Дорогие москвичи! Северо-запад – это Выборг, а не Тушино!!
Сколько помню, большей частью по Москве меня водили приезжие родственники. Как настоящая москвичка, в городе я не ориентируюсь. Район, где живу, район, где училась, район, где работаю. Красная площадь, ВДНХ, Пушкинский музей. Всё, остальное – белые пятна, связанные между собой «порталами перехода», выполненными в виде нор подземки. Да и ареалы обитания изучены, в общем-то, с одного ракурса – утилитарного: магазины, парикмахерские, аптеки, детские парки и т.п. 1-2 театра в которых была, соответственно, 1-2 раза за всю жизнь (в центральные и то чаще наведывалась).
Короче, я ощутила серьёзную потребность в экскурсоводе. Потом появилась возможность – свободные выходные. Взявшись за руки и обследовав сеть, Потребность и Возможность вывели меня на автобусную прогулку по Северо-Западу. Тем более, что предводительствовал команчами «тот самый Величко», которым мне все уши прожужжали в музее декоративно-прикладного искусства (да, я там была – это МОЙ район!). Обещанный экстаз от вещания краеведа правда обернулся скромным, но пушистым удовольствием от полученных впечатлений. Но и то хлеб ))
Разглядела то, что видела много раз:
1. Петровский Путевой дворец на Ленинградке.
Академию Жуковского оттеда вытурили нафик, что, с одной стороны, способствовало ему много к украшенью. С другой стороны - дворец реставрируют под Дом Приемов московской мэрии с 6ти (?!) звёздочной гостиницей (архитектор Казаков вздохнул в гробу). Путевой дворец предназначался для остановки Екатерины II перед въездом на торжества в Москву по случаю победы России над Турцией и перехода Крыма под протекторат России.
ПЕТРОВСКИЙ ПУТЕВОЙ ДВОРЕЦ В МОСКВЕ - ПАМЯТНИК ПОБЕДЫ В РУССКО-ТУРЕЦКОЙ ВОЙНЕ 1768-1774
(с) http://www.pobeda.ru/jml/content/view/1338/96/
10 июля 1774 г. навсегда вошло в историю России как день славной победы великой империи. В болгарской деревне Кючук-Кайнарджи был заключен блистательный мир с Турцией, согласно которому под власть императрицы Екатерины II попадали города Керчь, Еникале, Кинбурн, Кабарда. Россия получала право строительства военного флота на Черном море, беспрепятственный проход по средиземноморским проливам. Но, пожалуй, главным завоеванием страны стала независимость Крыма от Османской империи. Крым, откуда постоянно осуществлялись набеги ханов на южные границы, переходил под протекторат России. С этого момента начинается долгая история освоения прекрасной Тавриды, которая в 1783 г. была окончательно включена в состав России. И все же первым шагом в новой истории Крыма стал мирный договор 1774 г.
В честь этого события были устроены грандиозные гуляния на Ходынском поле. Екатерина II лично продумала план гуляний, посвятив им одно из своих писем. "Я приказала позвать Баженова, моего архитектора и сказала ему: …за три версты от города есть луг; представьте, что этот луг - Черное море и что из города две дороги; ну вот одна из сих дорог будет Танаис (Дон), а другая Борисфен (Днепр); на устье первого вы построите столовую и назовете Азовом; на устье второго - театр и назовете Кинбурном. Из песку сделаете Крымский полуостров, поместите здесь Керчь и Еникале, которые будут служить бальными залами. Налево от Танаиса будет буфет с угощением для народа; против Крыма устроится иллюминация, которая будет изображать радость обоих государств о заключении мира; по ту сторону Дуная пущен будет фейерверк, а на месте, имеющем изображать Черное море, будут разбросаны лодки и корабли, которые вы иллюминируете; по берегам рек… будут расположены мельницы, деревни, иллюминированные дома и, таким образом, у нас выйдет праздник без вычур, но, может статься, лучше других". Императрица явно лукавила - торжества, устроенные с подобным размахом, стали отнюдь не скромным праздником. План императрицы был выполнен зодчими В. Баженовым и М. Казаковым. Благодаря их усилиям, на пустынном Ходынском поле, протянувшемся вдоль Петербургского тракта, возник сказочный город. Крепости-павильоны, построенные в "мавританском" ("турецком") стиле; трибуны для зрителей в виде лодок и кораблей, создающие полную иллюзию морских пространств; многочисленные обелиски, иллюминированные разноцветными огнями, возводились из дерева, но были раскрашены под камень.
Праздник, устроенный с 21 по 23 июля 1775 г., удался на славу. В "Кинбурне" давались балы и театральные представления, в "Керчи" и "Еникале" проходили маскарады; "Азов" брался штурмом во время театрализованных представлений. "К удовольствию народа" на поле находился бассейн с виноградными винами, "быки жаренные покрытые камкою с прочими совместными припасами для народа", питейные дома и качели. По рассказу, приведенному М.И. Пыляевым, празднества проводились с небывалым размахом. 21 июля, в день их открытия, "государыня шла в малой короне под балдахином, рядом с ней наследник престола в адмиральском мундире с бриллиантовыми эполетами, перед государыней шел Румянцев, по сторонам процессии шли кавалергарды в своих богатых красных с золотом кафтанах, в шлемах с перьями, процессию замыкали статс-дамы и первые чины двора, залитые в золото и бриллианты. С первых шагов процессии началась пушечная пальба, загремели трубы и литавры, и раздался со всех сторон колокольный звон…". После этого был дан знак к началу празднества и толпа, в первую очередь, устремилась к столам с даровым мясом и вином. Екатерина смотрела гуляния с галереи, обставленной мебелью с отделкой серебром, обитая тигровым бархатом и белым атласом, украшенным букетами. Окна декорировали фарфоровыми вазами с цветами. В этот день для императрицы в "Азове" был дан обед на сто тридцать девять персон, а после представлена французская комедия. В галерее шла в это время русская опера "Иван-царевич", затем начался маскарад в турецких костюмах. 22 июля императрица, побывав в "Таганроге", купила много азиатских товаров, а вечером смотрела фейерверк. Дорога следования царского кортежа в Кремль была украшена деревянными щитами со шкаликами и плошками. На торжествах присутствовали великий князь Павел Петрович с супругой Натальей Алексеевной, а также турецкие послы (в Кремле прошел прием Турецкого посла Абдул-Кирима).
Екатерина осталась столь довольна гуляниями, что задумала поставить путевой дворец, который должен был стать местом отдыха после дальней дороги из Петербурга, прямо напротив Ходынского поля. Проектировать новое здание было поручено Матвею Федоровичу Казакову. Дворец, связанный с Ходынскими строениями и стилистически ("прекрасное здание мавританской архитектуры", писали о нем современники); и планировочно (его ось совпадала с главной осью галереи Керчь-Еникале), таким образом, становился главным памятником победы в войне. В его архитектуре навсегда закреплялась память о блистательном мире и завоевании Крыма. Многочисленные башни-минареты окружали центральное купольное здание, ассоциировавшееся с русскими храмами, а, следовательно, победой христианства над мусульманством.
[300x158]
Дворец строился быстро. 17 ноября 1775 г. Кремлевская экспедиция определила фасады каменному дому со службами по Санкт-Петербургской дороге близ загородной дачи Высокопетровского монастыря, обязав архитектора асессора Казакова подать сведения о необходимом числе помощников и материалов. Архитектор подошел к строительству дворца с особой тщательностью. Он требовательно относился к материалам и лично следил за их качеством. В 1777 г. уже был возведен главный корпус, и Казаков посылает в Кремлевскую экспедицию список с указанием необходимых материалов для продолжения строительства. Наружные скульптурные украшения дворца выполнил из керамики мастер Иоганном Юстом осенью 1778 г. По описи 1779 г. видно, что дворец практически готов. Отделоч¬ные работы во дворце - установка украшений на лестнице, медальонов и венцов в главном зале, фонарей - велись до 1781-1783 гг.
Уже указывалось, что стилистически здание было связано с Ходынскими павильонами. Тем не менее, дворец представляет собой здание эпохи классицизма с четкой планировочной структурой, порталом и двумя фасадами. М.Ф. Казаков умело использовал сочетание белого камня и красного кирпича, удачно расположил здание на местности, процитировал в наружном убранстве детали как древнерусского зодчества (двойные арками с гирьками и кувшинообразными колоннами, узорные белокаменные наличники), так и готической архитектуры (стрельчатые окна). Исследования в ходе проводившихся в последнее время реставрационных работ показали, что первоначально дворец был полихромным благодаря сочетанию розовых, золотых, красных и белых цветов, ярко раскрашенных рогов изобилия. Наружные стены были окрашены суриком с киноварью и расшивкой швов под кирпич; междуэтажные карнизы и наличники имели желтовато-розовую окраску, колонны и полуколонны - более интенсивную розовую. Купол был крыт белой жестью, кровли - красной черепицей. Слуховые окна и крыши над лестничными клетками главного зала были покрыты черепицей, имитировавшей позолоту. В завершенном виде красочный дворец представлял собой подобие крепости, окруженной мощными стенами с тосканскими башнями-донжонами. Центр главного здания образовывал круглый зал, увенчанный великолепным куполом высотой 16 м. В его барабане были сделаны стрельчатые окна, придававшее залу зрительное ощущение наполненности светом. Вокруг зала располагалась четыре квадратных аванзала. В купольной части М.Ф. Казаков первоначально планировал разместить двуглавого орла, но затем заменил его шпилем-флагштоком. Центральный зал и аванзал были украшены гипсовыми медальонами с изображениями русских князей от Рюрика до Владимира. Эта серия, выполненная Ф. Шубиным для Чесменского дворца в Петербурге (тоже построенного в честь русско-турецкой войны), символически связывала два дворца-памятника; напоминала о славных походах русских князей к берегам загадочной Тавриды.
Наружный декор здания продолжал тему победы. Согласно описи дворца 1779 г. "со всех сторон корпуса на стенах… и слуховых окнах скульптурнаго украшения пирамидок, шаров и протчих резных званием штук больших и малых тысяча семдесят шесть…"; на полуциркульных служебных корпусов: "…на двух малых башнях на кумполах… по одной звезде из аглицкой жести…, да круг оных и всего корпуса каменных пирамидок больших и малых двадцать семь круглых штук". Пирамидки, означающие "знак славы и памяти добрых государей"; рога изобилия - "богатство, великодушие, изобилие всех благ, счастье, щедрость, великое имение, приобретенное трудами, торговлею, силою, могуществом, победами"; пресекающиеся рога - "чрезвычайное изобилие богатств, или плодов земных" - снова и снова прославляли величие и благополучие великой империи, славили ее победы.
Императрице дворец очень понравился. Екатерина II в первый раз остановилась в нем в 1787 г. Об этой остановке М.И. Пыляев писал: "есть предание, что государыня во время своего пребывания здесь отослала все назначенные для нее караулы солдат, сказав, что она хочет остаться во дворце под охраной своего народа". И после того, по легенде, толпы народа стали тесниться около дворца, остерегая друг друга, говоря: "Не шумите, не нарушайте покоя нашей матушки". Неизвестно, происходила ли подобная сцена в действительности, но современники вспоминали, что государыня несколько раз посещала дворец.
После смерти Екатерины Великой в Петровском путевом дворце в 1797 г. останавливался Павел I перед своим коронованием. Торжественный въезд в Москву происходил 15 марта. Император ехал верхом, а императрица в роскошной карете. На всем пути следования в Кремль шпалерами были выстроены войска, для зрителей и были устроены крытые галереи, поставлены пять новых триумфальных арок, а старые украшены живописью. После обряда венчания на трон в Успенском соборе Кремля, Павел I прочел акт о престолонаследии. Более 600 человек были награждены чипами, орденами и имениями. Со времени этой коронации, Петровский дворец стал непременным участником торжественной церемонии. Все русские государи, перед венчанием на царство, останавливались именно здесь. Включение дворца-памятника в церемониал самого важного для России торжества, еще раз подчеркивало значимость для русского двора победы в русско-турецкой войне.
До этого места «довел» нас тот-самый-Величко,
продолжение истории там >>>
Сейчас дворец опять выглядит как пряник, смешение стилей, разнообразие башен и башенок, рога изобилия, звёзды, шары, пирамидки, немного Италии и России, много Турции, торжество и разноцветье. Красиво, но… ремонт.
Постройка конца 18 века, гравюра – конца 19-го.
[700x415]
Ps мама дорогая, как же разворотили Ленинградку!