«Посетитель гостиничного бара в Шотландии, оставив где-то свой плащ, обратился к группе собравшихся в баре мужчин:
- Не видел ли здесь кто-нибудь из вас старого макинтоша?
Один из мужчин огляделся по сторонам:
- Нет, - ответил он, - мы все Камероны и Фрейзеры.»
Тартан – орнамент, образуемый переплетением разноцветных нитей и состоящий из пересекающихся вертикальных и горизонтальных полос… короче – шотландка. Клетчатая шерсть и мужчины в юбках одно из самых навязчивых видений через сутки пребывания в Эдинбурге. Килты, береты, шарфы, палантины, пледы – синий, зеленый, красный, рябь и пестрота, запах шерсти, вой волынки…
[x600]
Горцы, сильно отличавшиеся, как я поняла, по стилю жизни от соплеменников в долинах, были долгое время настолько изолированы от цивилизации внизу, что соорудили собственную систему административно-родового управления (клановую) и собственный стиль одежды, шокировавший европейские прочие народы.
Не буду вдаваться в особенности клановой организации, хотя это очень интересно, остановлюсь на одежде. Первоначальным знаком отличия горских кланов была вовсе не расцветка пледов, а растение-символ, произраставшее на территории клана. Украшения в виде вереска, плюща или рябины мужчины носили на своих беретах как опознавательные знаки «свой-чужой». В символы всея страны выбился чертополох – эмблема клана Стюартов, давших Шотландии последних королей.
Пледы же имели цвет неотбеленной овечьей шерсти до того, как горские жены научились окрашивать нитки в разные яркие цвета. Красители были естественного происхождения, в основном растительные: кора, лишайники, травы. Таким образом, первоначально расцветки тартанов не были задуманы различными для разных кланов, а просто демонстрировали наличие красителей определённого типа в районах их, кланов, обитания, эдакий путеводитель по шотландской флоре :). В качестве закрепляющего средства при окраске шерсти использовали урину, что по-научному означает – мочу. Не знаю, что используют современные производитель шотландки, но в магазинах невольно принюхивалась )
Итак, выкрасив нитки, горцы ткали пледы, довольно большие: 1,5 метра на 4-4,5. Плед этот «одевался» поверх длинной рубахи из грубого полотна. Процесс выглядел так: сначала на траву клали пояс, поверх укладывали плед, собрав его в складки. Поверх
клался ложился одеваемый мужчина и собирал ткань на талии, прихватывая её ремнем. Теперь можно было встать, плед складками опоясывал фигуру от талии до колен и висел хвостом за спиной. Хвост перекидывали через левое плечо и прикалывали к нижней рубахе. Фуххх… Ну и кто дольше возился, одеваясь на работу? Муж или жена?
Соображения то ли удобства, то ли экономии, в конце концов, отделили нижнюю часть пледа в самостоятельный предмет одежды – юбку-килт. Килты носили рядовые горцы, знатные лорды и вожди кланов предпочитали килту узкие бриджи, правда, тоже тартановой расцветки. У жителей же низин подобная одежда считалась не только дикой и смешной, но и неприличной и это пренебрежительное отношение к ней сохранилось до 20 века:
«… один из знатных лордов, имеющих там поместье, на вопрос репортера, есть ли у его семейства родовой тартан, ответил с усмешкой:
- Слава Богу, нет. Мои предки всегда были в состоянии позволить себе брюки.»
Когда в начале 18 века страна потеряла независимость, ткань шотландка и прочие горские атрибуты стали одним из национальных символов той Шотландии, что не смирилась с унижением. Это было настолько серьёзно, что специальным актом наравне с ношением оружия было запрещено ношение пледов, килтов, гетр, беретов, а так же и игра на волынке. Из клетчатой ткани было запрещено даже шить пальто. Нарушение указа каралось тюрьмой, рецидив – каторгой, а игра на волынке – пожизненным заключением. Ну, с последней мерой пресечения многие бы согласились и сейчас. На практике, британским солдатам, расквартированным в Шотландии был дан приказ убивать на месте любого человека в костюме шотландского горца. Акт действовал 36 лет, после чего был отменен и романтический костюм реабилитирован.
Но не было бы, вернее – не стало бы в нём ничего романтического, если бы не великий поэт и мифотворец В.Скотт, задумавший и осуществивший «кельтизацию» или «гэллизацию» своей страны, а заодно и прочего мира. Воспевавший письменно и устно славу, гордость и символы Шотландии, сэр Вальтер имел чрезвычайное влияние в обществе, что позволило ему не только вернуть из забвения килт, но и обрядить в него короля Георга-с-номером на время его визита в Шотландию. Теперь новой (старой) моде пришлось следовать и местным лордам, чувствовавших себя в килтах и пледах откровенно нелепо, и жителям равнин, никогда прежде не надевавших ничего подобного. Инициативу подхватила шотландская диаспора в Северной Америке – и началась тартанизация
всей страны всего мира!
Прием в каком-то крупном банке, сфотографировала через забор:
[700x]
Количество мужчин в штанах и юбках примерно равное.
У самого замка мне попалось здание, показавшееся сначала рядовым магазинчиком с шотландкой, но не тут-то было! Это был клетчатый рай, там торговали тартанами, кроили их, ткали их, шили их, меряли и снимали на память. Пестрота клеток, запах шерсти и грохот станков с ног сшибают!
[700x]
На специальных площадках представлены сцены клетчатого производства разных эпох
[700x]
А свесившись через перила можно увидеть современных ткачей за работой:
[700x]
Много готовой одежды и прибамбасов, но есть и пошив на заказ, особенно популярный у американских туристов, понаехавших в Эдинбург в поисках семейных корней и тартановых расцветок. Те, кто не ищет своего, фотографируется в чужом: за 20 фунтов можно получить почти настоящий семейный снимок себя в стиле «Мак».
[300x225]
[300x225]
Цитаты из книги И.И.Донсковой «Шотландия. Мистическая страна кельтов и друидов»