Ну можно я не буду про собор Парижской Богоматери (какой-какой матери?(с))? Ну мона, мона?... Тем более, что на белом свете есть Сен-Шапель, пронзающая небо :)
[700x]
В те давние-давние времена, когда Париж ещё только начал выползать из своей колыбели — Ситэ — на берега Сены, когда Лувр был крепостью, охранявшей город, во дворе старого королевского дворца святой французский король по имени, вы не поверите, Людовик, но с номером всего-навсего IX, приказал построить часовню, да не простую, а в два этажа. Этот терем дивный был предназначен стать хранилищем королевского приобретения редкой, во всех смыслах, цены. И вот тут давайте свяжем всё с Византией нашей: Людовик купил у Болдуина (я не шучу) II ни много ни мало терновый венец Христа. К Бодуину эта реликвия вместе с другими попала после захвата и разорения Константинополя зловредными крестоносцами, когда означенный балдуин был назначен временным императором временной Латинской империи в оккупационной зоне.
Постройка достойного реликвария обошлась раза в 3 дешевле самого приобретения, но для создания шедевра этого оказалось достаточно. Авторство приписывают архитектору Монтрею, получившему титул «доктор камней», равный докторской степени в прочих науках.
[700x]Интересно, каменщики вырезавшие местных горгулий тоже в качестве моделей использовали собственных тёщ? Как в пражском соборе св.Витта :))
Моё малоопытное невежество всегда рисовало мне католические храмы оттенками золотого, белого, серого и медового почему-то. Причем все краски давал металл, либо камень, либо дерево. Радостно, по-детски разрисованными могли быть в моём воображении лишь «наши»: римские-II и римские-III, Константинополь и Москва, «Василий Блаженный» и всё такое. И вот оно, родное средневековое:
[700x]
Нижний храм посвящён всё той же Богоматери, так что тоже маленький Нотр-Дам
[700x]
Фреска «Благовещенье» XIII века - самая древняя стенная роспись в Париже.
Ну а на верху — нечто волшебное, воздушное, солнечное и, безусловно иное. Верхняя капелла, предназначенная для королевских богослужений и хранения главной реликвии и ещё более 20 других, построена из витражей. 600 кв метров и более тысячи сцен из истории человечества, две трети — подлинный XIII век.
[700x]
Западная роза, звучит красиво. Изображает Апокалипсис, звучит усташающе:
[x600]
Поскольку зрелище завораживает и потрясает, здесь установлены ряды стульев для туристов, у которых подкашиваются от восторга ноги. Интернациональные господа сидят, задрав головы и смотрят сквозь витражи на разноцветное солнце. Солнце смотрит в Сен-Шапель на разноцветное человечество. Мы тоже посидели в пятнах витражного света.
Прочие же интерьеры в значительной степени результат разновременных реставраций, что не умаляет их красоты и смысла.
[700x]
Резные персонажи в пристенных ажурных аркадах не повторяются:
[700x]
В конце хочется ещё раз не про Нотр-Дам: выжившие после революций реликвии Сен-Шапель перенесены ныне в собор Парижской Богоматери, в котором частично, на небольшой площади восстановлена первоначальная отделка:
[x600]
Весёленькая, как у Шапели ))
По поводу Тернового Венца мои источники разошлись:
один из путеводителей утверждает, что
«Часть из них [реликвий], включая Терновый венец, были переданы на хранение в Собор Нотр-Дам де Пари, где и находятся по сей день.», брошюра в самой капелле сообщает
«... обломок Истинного Креста и Терновый венок, которые некогда были выставлены на кафедре и погибли во время революции...» Кому верить, кому верить...