Битва за талант
Вы хотели бы быть настолько ценным сотрудником, чтобы одна ведущая корпорация готова была перекупить вас за $10 млн у другой и участвовать из-за вас в судебных разбирательствах? Тогда вам, безусловно, будет интересна история Кай-Фу Ли, ставшего «яблоком раздора» для таких монстров как Google и Microsoft, борющихся за рынок талантов в Китае.
Вы считаете себя талантливым сотрудником? Будьте осторожны! Вы рискуете оказаться в эпицентре военных действий, которые корпорации ведут за самый ценный ресурс будущего – талантливых профессионалов. В некоторых областях война за таланты становится особенно кровопролитной. Например, в области интернета и высоких технологий.
Google и Yahoo! не стесняются «уводить» лучших сотрудников у своих конкурентов. Среди недавно «украденных» суперзвезд Ларри Теслер, бывший вице-президент Amazon.com, соблазненный Yahoo!, а также Луис Монье, директор eBay, и Кай-Фу Ли, вице-президент Microsoft, которые отныне работают на Google.
Почему уходят таланты? Им нужны амбициозные цели, сложные задачи – ведь они хотят изменять мир. Ранее превращение компьютера в массовый продукт сделало Microsoft привлекательным для талантов, сегодня интернет делает привлекательными для талантов такие компании, как Google и Yahoo!. Возможно, именно ситуация, возникшая вокруг персоны Кай-Фу Ли, является наиболее показательным примером того, как новые лидеры экономики знаний ожесточенно борются за главное конкурентное преимущество будущего – лучших людей.
Кай-Фу Ли был младшим из семерых детей в семье, бежавшей в Тайвань из Китая во время коммунистической революции. Когда ему было 11 лет, старший брат забрал его с собой в США. Ли получил степень бакалавра в Columbia University и докторскую степень в области вычислительной техники в университете Carnegie Mellon. Некоторое время проработав на одном из факультетов CMU, Кай-Фу Ли пришел в Apple Computer, а затем – в Silicon Graphics. К 1998 году он был достаточно известен в Силиконовой Долине во многом благодаря своей работе в области решения проблемы распознавания компьютером речи, и именно тогда Microsoft обратился к нему с предложением открыть исследовательскую лабораторию в Китае. И он это предложение принял.
Перед Кай-Фу Ли было поставлено несколько целей. Во-первых, конечно, он должен был создать исследовательскую лабораторию, результаты работы которой должны были иметь решающее значение в создании новых продуктов. Во-вторых, привлечь к работе самых лучших и талантливых китайских специалистов. И в-третьих, создать инновационную инфраструктуру, которая позволила бы компании воспитывать новые таланты. Но Кай-Фу Ли должен был доказать представителям китайских властей и университетов, что не только заберет лучших специалистов, но и создаст систему, благодаря которой все останутся в выигрыше. Ему удалось выбрать верное направление – он поднял тему, волнующую в Китае всех: как быть успешным в XXI веке, как Китаю стать частью глобального мира.
Лаборатория Microsoft в Пекине начала работу и стала отличной «приманкой» для наиболее талантливых китайских выпускников. Позднее Кай-Фу Ли вернулся в Редмонд и занял пост вице-президента Microsoft, но в мае 2005 года он узнал о том, что Google планирует создать собственную лабораторию по R&D в Китае. Он написал Эрику Шмидту и выразил заинтересованность в этом проекте. После этого Google сделал ему предложение, от которого нельзя отказаться, - вдохновляющая миссия и новая амбициозная цель, подкрепленные $10 млн. Несмотря на то что Ли был благодарен Microsoft за все, чему он там научился, предложение Google было для него шансом, который выпадает, возможно, лишь раз в жизни. По его словам, это была именно та компания, где он действительно мог реализовать свои идеи, в то время как политика Microsoft в отношении Китая была ошибочна.
Однако Microsoft, как нетрудно догадаться, был вовсе не в восторге от сложившейся ситуации и инициировал судебное разбирательство. Корпорация настаивала на том, что Кай-Фу Ли, согласно условиям контракта, не имеет права в течение года переходить к конкурентам. Подробности ожесточенной битвы Microsoft и Google за талантливого сотрудника попали на страницы газет по всему миру.
Победил в этой битве за талант Google. Суд постановил, что Кай-Фу Ли может приступить к работе в китайском подразделении Google, но не имеет права «уводить» с собой других сотрудников Microsoft. Он также не может работать над продуктами, сервисами или проектами, аналогичными тем, над которыми он работал в Microsoft, – например, над разработкой технологий для поисковых систем.
Почему корпорации так ожесточенно сражались за Кай-Фу Ли? Да, безусловно, он талантливый разработчик, но помимо этого он являет собой образец «самого правильного» таланта – того, который собирает и воспитывает вокруг себя новые молодые таланты.
Кай-Фу Ли для китайских студентов является чем-то вроде поп- или кинозвезды. Он приобрел известность, выступая с лекциями, посвященными тому, как реализовать собственный потенциал и преуспеть в современном глобальном мире и стал своего рода «главным идеологом» китайских студентов. По его мнению, в будущем успеха смогут добиться те из них, кто научится совмещать азиатский и западный стили мышления, брать из каждой культуры лучшее и использовать на благо всем. Его сайт
www.kaifulee.com привлекает десятки тысяч молодых китайцев, жаждущих получить совет, касающийся образования или работы. Во времена его работы в Microsoft на сайте было 30 тыс. зарегистрированных пользователей, а сейчас их уже 110 тыс. Его книга «Be Your Personal Best» за 6 месяцев с момента своего появления была продана в количестве 400 тыс. экземпляров. Цена на билеты на его бесплатные лекции у перекупщиков достигает $60, огромной суммы для китайского студента.
Возможно, именно популярность Кай-Фу Ли среди студентов представляет для Google наибольшую ценность. Китайский рынок талантов гораздо шире – в 2004 году китайские университеты выпустили примерно 350 тыс. дипломированных специалистов по вычислительной технике и информационным технологиям и инженеров, тогда как в США этот показатель составил лишь 140 тыс. Высокая популярность Ли уже помогает Google: за первые два месяца пекинский офис компании получил около 10 тыс. резюме. Ли отмечает, что в Китае удалось найти столько талантов, что их значительно больше, чем компания рассчитывала.
Компания имеет реальную возможность выбрать лучших из лучших. Например, под руководством Кай-Фу Ли состоялось соревнование программистов CodeJam, в котором приняли участие 13,5 тыс. человек. Финальный раунд состоял из решения трех задач, оцененных в 1,5 тыс. баллов. В мире весьма ограниченное количество профессиональных программистов способно при прохождении аналогичных тестов набрать более 1 тыс. баллов, однако 4 из 50 финалистов CodeJam превзошли этот рубеж. Победитель соревнования Чуан Ксу, студент Zhejiang University, начнет работу в лаборатории Google после того, как весной получит диплом.
Однако прежде чем Google сможет насладиться плодами своей деятельности по привлечению талантов, ему придется многому их обучить. Китайские специалисты привыкли полностью следовать подробным инструкциям, поэтому им непросто воспринять западный стиль управления, который поощряет проявление инициативы. Поэтому Кай-Фу Ли пытается, насколько это возможно, ускорить процесс адаптации новобранцев – использует новые, основанные на интернет-технологиях тренинги и упражнения по командообразованию, иногда даже до того, как они непосредственно приступят к работе. Он также подбирает наставников, владеющих китайским языком и обладающих знанием западных подходов к исследованиям, которые способны помочь советом молодым сотрудникам.
По мнению Кай-Фу Ли, время, когда западные компании производили продукты где-то в другом месте, а потом меняли меню и документацию для китайских пользователей, прошло. Поведение и предпочтения пользователей отличаются в разных частях мира, поэтому «одноразмерного» подхода к инновациям, который подойдет всем, больше не существует. Поэтому китайское подразделение Google будет создавать продукты, предназначенные для китайского рынка.
В момент вступления в новую должность Кай-Фу Ли сказал в одном из интервью, что став членом команды Google, он приблизился к осуществлению двух своих самых главных заветных желаний – сделать передовые технологии доступными для каждого пользователя и внести вклад в развитие инноваций в Китае. Однако сейчас он видит перед собой еще более амбициозную цель. Он считает, что сейчас Google может придать глобальный импульс развитию инноваций во всем мире.
Несмотря на то что запустив проект Google.cn, компания подверглась в США острой критике за ее согласие на цензуру, позиции Google в Китае, благодаря победе в битве за талант Кай-Фу Ли, сильны как никогда. К тому же Google вызывает гораздо большее уважение у жителей Китая, чем, например, Yahoo!, передавшая китайскому правительству информацию о пользователях и подвергшая угрозе жизни диссидентов. Некоторые считают, что согласившись на самоцензуру, Google поступился своими принципами. Но сама компания считает, что не изменила себе, ведь ее присутствие в Китае может принести намного больше пользы, чем вреда.