[300x254]Барокко стиль интернациональный, строения, отделанные в это духе смотрятся нарядно и радостно в любом климатическом поясе и при любой монархии. Монархии Европы начали радоваться в конце 16 века, до России вся радость дошла веке в 18-ом. Стиль причудливый и несколько вычурный, стиль имени неправильной (бракованной) жемчужины, стиль изнеженный и неестественный, стиль во всем:
«Барочный человек отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью, самодурством, зверством и невежеством — всем тем, что в эпоху романтизма станет добродетелью. Женщина барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска, корсет и искусственно расширенная юбка на каркасе из китового уса. Она на каблуках.
А идеалом мужчины в эпоху барокко становится джентльмен — от англ. gentle: «мягкий», «нежный», «спокойный». Изначально он предпочитал брить усы и бороду, душиться духами и носить напудренные парики. К чему сила, если теперь убивают, нажимая на спусковой крючок мушкета. Джентльмен эпохи барокко стремился быть высоким и стройным, для этого вошедшие в моду каблуки старались подобрать повыше, приталенное верхнее платье достигало колен, а лицо обрамлял пышный парик, сделанный из натуральных волос – эту модную деталь могли себе позволить только очень состоятельные люди.
Барокко характеризует идея облагораживания естества на началах разума. Нужду не терпеть, но «благообразно в приятных и учтивых словах предлагать» (Юности честное зерцало, 1717). Согласно философу Спинозе, влечения уже составляют не содержание греха, но «саму сущность человека». Поэтому аппетит оформляется в изысканном столовом этикете (именно в эпоху барокко появляются вилки и салфетки); интерес к противоположному полу — в учтивом флирте, ссоры — в утончённой дуэли...»
[250x303]
[243x303]
Итак: вогнутые (выгнутые?) фасады, текучие кривые, динамичные образы, позолота (прям по фасаду!), аллегорические символы, волюты, картуши, разорванные фронтоны... Нормально? Фик поймешь )). И вообще, это вам не рококо!
Спокойно! Волюта оказалась вовсе не купюрой, вмурованной в стену, а крупным объемным завитком, обрамляющим окна-двери или просто свернувшимся на стене. Картуш — свитком-кулечком, хранящим гербы, эмблемы и девизы гордых владельцев барочных особняков. А разорванный фронтон поднимает удивленные бровки над окнами модных построек.
Всё это внутри
Клуб ФСБ на Мясницкой:
[700x525]
Вот как раз «картуш»:
[700x525]
Церковь Архангела Гавриила (Меньшикова башня)
«До начала XVIII века на месте нынешней Меншиковой башни (она находится на Чистых прудах, в Телеграфном переулке) стояла небольшая трехшатровая церковь Архангела Гавриила, что на Чистых прудах ("у Мясницких ворот"), построенная в XVII веке. В 1704 году прихожанином церкви был светлейший князь Александр Данилович Меншиков. Вернувшись из одного похода, он привез купленную им в Полоцке древнюю икону Богоматери, по преданию - написанную самим евангелистом Лукой, и пожелал для нее выстроить на месте старой церкви новый храм. Постройка его началась в 1704 году и закончилась спустя три года. В результате над городом поднялась башня, на полторы сажени (3,2 метра) превышавшая колокольню Ивана Великого. Это было легкое, кружевное, воздушное сооружение, подобного которому Москва еще не видела. Существует легенда, что своенравный Меншиков, которого москвичи не любили за "худородство" и постоянно поминали ему пресловутые пироги, которыми он якобы торговал в молодости, хотел уязвить москвичей - возвести сооружение выше Ивана Великого, московской красы и гордости. Но Бог судил иначе - во-первых, как мы увидим, гордыня Меншикова была посрамлена, а во-вторых, москвичам новая церковь очень понравилась.
Первоначально башня была в четыре яруса и имела высоту 84,2 метра. До пожара 1723 года башня завершалась высоким шпилем, увенчанным флюгером в виде фигуры парящего ангела с крестом в руке. Три верхних яруса были сквозными, и на них висели 50 колоколов. Тем самым церковь повторяла древний русский тип храма-колокольни. Для облегчения конструкции верхний ярус был сделан деревянным. На верхнем ярусе храма в 1708 году были поставлены часы с курантами, выписанные из Англии. Куранты отбивали час, полчаса и четверть часа, а в полдень все пятьдесят башенных колоколов в течение получаса звонили-переливались, теша слух горожан. Башню украшало невиданное дотоле обилие каменной скульптуры. Гирлянды из цветов и фруктов, вазы, карнизы, - все это не только украшает башню, но и придает ей легкость при весьма немалых размерах. Над украшением церкви работали костромские и ярославские мастера, издавна прославившиеся как искусные резчики по камню. В работе принимала участие и артель резчиков из Южной Швейцарии, работавшая в Москве в начале века.
После отъезда Меншикова из Москвы церковь оставалась долгое время неотделанной. В 1712 году в здании размещалась навигацкая школа. В 1723 году от удара молнии сгорел верхний деревянный ярус с часами. Рухнувшие колокола проломили своды церкви. В таком виде здание простояло более пятидесяти лет. Все уже забыли, что это была церковь, и звали полуразрушенное сооружение просто Меншиковой башней. Только в 1773-1787 годах церковь Архангела Гавриила была восстановлена. Но восстанавливать ее сгоревший верхний ярус не стали, а вместо него увенчали храм своеобразной главкой в форме золотой еловой шишки. Но высота храма при этом значительно уменьшилась, и тягаться с Иваном Великим, как того хотел Меншиков, она, увы, уже не могла.»
[525x700]
[525x700]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
Дом-комод: дом Апраксина-Трубецких («Дом-комод») на Покровке, 1766—1769 .
Красивое здание с волнистым фасадом, в жемчуге, пышной лепнине и коронах «разорванных фронтонов». Говорят и внутренние помещения такие — криволинейные.
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
Церковь святых апостолов Петра и Павла на новой Басманной улице.
«...В истории церкви Петра и Павла есть интересные страницы. При императрице Екатерине II вышел указ о том, что преступники должны публично каяться в своих злодеяниях прямо на улицах. А храмом для их церковного покаяния была назначена именно Петропавловская церковь на Басманной.
В 1934 году церковь Петра и Павла закрыли. Помещение поначалу использовали под склад, потом здесь были торговые ларьки, а с 1970х -годов здесь расположилось научное учреждение. Однако в эти советские годы здание церкви реставрировалось. Тогда и появился красивый шпиль на западный манер - в "голландском вкусе", видимо, в память о Петре I и его временах.»
[700x525]
[525x700]
[700x525]
Ехидный дракон под балконом дома напротив Петра и Павла:
:)
[525x700]
Церковь Николы Заяицкого была основана в XVI в. заяицкими казаками, жившими в Москве. Вот они бровки-фронтоны :)
[525x700]
Решетка ворот подлинная.
[525x700]
Храм великомученицы Екатерины на Всполье
Вероятно, что постройка нового храма была заказана лично Екатериной II во время ее коронации в 1762 и в честь нашей с ней православной покровительницы.
[525x700]
[700x525]
[700x525]
Хорошо, что восстановили декор зданий в экономичном варианте - позолоту лепнины и резьбы я все-таки не пережила бы.
А экскурсия называлась «Веселое барокко» ;)