• Авторизация


Прототипы литературных персонажей 23-10-2005 10:46 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Анатоль_01 Оригинальное сообщение

Нашел любопытный материал. Как известно, литературные герои бывают обычно "списаны" с реальных людей.


...1. Начнем с Карло Коллоди и его Пиноккио. У деревянного человечка был реальный прототип... и тоже деревянный. Выяснилось это не так давно – во время раскопок в районе кладбища, где покоится прах Коллоди была обнаружена надгробная плита с именем некоего Пиноккио Санчеса. Заинтересовавшись, ученые сверили даты жизни обоих усопших. Оказалось, что они жили в одно и то же время.
Тогда заинтригованные американцы добились разрешения на эксгумацию останков Санчеса, захороненного в 1834 году. Экспертиза его праха дала сенсационный результат: это оказался своего рода «деревянный киборг». Нижняя часть его тела представляла искусно сделанный деревянный протез. Кроме того, у Пиноккио был деревянный нос – и действительно очень длинный.
Пиноккио родился в 1790 году. Очень маленького роста, почти карлик, однако в восемнадцать лет его забрали в солдаты. Прослужив в армии пятнадцать лет, он вернулся домой полным инвалидом. Скорее всего вскоре он бы умер, но судьба свела его с гениальным врачом Бестульджи, которого считали алхимиком и чародеем. Он сделал бедняге Пиноккио небывалую операцию, заменив изуродованную плоть деревянными протезами. Благодаря этому тот прожил еще десять лет, а деревянный нос помог ему стать известным балаганным артистом. Умер он после того, как сорвался с высоты и разбился во время выполнения сложного трюка.

2. Граф Дракула, прославивший Брэма Стокера и ставший едва ли не самым популярным героем жанра «хоррор». Историческое лицо – Влад Цепеш. Влад III, более известный как Дракула (1431-1476), родился в Семишоаре и происходил из рода Басараба Великого.
«Прославился» благодаря неистовой отваге и столь же неистовой кровожадности, которая даже в ту мрачную эпоху казалась патологической. Он был немыслимо жесток и к врагам, и к союзникам, и к подданным. Даже в венгерской тюрьме Влад III, согласно древнерусскому "Сказанию о Дракуле воеводе", оставался верен своим пристрастиям: ловил или покупал мышей и птиц, которых пытал, сажал на кол и обезглавливал.
Дракула был не просто садистом. Его жестокие кары имели некий политический смысл. К примеру, когда посланники турецкого двора осмелились не снять головные уборы в его присутствии, он приказал гвоздями приколотить тюрбаны к головам, что было, несомненно, вызывающе смелой демонстрацией независимости.
В сажании на кол Дракула особенно преуспел, отчего и получил прозвище "Цепеш" (букв. "Насаживатель-на-кол"). В зависимости от социального статуса приговоренных колы различались по длине, диаметру, цвету, из них составлялись прихотливые геометрические фигуры - нечто вроде "сада пыток", где Влад III любил пировать на досуге, причем трупный смрад и стоны агонизирующих отнюдь не портили его аппетит.
Оценки жертв Влада варьируются 40,000 до 100,000 (в последнем случае получается, что он уничтожил 20 % населения своей страны). Рассказывают, что однажды безо всяких причин он напал на свой же ни в чем не повинный город и умертвил под пытками 10 тысяч подданных, а во время самого дикого из устроенных им побоищ в 1460 году в день Святого Варфоломея в одном из городов Трансильвании было посажено на кол 30 тысяч человек.

3. Робинзон Крузо Даниэля Дефо. На самом деле его звали Александр Селькирк. Он служил боцманом на галере «Сенк пор», и в 1704 году был высажен на необитаемом острове. Причем по собственному желанию – он поссорился с капитаном и потребовал высадить его, неважно куда. Александр был уверен, что его скоро заберут, но он ошибся.
1 февраля 1709 года, после четырех лет и четырех месяцев одиночества его подобрали тощим, изможденным, почти лишившимся дара речи. Когда он прибыл в Великобританию, одна из газет опубликовала историю его злоключений — «настолько необычную, что можно даже усомниться, что подобное вообще могло произойти с человеком».
Эта газетная публикация вдохновила Даниэля Дефо, до этого не писателя, а политического агитатора, на написание своего первого романа. Факты он немного исказил: остров поместил в Карибском море, действие перенес на сто лет назад и поселил человека на двадцать восемь лет, а не на четыре с половиной. Выпустив в 1719 году роман, Даниэль получил всемирную известность, прославил прототипа главного героя Александра Селькирку и принес славу самому архипелагу. В 1960 году в честь литературного героя остров Мас-а-Тьерра (Ближе к земле), переименовали в Остров Робинзона Крузо, а острову Мас-а-Фуэра (Дальше от земли) в честь прототипа литературного персонажа дали имя Остров Александра Селькирка.

4. Сэр Джером Горсей, английский дипломат и финансист шестнадцатого века. Восемнадцать лет жил в России. Заслужил негативную славу – его называли высокомерным софистом, простодушным чванливцем, плохим миссионером цивилизации и хвастливым честолюбцем. Удивительно ли, что Уильям Шекспир именно его избрал в качестве прототипа для своего Фальстафа?

5. Сидней Рейли, именуемый «королем шпионов». 1874-1925 годы. Этому человеку особенно повезло в данном плане – он стал прототипом аж трех персонажей, причем очень известных. Этель Войнич списала с него Овода, Ильф и Петров – Остапа Бендера, а Ян Флеминг – Джеймса Бонда. Конечно, все они брали разные «отражения» этой разносторонней натуры.

6. Владимир Печерин, петербургский профессор, первый официальный политический эмигрант России. Умер в Дублине в 1885 году. Возможно, именно его Лермонтов отобразил в своем Печорине.

7. Михаил Николаевич Фомин. Возможно, лучший сыщик Иркутска. За сорок лет работы в органах внутренних дел на его счету около двухсот раскрытых крупных и опасных преступлений, да еще участие в ликвидации банд Рохальского и Кочкина. Тридцать девять раз поощрен за верное служение профессии Награжден правительственными наградами – орденами Ленина и Боевого Красного Знамени, медалью "За отвагу".
И он же стал прототипом многих литературных персонажей, героем книг "На могиле трех шаманов", "Парни из угро", "Сыщики", "Один процент сомнения", "Багиев лог", "Уголовного розыска воин", "Наша служба и опасна, и трудна". Ему посвящен телевизионный фильм "Хранить вечно".

8. Алиса в Стране Чудес была срисована Льюисом Кэрроллом с дочери его друзей – семилетней Алисы Лидделл. Именно для нее эта сказка и была написана.

9. Барон Мюнхгаузен Эриха Распэ и Готфрида Бюргера. Его прототипом был знатный дворянин Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен, родившийся и живший в восемнадцатом веке в Германии в маленьком городке Боденвердере. Прославился как замечательный рассказчик и фантазер. Именно его многочисленные истории стали основой книги Распэ, а затем Бюргера.

10. Мануэль Бланко Ромасанта, самый известный убийца Испании. Именно его Патрик Зюскинд сделал главным героем своего романа под именем Парфюмер. Ромасанта убил тринадцать человек, а их внутренние органы переработал на мыло. Смертной казни ему удалось избежать – маньяк заявил, что является оборотнем и был признан невменяемым.

11. Барон Орос ди Бартини. Личность полумифическая, овеянная слухами и легендами. Последний алхимик Европы. По слухам, сумел получить философский камень. В 1923 году бежал в Советскую Россию, где начал новую жизнь под именем Роберта Людвиговича Бартини. Стал авиаконструктором, проектировал невиданные по тем временам сверхдальние и сверхскоростные самолеты. Занимался ядерной энергетикой, был учителем Королева и одним из вдохновителей советской космической программы.
Бывший барон стал прототипом таких персонажей как Воланд, Маленький Принц, старик Хоттабыч и даже Остап Бендер (на сей раз – той его части, которая «приехал жрец!»).

12. Чацкий Александр Грибоедова был списан с двух реальных лиц – Чаадаева и Кюхельбекера. В черновиках Грибоедов пишет фамилию главного героя несколько иначе – Чадский.
Что интересно, позднее Чаадаев во многом повторил судьбу своего прототипа, а к концу жизни высочайшим императорским указом был объявлен сумасшедшим.

13. Винни-Пух Алана Александра Милна. Даже этот плюшевый медведь имел прототипа. Настоящий Винни-Пух был подарен настоящему Кристоферу Робину, когда мальчику исполнился год. Имя медвежонок получил именно так, как было написано в книжке – от медведицы Винни и белого лебедя Пуха. Прочие зверушки из волшебного леса также имели реальных прототипов-игрушек. Сова была живой совой, жившей в саду Милнов.

14. Беатриче. Прототипом этого персонажа послужила одноименная девушка – возлюбленная Данте.

15. Антон Леонардович Идзковский. Самый долгоиграющий вратарь киевского «Динамо». Стал прототипом футбольного голкипера Антона Кандидова в романе Льва Кассиля «Вратарь республики». Родившись в 1907 году, А.Л.Идзковский играл в воротах киевлян с 1927 по 1945 годы, покинув их в тридцать восемь лет.

16. Аллан Нат Пинкертон (1819-1884), известный американский детектив, был сыном ирландского полицейского. Переселившись в Америку, он работал бондарем. Только в возрасте тридцати одного года, раскрыв случившееся поблизости преступление, он решил стать сыщиком и основал Национальное детективное агентство Пинкертона. Девизом агентства были слова "Мы никогда не спим", а эмблемой - открытый глаз.
У Пинкертона было всего девять сотрудников, но все они являлись профессионалами высокого класса, мастерами своего дела. "Они были отличными психологами, прекрасными наблюдателями, асами маскировки, перевоплощения, отчаянными смельчаками и мастерами стрельбы из револьверов".
В 1861 г. Пинкертон раскрыл заговор против президента Линкольна. В годы Гражданской войны в Америке агентство Пинкертона вело разведывательную работу для северных штатов, а после войны основным полем его деятельности стал запад Америки. В тамошнем обществе, широко известном по американским "вестернам", господствовало право сильного, а муниципальные и федеральные органы были слабы и малоинициативны. Для Пинкертона открывались обширные возможности, и он в полной мере использовал их. Его агенты, рискуя жизнью, внедрялись в преступные шайки и, благодаря этому, был пойман ряд знаменитых бандитов.
И именно он стал одним из главных героев детективов в мягких обложках, дико популярных в начале двадцатого века. «Нат Пинкертон, король сыщиков» весьма мало походил на своего реального прототипа – по сути, он стал не более чем условной литературной фигурой.

17. «Двенадцать стульев». Книга, очень богатая на прототипов. Например, Никифор Ляпис-Трубецкой был списан с поэта Осипа Колычева, старого одесского друга авторов. Колычев действительно сотрудничал с двумя десятками изданий, каждому предлагая стихи «на злобу дня». Прототипом Авессалома Изнуренкова послужил некто Глушаков, человек окололитературный, давший в двадцатые годы сотни тем для фельетонов и карикатур всем московским сатирическим журналам. Полесов, слесарь со средним образованием – сосед Ильи Ильфа, механик. Он скупал на Сухаревском рынке металлолом и конструировал дома мотоцикл. Киса Воробьянинов — двоюродный дядя Евгения Петрова и Валентина Катаева.
Ну а сам Остап Бендер, как уже упоминалось выше, кое-что позаимствовал у Сиднея Рейли и барона Бартини. Однако главным его прототипом стал Шор Осип Вениаминович. Для друзей и близких — Остап.
Знавшие его близко отзывались о нем как о добром, умном, решительном правдолюбце с сильно развитым чувством юмора и молниеносной реакцией на сиюминутные события. В апреле 1918 года Шор стал сыщиком Одесского уголовного розыска (надо учесть, что рост у него был под сто девяносто и сила — неимоверная) и за короткий срок нанес ощутимый удар по банде Мишки-Япончика (кстати, ставшего прототипом Бени Крика): раскрыл дела об ограблении двух банков и мануфактуры, устраивал удачные засады и брал налетчиков с поличным. Бандиты отомстили, убив его брата – поэта Анатолия Фиолетова.
Остап очень болезненно воспринял убийство брата. Он поклялся больше не брать в руки оружия. Через некоторое время уволился из уголовного розыска и уехал путешествовать по стране. В силу своего импульсивного и решительного характера, он постоянно попадал в опасные передряги. Так, в 1922 году оказался в Москве, а точнее, в Таганской тюрьме, куда угодил за драку с человеком, оскорбившим жену одного известного поэта. Но когда узнали, что он был инспектором Одесского угро, тут же освободили.
Остап остался в Москве. Часто появлялся на литературных вечерах, где встречался со своими старыми знакомыми земляками. К этому времени относится его знаменитая фраза: «Мой папа был турецко-подданный». Он повторял ее часто, особенно когда речь заходила о воинской обязанности. Дело в том, что дети иностранных граждан освобождались от воинской повинности. Ильф и Петров, зная о службе Остапа Шора в уголовном розыске, вводят в роман целый ряд намеков и конкретных фраз Бендера, свидетельствующих о его профессиональных знаниях. В главе «Голубой воришка» Бендер четко фиксирует нарушение закона Альхеном, ссылаясь на статью 114 УК УССР (взятка должностному лицу). В главе «Авессалом Владимирович Изнуренков» Бендер строго наставляет Кису Воробьянинова: «...только без уголовщины. Кодекс мы должны чтить». А в главе «И др.» Остап и вовсе составляет протокол с места происшествия. Причем самым профессиональным образом. Помните, как он резвился, возбужденный событиями в Васюках, которые так и не стали шахматной столицей мира? «Если бы вчера шахматным любителям удалось нас утопить, от нас остался бы только один протокол осмотра трупов: «Оба тела лежат ногами к юго-востоку, а головами к северо-западу. На теле рваные раны, нанесенные, по-видимому, каким-то тупым орудием». А вот самая известная фраза — о ключе от квартиры, где деньги лежат, — принадлежала вовсе не Шору, а одному респектабельному бильярдисту.
После выхода «12 стульев» Остап Шор встречается с Ильфом и Петровым, сетует на трагическую кончину главного персонажа и указывает на ряд несоответствий во времени. Авторы романа не могли не заметить, как изменился Остап Шор, и прежде всего его мировоззрение. По этой причине в «Золотом теленке» Бендер перед читателем предстает уже совершенно другим.

18. На самом деле существовал и хорошо всем известный д’Артаньян. Дюма очень вольно использовал мемуары подлинного гасконского дворянина, опубликованные в 1701 году. Именно там он нашел диковинные имена Атос, Портос и Арамис, которые в жизни были братьями, а он сделал их просто друзьями. Подлинный д'Артаньян к середине XVII века с помощью неиссякаемой энергии и острого ума достиг довольно высокого положения в парижском обществе и при королевском дворе. Принцы, короли и королевы действительно прибегали к его услугам, полководцы советовались с ним. Опытный военный, умелый разведчик, ловкий дипломат, он пользовался полным доверием французского первого министра кардинала Мазарини.

19. Шерлок Холмс. В студенческие годы, когда Артур Конан-Дойль учился на медицинском факультете, его кумиром был профессор Джозеф Белл. Блестящий хирург, он поражал всех способностью мгновенно ставить точный диагноз пациенту, прежде чем тот успевал открыть рот. "Пускайте в ход силу дедукции", - неустанно повторял он студентам. Именно с него Конан-Дойль и скопировал своего главного героя.
Сходства с популярным литературным персонажем профессор не отрицал, но указывал на еще одного прототипа - самого автора. "Вы и есть подлинный Шерлок!" - писал Джозеф Белл бывшему ученику и... прирожденному детективу. Ему не раз удавалось распутывать дела, ставившие в тупик полицию.

20. Принц Гамлет, самый знаменитый герой Шекспира и литературный персонаж датских кровей. Прототипа на самом деле звали Амлет, и был он гораздо хитрее и удачливее литературного персонажа. Отбыв в Англию сотоварищи, он не только подменил письмо, предписывающее казнить его, но и умудрился жениться на одной из английских принцесс. Через несколько лет Амлет инкогнито вернулся на родину, застал во дворце пирующего отчима, тайно вызвал из обеденного зала мать, а потом запер дверь и спалил короля-узурпатора вместе с его товарищами.

21. «Гиперболоид инженера Гарина». Алексей Толстой не выдумал своего гениального ученого. Мало кому известно, что прототипом Гарина стал реально существовавший, очень талантливый инженер Аполлон Аркадьевич Цимлянский, сын чиновника придворного ведомства. По воспоминаниям некоторых современников, граф Алексей Толстой лично знал Цимлянского в 20-е годы, поскольку они вместе жили на одной улице в Царском Селе под Петроградом.
Цимлянский обладал кипучей энергией, незаурядным талантом конструктора и изобретателя: он интересовался буквально всем. По некоторым данным, еще в начале 20-х годов Цимлянский создал опытный образец боевого лазера, способного на значительном расстоянии разрезать металлические листы. Эти листы - проржавевшие от времени, с оплавленными разрезами - обнаружили чекисты в середине тридцатых в окрестностях Царского Села.
Очень живо инженер Цимлянский интересовался и работами с радиоактивными веществами, часто бывал в радиометрической лаборатории в Павловске, где изучались урансодержащие глины, залегающие недалеко от Царского Села. По некоторым данным, еще в середине 20-х годов Цимлянский, работая с радиоактивными веществами, сделал некое открытие, которое вполне могло способствовать ускорению создания ядерного оружия. А над таким оружием тогда уже работали в Германии, Великобритании и США. В сферу интересов Цимлянского входили и космические полеты - очень модная тогда тема, на которую Толстой написал роман "Аэлита". Цимлянский разработал проект лунной экспедиции, предвосхитив технологические решения американцев.
Из Советского Союза Цимлянский был выставлен – его отправили в командировку в Германию. На неопределенный срок. Там он и остался до конца жизни. Там работал на нацистов, встречался с Мартином Борманом, консультировал Вернера фон Брауна. Русский ученый успешно работал и в атомной области - есть сведения, что в 1936 году в Саксонии, в заброшенной шахте под руководством Цимлянского был произведен испытательный взрыв ядерного заряда. Казалось бы, чистой воды фантастика, поскольку тогда даже не слышали об уране-235. Но зато существовал металлический уран! Физики прекрасно знают: сделать из него с применением графита атомное взрывное устройство вполне возможно. Описан случай, когда в 1942 году в Чикаго под руководством Ферми всего за месяц сделали урановографитовый реактор. Немецкая промышленность вполне могла дать Цимлянскому для испытаний необходимое количество урана и графита.
В декабре 1938 года Цимлянский умер от пищевого отравления. Что интересно, предыдущим вечером он обедал с советским чекистом, убеждавшим его вернуться на родину…
Цимлянский отказался… и наутро умер.

22. Ну и закончим повестью-сказкой того же Алексея Толстого. «Буратино». На самом деле это довольно злобная и едкая пародия на современных Толстому деятелей советской культуры. В образе Пьеро жестоко осмеян (с намеками и на творчество, и на личную жизнь) Александр Блок, Карабаса-Барабас - Всеволод Мейерхольд (и его «кукольный театр»), Дуремар - помощник Мейерхольда, носивший псевдоним Вольдемар Люсциниус. И даже сам образ золотого ключа - из поэзии Блока (правда, у того он серебряный). Сбежавшую из театра "самую красивую куклу" в жизни звали не Мальвиной, а Марией. Она была не только самой красивой актрисой Художественного театра, но вообще считалась в свое время одной из наиболее красивых женщин России. Впрочем, мнения современников в отношении М.Ф.Андреевой были полярными - вплоть до основанной на имени характеристики, данной Мальвине М.С.Петровским. Она действительно сбежала и из театра, и от мужа... На Капри - вместе с Горьким... Именно Максим Горький, скорее всего, и был выведен Толстым под именем Буратино - сходств слишком много, чтобы это оказалось случайным совпадением...
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Прототипы литературных персонажей | Aurorchik - просто дневник | Лента друзей Aurorchik / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»