-=2=-
Калибровка монитора.
...Далее идти без калибровки монитора некуда, надо привести видимые вами изображения в то состояние, в каком они должны быть...
Калибровка у нас будет, разумеется, визуальная, так как я ориентируюсь на тех, у кого нет пока бурного желания потратить от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов на аппаратно-программный калибровочный комплект, а те, у кого такое желание есть и сопровождается возможностью, разберутся во всём сами.
1)
Для начала сохраните себе на диск следующие тестовые картинки:
Image-1
[400x250]
Image-2
[показать]
Image-3
[700x]
Image-4
[700x]
Image-5
[700x]
Внимание! Для последних трёх картинок (благодаря ограничениям LiveInternet) в дневнике отображаются только "уменьшенные копии". На диск должны сохраниться бОльшие по размеру картинки. Тестовые изображения нельзя ресайзить!!!!!!
2)
Отыщите установочные диски к монитору (вам понадобится его родной цветовой профиль), выберите заранее день - чтобы у вас была пара свободных часов в светлое время суток.
3)
В вашей программе просмотра (например, ACDSee) установите "Цвет фона" для полноэкранного просмотра в "Чёрный" (R:G:B = 0:0:0).
...В принципе, он и должен быть по умолчанию чёрным... Ну как минимум убедитесь, что он там стоит именно такой :)
Продолжение - в "комментариях"
▶▶▶
[404x485]
Если там какой-то другой профиль, а не тот, что в комплекте, или вообще никакого профиля нет - скопируйте исходный комплектный профиль с диска в C:\WINDOWS\system32\spool\drivers\color (для WinXP),
дайте в его контекстном меню команду "установить", и сопоставте его монитору.
А все другие профили там же в "Свойствах экрана" удалите (отмените сопоставление их с монитром).
Проверьте дополнительные расширенные настройки от производителя видеокарты:
[404x485]
Драйверы многих компаний предусматривают подобные фирменные "фишки".
Все дополнительные функции улучшения/коррекции изображения в драйвере видеокарты должны быть отключены!
Никакого "цветового резонанса"/"digital color vibrance"! Все регуляторы контраста/яркости/насыщенности/оттенка/гаммы должны стоять в нейтральных положениях!
Если монитор электронно-лучевой - произведите его размагничивание (дайте пару раз команду Размагничивание, или по-английски Degauss - в меню самого монитора) (во время процедуры не смотрите на экран, чтобы не перегружать глаза раньше времени :)).
Настройте все геометрические параметры монитора, резкость, подавление муара, "линейность по вертикали", и т.д. всё, что настраивается в его собственном меню, с помощью программы NokiaMon Test.
Note: Плохая настройка геометрии и подавления муара может осложнить в будущем визуальную калибровку монитора, или привести к неправильным результатам,
так как некоторые калибровочные процедуры основываются на "оптических иллюзиях", предполагающих качественный попиксельный вывод контрольных изображений.
[показать]
2) Обновил тестовый Image-1
[показать]
"Обыкновенная регулировка контраста" - тоже фишка линейная, относящаяся к балансу между высокими и низкими уровнями сигнала, которые как бы качаются вокруг среднего уровня.
При увеличении контраста яркое становится ещё ярче, а тёмное - ещё темнее. При уменьшении контраста всё якое становится темнее (тусклее), а всё темное - светлее.
Вот рисунок, иллюстрирующий понятие регулировки контраста:
[показать]
- Так бывает у кинескопных телевизоров и ТВ-тюнеров.
У компьютерных мониторов всё происходит не так.
Зависимость между мощностью подаваемого на монитор сигнала и светимостью экрана - нелинейная.
Её графическое представление похоже на верхнюю кривую на этом рисунке:
[показать]
При регулировке того, что называется в мониторах яркостью, этот график изменяется таким образом, что верхний его конец (самые яркие света) "приклеен" к своему месту, а вся кривая "поворачивается вокруг него, как вокруг оси".
При таком раскладе наиболее сильно эта регулировка влияет на самые тёмные тени изображения.
То есть настраивет уровень светимости экрана для "чёрного цвета", то есть Уровень Чёрного.
При регулировке того, что называется в мониторах контрастом, этот график изменяется таким образом, что нижний его конец (уровень чёрного) как бы "приклеен" к своему месту, а вся кривая "поворачивается" как вокруг оси уже вокруг него.
Сама зависимость между сигналом на входе монитора и светимостью экрана называется Передаточной Функцией, и "кнопки контраста" регулируют как раз её. Можно сказать, что этим управляется усиление сигнала в мониторе и интенсивность свечения светов изображения, то есть Уровень Белого.
Для настройки уровней чёрного и белого (то есть псевдо-яркости и псевдо-контраста) возьмите Image-1.
(Кстати, он тоже был обновлён, так что пересохраните его повторно. Обновление объясняется тем, что я делал эту картинку относительно недавно, и не столько для себя, сколько для того, чтобы объяснить другим на большом расстоянии и без помощи жестов и нечленораздельных звуков что и как должно быть сделано =) )
Дав монитору, как водится, поработать с полчаса, откройте эту картинку в программе просмотра (на чёрном фоне).
Увеличьте "типа-яркость" относительно той величины, с которой вы до сих пор работали, а "типа-контраст" уменьшите.
Кто-то рекомендует устанавливать "яркость" и "контраст" на максимум, кто-то - на 50%... Я рекомендую по своему. Основания у меня для этого те, что
а) В то время как для ЭЛТ-мониторов "контраст", равный 100%, есть нормальное явление, в жидкокристаллических мониторах максимальные "якость" и "контраст" бывают совершенно запредельными, выбеливающими напроч всё изображение, и среднестатистические 50% также могут оказаться неподходящими для продолжения работы;
б) Не будет большой наглостью ввести допущение, что до сего момента вы нормально работали с теми настройками, какие у вас есть (и каким бы ни было их процентное выражение) - ведь в противном случае вы бы уже отнесли свой монитор в сервис-центр, или на помойку.
А так как я не имею ни малейшего понятия о том, сколько у вас сейчас процентов чего, и какого вообще типа ваш монитор, то я и даю свою собственную универсальную рекомендацию - сделайте "яркость" ощутимо больше, а "контраст" ощутимо меньше.
[400x250]
Поле 0 == 2-процентное. Должно сливаться с чёрным (0%) фоном.
Поле 1 == 100% - чисто белое.
Поле 2 == 95% - должно быть ясно отличимо от поля 1, должно быть чистым, без цветовых оттенков (в противном случае обратитесь к регулировкам цветности в меню монитора); должно в такой же степени отличаться по субъективным ощущениям от поля 1, как поле 4 от поля 3.
Поле 3 == 0-процентное. То есть совсем чёрное. Должно выглядеть именно таковым - совсем чёрным.
Поле 4 == 10,5% - должно быть ясно отличимо от поля 3; должно в такой же степени отличаться по субъективным ощущениям от поля 3, как поле 2 от поля 1.
Поле 5 == 6,5% - должно слабо отличаться (но отличаться) как от поля 3, так и от поля 4 (его яркость должна быть субъективно промежуточной между ними); должно в такой же степени отличаться от поля 3, как поле 6 от поля 1.
Поле 6 == 97,5% - должно слабо отличаться (но отличаться) как от поля 1, так и от поля 2 (его яркость должна быть субъективно промежуточной между ними); должно быть чистым, без цветовых оттенков (в противном случае обратитесь к регулировкам цветности в меню монитора); должно в такой же степени отличаться от поля 1, как поле 5 от поля 3.
В процессе настроек направляйте взгляд без напряжения и сосредоточения на поля 2 и 4, переводите взгляд с одного из них на другое. Не старайтесь "всматриваться" в изображение.
------
Как мы видим то, что видим:
Если долго смотреть на тёмную картинку, глаза настроятся на "темноту", и светлая картинка начнёт казаться ярче, чем должна быть.
Если долго смотреть на светлую картинку, глаза настроятся на "свет", и тёмная картинка начнёт казаться темнее, чем должна быть.
Не "заглядывайтесь" подолгу на одну из половин - переводите взгляд с поля 2 на поле 4 и обратно. Делайте перерывы в работе, отвлекайтесь на что-то за пределами монитора - чтобы "сбить" зрительную адаптацию.
В итоге настроек светлая и тёмная половины Image-1 должны будут казаться подобием "негатива" друг друга при взгляде точно в центр изображения.
Внимание! Если вы работаете в очках или контактных линзах - снимайте их на время проведения настроек! Они исказят ваши субъективные зрительные впечатления!
[228x293]
Считается, что если все поля серой шкалы передаются системой правильно (на мониторе или при печати), то и всякое изображение тоже можно считать выводящимся этой системой правильно (на монитор или на печать).
Примечание: По психо-физиологическим причинам несколько наиболее тёмных полей шкалы должны визуально различаться между собой меньше, чем остальные! Это нормально!
Связь между представлением шкалы в файле и её изображением на экране должна иметь линейный характер (на самом деле будет близкий к линейному),
однако в процессе образования экранного изображения сигнал проходит ряд устройств с нелинейными передаточными функциями.
По Условию Правильной Тонопередачи результирующее изображение адекватно исходному тогда, когда произведение коэффициентов контраста (для фотоплёнки и бумаги) или произведение передаточных гамма-функций (для видеокарты и монитора) равно 1.
Передаточная функция монитора имеет вид:
[228x293]
Это степенная функция, и "гамма" - её показатель степени, изображаемый одноимённой греческой буквой (отсюда и название).
Сама внутренняя передаточная функция монитора зависит от его конструкции, она не может быть измерена без его вскрытия или без спектрофотометра, она не имеет средств регулирования, доступных пользователю.
(В связи с этим про неё зачастую вообще не вспоминают в материалах, повествующих о калибровке монитора.)
(Изготовление монитора с линейной передаточной функцией - задача хоть теоретически и решаемая, но несуразно дорогостоящая. К тому же это не имеет большого смысла, так как нелинейность очень даже дёшево исправима, а монитор линейный сегодня может стать нелинейным через полгода.)
Как можно догадаться из Условия Правильной Тонопередачи - чтобы при криволинейной функции монитора получить на нём "прямолинейную" передачу сигнала надо ввести в сигнал компенсационное предыскажение до подачи на монитор.
Такая прекомпенсационная гамма задаётся в видеоадаптере (видеокарте), и имеет общий вид:
[228x293]
Именно эту самую гамму настраивают утилиты типа Adobe Gamma.
В результате использования таких утилит "кривизна" передачи сигнала видеоадаптером должна стать "зеркальным отражением" "кривизны" передачи сигнала монитором, и тогда обе эти "кривизны" погасят друг-друга. И на экране будет наблюдаться эффект линейной тонопередачи.
В реальности итоговая наблюдаемая гамма будет иметь примерно такой вид:
[228x293]
Само значение наблюдаемой гаммы устанавливается стандартами для платформы Windows не 1, а где-то около 1,15. Объясняется этот феномен необходимостью компенсировать для зрителя присутствующее вокруг монитора освещение и блики на поверхости экрана,
чтобы зритель субъективно воспринимал изображение как "правильное".
И хотя теоретически можно говорить о том, что часть динамического диапазона монитора при этом теряется, всё же практически остающийся доступный динамический диапазон (разница между светами и тенями) существенно превосходит то, что мы можем увидеть на каких бы то ни было отпечатках или в журналах.
"Изнутри" компьютера саму наблюдаемую гамму напрямую измерить нельзя, так как у программ нет представлений о световой отдаче экрана.
"Изнутри" компьютера определяется результирующая гамма системы монитор+видеокарта. И вот именно об этой самой гамме и идёт речь как о "гамме монитора" в 99% текстов по данной тематике, именно её диагностируют всякие тесты. Наблюдаемая гамма уже включена в диагностируемую гамму (учитывается в ней) в представляемой калибровочной методике.
[387x496]
При запуске утилита автоматически загружает в себя текущий профиль монитора, и отображает в верхнем окошке его описание.
Вы можете отредактировать его при желании.
Первым шагом работы предполагается настройка "яркости" и "контраста" (Brightness and Contrast) - на это вы попросту не обращайте внимания. У вас это уже настроено, больше ни "яркость" ни "контраст" трогать не надо.
В отношении Adobe Gamma можно встретить большое число нелестных отзывов, которые в основной массе сопряжены с невполне корректным её применением и рядом "неоднозначностей" в её работе. Первую яркую "неоднозначность" мы встречаем как раз на этапе настройки с её помощью "яркости"/"контраста".
Adobe Gamma предлагает сделать тёмно-серые поля в полоске Brightness and Contrast "почти чёрными, но не совсем".
Однако. Светлота этих тёмно-серых полей составляет 15% (!!!).
И что, скажите на милость, должно здесь означать это "почти чёрными, но не совсем"??? Это как??? Пять орехов - это куча, или нет???
Именно чтобы избавиться от мучений в поисках ответа на такие вопросы я и дал ранее Image-1, позволяющий нормально настроить уровни чёрного и белого для "бытовых нужд".
Следующая область утилиты - Phosphors.
Не имеет ни какого отношения ни к какому "фосфору". Это сведения о люминофорах, используемых в вашем мониторе.
Если вы разыскали родной цветовой профиль монитора на установочном диске, то сведения о люминофорах будут использованы верные.
Поскольку в этом случае Adobe Gamma редактирует родной профиль, а не занимается гаданиями.
(В этом её великое преимущество перед другими утилитами подобного класса, неспособными читать существующие профили, и высасывающими свои сведения не всегда понятно из чего...)
Здесь мы тоже ничего не трогаем.
Следующая область представляет для нас максимальный интерес. Это собственно сама корректировка гаммы. То есть прекомпенсационной гамма-функции видеоадаптера, совместно с "кривизной" характеристик цветового профиля.
Для начала поставим "флажок" View Single Gamma Only, чтобы настроить "кривизну" характеристик всех цветовых каналов синхронно.
Теперь обратимся к окошкам Desired:*****, и следущему справа с каким-то числом.
Первоначально при загрузке родного профиля монитора в этих окошках будут сведения о том, какую диагностируемую гамму должна иметь система монитор+видеокарта до всяких калибровок.
Например, видим: Custom 2.31
Что это означает?
Это означает, что внутренняя передаточная гамма-функция монитора такова, что без коррекций/калибровок диагностические программы будут показывать вам "Гамму монитора = 2,31"
В этом очередной плюс использования родного профиля - Adobe Gamma точнее определит необходимые коррекции, поскольку будет знать исходную степень неидеальности/нелинейности вашего монитора.
Как уже объяснялось, коррекции поддаётся лишь прекомпенсационная гамма-функция видеоадаптера (пусть она и скрывается внутри условного термина "гамма монитора").
Разжевать сей факт для вас я старался именно для того, чтобы более понятными стали далнейшие действия.
А далее нам надо развернуть выпадающее меню "Desired:", и выбрать в нём пункт "Windows Default". После чего цифры в соседнем окошечке трансформируются в 2.20
И ещё, не исключено, что у вас сразу изменится "яркость" всего экрана.
Если после загрузки родного профиля там стояло число больше 2,2, то изображение посветлеет. Если число было меньше 2,2, изображение потемнеет. Ну и, наконец, если было уже 2,2, то изменений не случится.
Что произошло?
Произошло то, что Adobe Gamma начала приводить "типа гамму монитора" (через модификацию прекомпенсационной гамма-функции видеоадаптера) к значению 2,2.
После манипуляций с "серым квадратом" система монитор+видеокарта будут иметь такое диагностируемое значение гаммы.
Почему именно 2,2???
Как мило "объяснил" ситуацию один из специалистов - "потому что система Windows компенсирует именно такую гамму".
То есть (см.предыдущий пункт 8) при диагностируемой "гамме монитора" равной 2,2 в среде Windows произойдёт желанное взаимоподавление "кривизны" характеристик видеокарты и монитора.
И знаете что? Мы можем запросто удовлетвориться таким "объяснением"!!! :)
У нас ведь не радиотехнические и не математические курсы здесь ;)
Для платформы Макинтош ранее такой "целевой гаммой" считалось значение 1,8, но в последнее время слышатся голоса о том, что в новейших версиях их операционных систем уже также за эталон принято значение 2,2.
...Вопрос о том, откель взялись все эти цифры, оставим для историков...
Нам же теперь надо "всего лишь" настроить "гамму монитора", оно же "прекомпенсационная гамма-функция видеоадаптера", оно же "уровень средне-серого",
так, чтобы получить диагностируемую величину ея = 2,2.
Для этого обратимся к "серому квадрату" в ценре панели Adobe Gamma, а также к Image-2.
Не закрывая Adobe Gamma, откройте в программе просмотра файл Image-2.
Посмотрим на него.
Он представляет собой как бы увеличенную копию "серого квадрата в Adobe Gamma".
Это наш "эталон для средне-серого".
...Такой вот он "сложно-сочинённый"...
Картинка состоит из двух полей - центрального со сплошной заливкой, и внешнего полосатого.
Полосы - чёрные (0%) и белые (100%).
Если отодвинуться от экрана на полметра-метр, и прикрыть глаза так, чтобы смотреть на экран через ресницы, полосы сольются в сплошное пятно. Потренируйтесь. Имеет смысл слегка приподнять подбородок и расфокусировать взгляд, чтобы как можно меньше напрягать глаза.
"Сумма яркостей полос" в размытом виде будет, по математике и логике, составлять 50%. То есть тот самый "средне-серый" тон.
"По математике и по логике", но не визуально... По восприятию глазами на реальных мониторах (чёрный+белый)/2 не будет равно 50%.
Иначе можно было бы залить центральное поле 50-процентным серым и приравнивать их. Но в действительности серое поле имеет яркость 73%, вычисленную по специальным формулам.
Регулировка гаммы (см.графики) не повлияет ни на чисто-чёрный, ни на чисто-белый.
(На них влияют лишь настройки уровня чёрного и белого, respectively.)
Зато регулировка гаммы самым непосредственным образом повлияет на ценральное равномерное поле.
Вот его-то яркость и надо подстроить "ползунком" в Adobe Gamma так, чтобы оно растворилось без следа во внешнем поле.
(Это всё - глядя сквозь ресницы - иначе не будет нужного эффекта.)
Когда яркость центрального поля сравняется с яркостью внешнего - мы получим правильную "гамму монитора"=2,2 и правильный уровень серого.
Она - яркость центрального поля - специально так расчитана.
Можно сказать, что соотношение "полосатого поля" со "сплошным полем" определено для получения результирующей наблюдаемой гаммы ~1 по формуле, описывающей передаточную функцию для условий Windows, и показатель степени в которой оказывается равным 2,2. Вот вам и другое "объяснение" этой цифры.
Не закрывая Image-2 переключитесь на панель Adobe Gamma, нажимая одновременно клавиши Alt+Tab.
Подвигайте мышкой ползунок под "серым квадратом", и понаблюдайте за эффектом.
(Всё ещё глядя сквозь ресницы, с расстояния мин. полметра. У кого зрение "с минусом" - тем проще - достаточно снять очки. А для кого-то может оказаться более удобным "прижаться носом" к экрану...)
Установите ползунок в положение, когда центарльное "гладкое" поле сливается с внешним "полосатым", и продолжите тонкую подстройку с помощью горизонтальных стрелок клавиатуры.
Цель - добиться растворения внутреннего поля во внешнем, так чтобы они перестали отличаться по своей яркости.
Вторая неоднозначность в работе с Adobe Gamma проявляется здесь - дело в том, что вокруг центральной области в силу явлений, связанных с работой монитора, и из-за "одновременного контраста", возникает эффект тёмной каймы, затрудняющий подлавливание момента слияния полей.
Для преодоления этого предназначен Image-2, который я сделал таким образом, чтобы каймы не возикало. И поэтому же я специально просил его не закрывать во время настройки.
Когда вам покажется, что точнее установить ползунок под "серым квадратом" уже не получается - переключитесь на Image-2.
Проконтролируйте картинку.
Если центральная область светлее внешней - ползунок в Adobe Gamma надо сдвинуть влево.
Если ценральная область темнее внешней - ползунок в Adobe Gamma надо сдвинуть вправо.
Повторите процедуру несколько раз, пока поля Image-2 не сольются друг с другом.
Когда результат будет достигнут - переходите к определению аппаратной цветовой тепературы - Hardware White Point.
Нажмите кнопку "Measure", откроется ещё одно окошко - "мастер определения цветовой температуры", или "точки белого цвета".
Следующим шагом на экран будут выведены три квадрата, из которых надо выбрать "наиболее серый", он же "наименее окрашенный".
Щёлкая на крайние квадраты "пролистывайте" их, пока не увидите в центре такой, который на ваш взгляд будет "серым", без избытка синего или оранжевого.
Щёлкните этот центральный квадрат.
Диагностика не блещет космической точностью, но для наших условий вполне приемлема.
И не удивляйтесь, если утилита вдруг наопределяет вам 6500 К, в то время как в меню монитора у вас стоит 8000 К...
Первоначально при открытии утилиты у вас может стоять White Point = 5000К
- это для "эталонных условий рассматривания", по стандартам на цветовое профилирование.
Редактируя значение цветовой температуры вы сообщаете профилю и тем программам, которые в последствие будут его использовать, что на вашем рабочем месте условия рассматривания не совпадают со стандартными-эталонными.
В идеале потом цветность изображения может быть благодаря этому подкорректирована так, чтобы вы видели изображение таким, каким оно должно выглядеть при эталонной цветовой температуре в эталонных стандартных условиях рассматривания.
Внимание: Оставьте Adjusted White Point в значении Same as Hardware!!!
Программное конвертирование цветовой температуры нам совсем не нужно (кроме того, что оно имеет склонность ещё больше сужать динамический диапазон монитора.) Да ещё и запутаться в этих настройках потом можно - что где и чем регулируется, и почему это мы вдруг видем не то, что ожидали...
Нет, для нас абсолютно достаточно регулировок аппаратной цветовой температуры через меню монитора.
...Вот если только у вас в комнате постоянное эталонно-стандартное освещение на уровне 5000К или 6500К, а монитор показывает что-то своё, и его собственными настройками не удаётся подобрать нужную цветовую температуру, или у него вообще нет собственной настройки цветовой температуры, тогда...
Нажмите кнопку "OK".
Вам будет предложено задать имя для нового отредактированного цветового профиля монитора.
Задайте новое имя, чтобы не переписать родной профиль.
Новый профиль будет сохранён всё в той же папке
C:\Windows\System32\spool\drivers\color
и автоматически сопоставлен монитору взамен предшествовавшего.
Найдите на диске исполняемый файл Adobe Gamma Loader.
(Если у вас Фотошоп - то этот файл уже есть в папке C:\Program Files\Common Files\Adobe\Calibration
если вы брали Adobe Gamma с форума Сухого, то создайте такую папку и поместите Adobe Gamma Loader.exe туда.)
Создайте для этого файла ярлык, и поместите в "Автозагрузку", если его там ещё нет.
Этот файл занимается тем, что при запуске компьютера перепрограммирует цифро-аналоговый преобразоватьель видеокарты (look-up tables, LUT) в соответствии с параметрами, содержащимися в профиле монитора.
Adobe Gamma Loader срабатывает при старте системы одномоментно, не хранится в памяти и не занимает ресурсов.
Сделайте перерыв, передохните, перезагрузите компьютер, и повторите всю процедуру ;)
[550x201]
Сделайте перерыв, передохните, перезагрузите компьютер, и повторите процедуру ещё раз ;)
Если всё получилось - "можете взять с полки шампанское".
:)
...Happy End...
[показать]
http://realcolor.ru/lib/monitortest/
Не смотрите на него в интернет-обозревателе. Сохраните на диск, и смотрите с диска в графической программе.
Исходный текст RealColor.ru Шкала 1 предназначена для проверки правильности установки яркости и контраста на вашем мониторе. Она состоит из 21 прямоугольника и все они должны быть различимы. Если это не так, повозитесь с настройками яркости и контраста. На некоторых мониторах есть дополнительные органы управления (например Black Level). Они могут быть очень полезны для настройки. Установку яркости и контраста можно проверить и с помощью шкал 2 и 3. Это более трудный для монитора тест. На черной области 2 должна быть видна чуть более светлая надпись RealColor.ru. На светлой области 3 должна быть видна таже надпись, но чуть более темными буквами. Вряд ли вы сможете получить идеал - первые буквы на темном фоне и/или последние на светлом будут неразличимы. Поэтому придется искать компромисс. Переход от черного к белому на шкале 4 должен быть плавным, а весь градиент должен быть серым. Шкала 5 нужна для проверки правильности установки гаммы. Она состоит из 2 половин. Правая (4б) рассчитана на мониторы с гаммой=2.2 - современный стандарт как на PC, так и на Macintosh. Если смотреть на нее издалека, когда горизонтальные линии сливаются, весь квадрат должен быть равномерно-серым. Левая половина шкалы (4а) рассчитана на мониторы с гаммой=1.8 - старый "маковский" стандарт. В наших обоях этот участок присутствует скорее для того, чтобы показать как эта шкала НЕ ДОЛЖНА выглядеть. На ней хорошо заметны две вертикальных темных полосы. Еще две шкалы для проверки установки гаммы - 6 и 7. С некоторого расстояния они должны выглядеть как вертикальные градиенты с переходом цвета от белого через серый к черному. Если реальная гамма монитора не равна 2.2, то на шкале 6 видна разница между левой и правой половиной (опять же - если отойти от монитора подальше). А шкала 7 на "неправильном" мониторе вообще выглядит как цветная. Если гамма больше, чем 2.2, то она "разваливается" на три части - с красным, синим и зеленым оттенком. Если гамме меньше 2.2, то ее части превращаются в градиенты цвета полиграфической триады - Cyan, Magenta, Yellow. Шкала 7 является очень тяжелым тестом. Скорее всего, ее не удасться привести в нормальный вид с помощью визуальной калибровки (например, с Adobe Gamma)....У меня монитор показывает всё правильно! А у вас?... =))