Эпоха Петра I — это время, когда Россия училась новому поведению, новому костюму, новому вкусу. И маскарады стали одним из самых ярких инструментов этой культурной революции. Но если позднее, при Екатерине, это уже были философские аллегории и блестящие театральные игры, то маскарады Петра — бурные, шумные, дерзкие. Они были похожи на саму его эпоху: резкую, смелую и разрушительную для старых порядков.

Василий Суриков. Большой маскарад в 1722 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя-кесаря И. Ф. Ромодановского.
Для Петра маскарад был не просто развлечением.
Это был метод: ломать старину и строить новое — через смех, обряд и контроль.
Маскарад у Петра:
*разрушал старые сословные привычки,
*подчинял элиту новой европейской культуре,
*учил людей правилам европейского общения,
*проверял дисциплину и лояльность.
Смех здесь служил власти — как инструмент воспитания.
Петр устраивал грандиозные шествия и маскарады, превращая город в живой театр:
*«потешные» карнавальные шествия,
*лодочные маскарады на Неве,
*уличные праздники с танцами, фейерверками, масками,
*«свадьбы шутов» и сатирические процессии.
И да, на такие праздники иногда загоняли знать — отказаться нельзя.
Пётр заставлял российских бояр и придворных учиться веселиться… по-европейски.

Маскарадное шествие 1722 года. Гравюра XVIII века
Самое известное наследие петровского маскарада — сатирическая «церковь веселья», где:
*церковные иерархии,
*произносились театральные «уставы»,
*пили, шутили, высмеивали ханжество и мракобесие.
Это был гротескный театр, разрушавший религиозную внешнюю набожность и старую обрядность, заставляя сословную элиту жить по новым светским правилам.
«Стригите бороды!» — маскарадные реформы внешности
Петровские маскарады касались и внешности:
*мужчины обязаны носить европейскую одежду,
*бороды — под нож (или налог),
*женщины обязаны появляться в светском обществе,
*европейские танцы — обязательная часть маскарада,
Праздник как дисциплина:
учись танцевать — значит учись быть гражданином новой России.
Петр — режиссёр и первый актёр империи
Император участвовал лично — и заражал своим темпераментом:
*появлялся в необычных костюмах,
*мог сам вести процессии,
*смеялся, пел, шутил, организовывал сцены.
Он одним праздником мог перевернуть социальный ритуал, заставить знать перестроиться психологически и культурно.
Грубость, смех и энергия
Эти маскарады были не про изящество.
Они были:
*шумными,
*бесцеремонными,
*временами грубыми,
*похожими на немецкие и голландские карнавалы.
Именно поэтому иностранцы часто записывали в дневниках:
«Это веселье — дикое, но гениальное».
Петр не воспитывал «изящных кавалеров».
Он ломал старый мир, чтобы построить новый. Петровский маскарад — это не про кружево, пасторали и аллегории. Это — буря реформ, театрализованный приказ жить по-новому.

С. Хлебовский "Ассамблея при Петре"
Позднее при дворе Екатерины эти карнавальные корни превратились в философские спектакли, при Александре I— в изысканные «античные игры», при Николае I — в исторические костюмированные торжества.
Но всё началось здесь — в вихре петровского карнавала, где смехом и музыкой крушили старину.
Источник