часть облицовки слегка выступает, образуя что-то вроде узенького кашпо с мини-газоном. Вот только где это было?..
Может здесь, у Государственного центра современного искусства:
Бывшее здание завода какого-то электрооборудования оформлено в техно-индустриальных «тонах», дополнено металлическим каркасом, на котором держится достроенный верхних этаж, снабжено краном (лебедкой?) с огромным крюком, что, с одной стороны, вписывается в тему, с другой — позволяет поднять в верхний зал шедевры современных скульпторов. Из водосточных труб, торчащих под окнами первого этажа, свисают цепи. Утилитарный их смысл: прочистка засорившихся стоков и дробление льда (электрический разряд пропускают, вау!). Эстетический: ветер перебирает звенья и цепи звенят и переливаются, как струи воды.
Прикол: в качестве афишной тумбы использован ковш копательной машины, возможно той самой, давшей название первой в СССР выставке
современного искусства - «экскаваторной» :).
[699x524]