Царицыно. Реставраторы, консерваторы и гастарбайтеры.
03-09-2007 16:41
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
«Реставрационные и восстановительные» работы начались в «Царицыно» по инициативе столичных властей в 2005 году. Мнения представителей власти, архитекторов и искусствоведов сразу разделились.
Многие специалисты полагали, что следовало провести лишь консервацию руинированного Большого дворца, ведь по значимости и красоте его можно было бы сопоставить со многими знаменитыми историческими руинами всех времен и народов. Кроме того, дворец являлся единственным подобным сооружением в столице, а его ценность заключалась в том, что его не портили перестройками с XVIII столетия.
Были сторонники осторожного восстановления по чертежам архитектора. Какого именно не ясно, видимо у обоих были свои команды.
А некоторые выступали за восстановление исторического облика усадьбы с добавлением некоторых новых строительных элементов, т.е. «новодел». Вот они и победили. А Екатерина Великая боялась фонтанов!
Приезжать в Царицыно категорически не желает вице-президент Академии художественной критики Алексей Клименко. По его словам работы, которые были проведены на территории объекта истории и культуры, «превратили музей-заповедник в муляж». «То, что происходит сейчас в Царицыно, — это преступление, под видом реставрации, памятник изуродовали и разрушили», — заявил Клименко.
Реставрация в музее-заповеднике Царицыно проведена грандиозная, работы до сих пор продолжаются. В них задействованы тысячи людей, в том числе и гастарбайтеры. Хотя заниматься восстановлением памятника истории и культуры федерального значения должны лицензированные специалисты. В данном случае, говорить о реставрации как о науке не приходится, считает г-н Клименко: «Все работы сопровождаются бесчисленными нарушениями законодательства об охране памятников. Начнем со знаменитого Кухонного корпуса, построенного Василием Ивановичем Баженовым, подлинного, цельного памятника, который в результате так называемой реставрации оказался одетым в презерватив, получил такой вот прозрачный купол, которого, естественно, никогда не было. Там такие еще сооружения для удаления дыма и прочее, которых тоже никогда не было. И вот это проблема номер один. Закон предусматривает для памятников истории и культуры только реставрацию, только работу, связанную с использованием объекта культурного наследия. В данном случае в Царицыно появились мосты кудрявые, лестницы по склонам холмов, которых никогда не было».
Специалисты в области историко-культурного наследия недоумевают, как появился в Царицыно технически сложно выполненный фонтан, бьющий над прудом. Об этом и других архитектурных конфузах рассказывает Алексей Клименко: «Екатерина Великая боялась фонтанов, ненавидела фонтаны, и поэтому фонтан и Екатерина — как-то очень странно. И вообще, один остроумный человек сказал, что после этих работ Царицыно пока именовать по-другому — Лужковым называть, поскольку это объект гордости Лужкова, и именно он лично курирует работы, и именно он настаивает на появление такого фонтана, проспектов роскошных. Там появился, например, грандиозный комплекс, так называемый "Визит-центр", которого опять-таки никогда не было. Но самое ужасное, что огромное количество объектов капитального строительства, появившееся на территории такого выдающегося памятника истории и культуры, что запрещено законом строжайшим образом, сделано в стилистике псевдоготики. То есть и трансформаторные подстанции, и весь этот центр, и ограды, и будки для полицейских-милиционеров, и так далее. Детям, которые будут приходить в Царицыно, будет очень трудно понять, что же настоящий памятник, настоящие Баженов и Козаков. Вот этот "Визит-центр" в готической стилистике или эта ограда с этими золотыми шишками и всякими гербами, курицами-мутантами?»
Дворец, даже будучи руиной, представлял наибольшую ценность, нежели нынешнее строение. Романтический парк в английском стиле в ходе работ превратили в подобие Версаля, чем он никогда не был, возмущается Клименко: «Подобного рода трансформация памятника, объекта культуры в интересах населения, которое приходит сюда отдыхать, — это ведь недопустимая. Вообще, парк культуры и отдыха — вещь хорошая, но памятник природы, памятник историко-культурного и природного наследия — это совсем другое дело. Под видом реставрации, то есть воссоздания с нуля оранжерейного комплекса вырублено три с лишним тысячи абсолютно здоровых, прекрасных деревьев. Я видел эти пни и просто пришел в отчаяние, как, знаете, грейпфруты такие здоровые, срезанные наполовину и двести с лишним тысяч кустарников и подлеска».
…
Мнение депутата [Митрохин] о том, что исторический ансамбль павильонов и дворцов бывшей загородной резиденции императрицы Екатерины Второй восстанавливали не для народа, разделяет и искусствовед Алексей Клименко: «Если бы Счетная палата проанализировала траты, которые были в Царицыне, было бы найдено немало интересного. Я уже не говорю, что во дворце, в этом возрожденном дворце, где когда-то альпинисты работали, там такое количество позолоты, богатства, роскоши! У нас проблем нет в стране, чтобы тратить такие деньги на абсолютное муляжирование? Неужели не хватает одного Храма Христа Спасителя, который представляет собой такую золотую табакерку?»
В планах реконструкций еще один объект — царский дворец из тысячи помещений в Коломенском, от которого не сохранились даже чертежи, остались лишь картинки. Алексей Клименко опасается что и этот памятник истории и культуры превратят в муляж.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote