Это цитата сообщения
Анины_заметки Оригинальное сообщениезаписи от 29 июня
Эпиграф: «Духовность – она такая» / «Учите албанский»
Начать я предлагаю с русского православного кафедрального собора Святого Николая, построенного в память об умершем в Ницце в 1865 году наследнике русского престола, старшем сыне Александра 2-го.
От вокзала доходим до бульвара Гамбетты (Gambetta), ныряем под мост, и на первом же перекрёстке поворачиваем налево - это бульвар Царевича (Tzaréwitch). Идём по нему до авеню Николая 2-го, которая ведёт прямо к собору. Православный собор с маковками в обрамлении экзотических пальм – зрелище необычное:
[548x411]
Великий князь Николай Александрович жил в Ницце на вилле Бермон, на месте которой после его смерти была построена мемориальная часовня. В путеводителе неточность – на мемориальной табличке указан март 1869 года. Если бы не ранняя смерть цесаревича (предположительно от менингита), возможно, не было бы в истории Александра 3-го. Я смотрела фильм по «Культуре», в котором рассказывали об этой истории, и о том, что сам император приезжал за телом наследника, чтобы увезти его в Петербург. А его невеста, датская принцесса Догмара, стала переписываться с братом покойного (будущим Александром 3-м), и позже вышла за него замуж, став Марией Фёдоровной.
[484x645]
Собор долго строили, и он был освящён лишь в 1912г. «монаршим попечением и щедротами» Николая 2-го и вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны. Мемориальная табличка свидетельствует:
[541x431]
За посещение собора взимается плата, кажется, 3 евро. Прямо на входе можно взять пояснительную табличку (есть и на русском языке), на которой нарисован план собора и дано описание икон. Тем, у кого плохое зрение, очень рекомендую взять с собой очки – рассмотреть иконы. Некоторые просто прекрасны! Очень тонкая работа – глаза у Спасителя и у Богородицы написаны как живые. Есть иконы в очень красивых окладах. Особенно интересные экземпляры в левой половине собора. Написано, что многие иконы были подарены Голицыными, а некоторые принадлежали самой царской семье. Слева от иконостаса выставлена икона Св. Николая, которая находилась у смертного одра наследника престола. Икона тёмная, лик еле различим из-за капель и подтёков. Как вы понимаете, фотографировать нельзя.
Здесь, в соборе нас поджидает разоблачение ещё одной «сказки», распространенной благодаря путеводителям, гидам и нелюбопытным туристам. Когда-то давно, в крипте собора собирались создать Музей русской колонии в Ницце и даже подыскивали экспонаты, но что-то не получилось. В путеводителях, в сети, в отзывах туристов, побывавших в Ницце (!) упоминается об этом музее, иногда встречается даже описание экспозиции. А музея-то и нет! И никогда не было! Анекдот какой-то. Узнала я об этом от смотрителя, сидящего на входе (они все хорошо говорят по-русски). Как же его, наверное, достали попытками попасть в несуществующий музей! Кстати, то ли воздух за границей какой-то особенный, то ли окружение другое - меняется русский человек, попадая на Запад! Таких доброжелательных, спокойных служителей в церкви невозможно встретить на просторах Родины! Даже не знаю почему.
[500x667]
В Национальный музей Библейского послания Марка Шагала пройдём так. Возвращаемся к вокзалу, и идём мимо него в сторону улицы Медесен (главной торговой улицы) до моста. Переходим дорогу и поднимаемся по улице ещё немного вперёд и вверх – музей находится на возвышении (есть указатели). Здание внешне непримечательное – простые, без украшений бежевые стены, ровная крыша – всё интересное внутри. Очень милый, уютный парк.
На снимке – мозаика на внешней стене, по задумке она должна отражаться в бассейне.
[548x411]
Билет дорогой – 9,5 евро (1-е вс. месяца – вход бесплатный). Аудиогид можно получить, если у вас есть какой-нибудь документ, удостоверяющий личность (поскольку на отдыхе паспорт мы привыкли оставлять в номере, то остались без наушников). У каждой картины есть подробные пояснения на французском и английском. Но наибольший ажиотаж у русскоговорящих туристов вызывают, конечно же, письма на русском языке! Например, такое: «Дорогой Шагальчик!». Друзья хотели пригласить Шагала в театр, но не застали дома, и высказывают в письме надежду на то, что он вовремя прочитает письмо и придёт. Поскольку им намного приятнее было бы пойти в театр с Шагалом, чем с билетом для Шагала.
[634x555]
В самом большом зале собраны 17 монументальных полотен на Библейские темы, а в маленьких залах выставлены картины разных лет, зарисовки, написанные в Витебске, множество фотографий, и даже стихи художника к его первой жене Белле Розенфельд. В правом углу листка посвящение с женским профилем. Вот как М.Шагал пишет о Белле в «Моей жизни»: «Вся в чёрном или белом она пролетала сквозь мои холсты, направляя мое искусство. Я не закончил ни одной картины, и ни одной гравюры, не спросив у неё: «да или нет» («Художественная галерея» №35, 2005г., с. 16).
[548x411]
[648x486]
Шагал – СКАЗОЧНЫЙ! Совершенно! Как сны в детстве. Вот эта картина меня совсем заворожила:
[576x699]
Автопортрет
[627x581]
А вот эта похожа на знаменитую "Над Витебском":
[548x411]
[548x411]
История создания музея – следующая. Ещё в 1954 году Шагал задумывает создать специальный музей для серии своих работ, написанных на библейские темы. Первоначально Шагал хотел приспособить для этого церковь в Сен-Поль-де-Вансе (где он жил последние годы), но что-то не получилось. Позднее музей был создан в Ницце при содействии министра культуры Франции и друга М.Шагала Андре Мальро (именно, он заказал Шагалу потолочную роспись в Гранд Опера). И пусть вас не смущает название основной экспозиции «Библейское послание». К Библии Шагал относился трепетно, считал её «непревзойденным источником поэтического вдохновения», но его видение библейских сюжетов совершенно языческое, сказочное. Тем и прекрасно.
[638x479]
В музее Шагала мы в первый раз встретили русскоговорящих туристов (в основном музеи посещают американцы и французы). Вот эту картину они назвали: "Это с рожками":
[583x458]
[548x411]
Вечером, когда мы вышли из музея, естественно, пошёл дождь (привет деревне Гадюкино). Да такой, что мы решили немного переждать, сидя на автобусной остановке. От нечего делать, я рассматривала карту города (туристический центр). Рядом со мной присел благообразный французский старичок. Он подумал, что мы заблудились, и предложил помочь. По-французски. И вот здесь становится понятным второй эпиграф. Какая же я дикая, как и большинство туристов из России! Стыдно, ей Богу, не знать иностранных языков! А.И. Куприн пишет с насмешкой:
«При незнании языка очень рекомендуется притвориться глухонемым. К такому способу прибёг один мой приятель. Правда, я должен оговориться, эта уловка сошла для него благополучно только до Генуи, а потом его вместо Рима завезли в Марсель».
Дедуля, сообразив, что я его не понимаю, перешёл на английский и сказал, что у меня слишком маленькая карта. А потом извинился, что недостаточно хорошо говорит по-английски! Поскольку без очков, он, конечно же, не мог разглядеть карту, то, уяснив, что нам нужен вокзал, сказал: «Пойдёмте, я покажу». Я подошла с ним к балюстраде (как раз поутих дождь), и он показал, как спуститься к вокзалу. Добавил, что если пойти наверх, в гору, то там будет Арена Симье и музей Матисса (это он, наверное, увидел у меня в руках путеводитель). Я согласно кивала, горячо благодарила, и мы отбыли в нужном направлении.
запись от 5 июля
В воскресение делать нечего – большинство магазинов и часть ресторанов закрыто, на пляже аншлаг, жара невыносимая (даже в половине шестого вечера было за +30С), остается одно – пойти в музей.
В Музей изящных искусств Шере (Musée des Beaux-Arts Jules Cheret) мы тоже попали бесплатно (1-е и 3-е вс. вход свободный). Найти его просто – если идти от вокзала, то по любой улице, ведущей к морю, нужно дойти до улицы Франции (rue de France), повернуть направо (в сторону аэропорта) и идти до пересечения с бульваром Francois Grosso, а с него уйти на изогнутую авеню des Baumettes. Ещё к музею можно подняться со стороны моря, по широкой лестнице, но с этой стороны его не видно, и можно пройти мимо.
[548x411]
Музей расположен в здании виллы Крон, принадлежавшей русской княгине Елизавете Кочубей. Княгиня была любительницей живописи и вообще изящных искусств и имела хорошую коллекцию. Вилла построена в генуэзском стиле в 1876 г. К сожалению, настенные росписи сохранились лишь отчасти.
В парке:
[528x396]
Музей был открыт в 1928г. Название же своё музей получил благодаря художнику Жюлю Шере (Jules Cheret), превратившего плакат в жанр живописи. Собрание его работ (плакаты, акварели, пастель) представлено на 2-м этаже. Ж. Шере большую часть своей жизни провёл в Ницце и за свою жизнь создал почти 1000 театральных плакатов. Мне он очень понравился - воздушный! Я даже открытку с репродукцией одной из его картин 1909г. купила – на ней изображены женские головки.
В музее:
[548x411]
На первом этаже выставлены старинные иконы, картины европейских художников (в основном итальянцы) 18 века, но есть и Ж.О. Фрагонар; целый зал отведён для работ семьи ван Лоо (или на французский манер Ванлоо), в первую очередь Шарля-Андре Ванлоо, который родился в Ницце и стал впоследствии придворным живописцем.
[548x411]
В галерее вывешены парадные портреты, в том числе есть портрет русской баронессы фон Дервиз. Об этой семье вспомним чуть позже. В зимнем саду – скульптуры, есть, кстати, скульптура художницы Марии Башкирцевой, а её автопортрет находится на 2-м этаже.
[517x404]
[548x411]
Готовясь к нашему путешествию, я, конечно же, просмотрела и её знаменитые дневники о жизни русской «богемы» в Ницце в начале 20 века, но не впечатлилась и выбрала «Лазурные берега» Куприна. Есть скульптуры Ж.Б. Карпо, в частности «Три грации».
[628x471]
Поднявшись по мраморной лестнице на 2-й этаж, мы обнаружили, что парижский музей Д`Орсе прислал на временную выставку несколько портретов и – барабанная дробь – «Поцелуй» Огюста Родена.
[477x699]
Вообще в эти дни в музее Шере проходила выставка работ Матисса (в основном фотографии работ) и Родена, но с ними мы встретимся в Симье, в музее Матисса.
[548x411]
На 2-м этаже представлена живопись 19 и 20 веков. Богатая коллекция импрессионистов: Э. Боден, К. Моне, А. Сислей – именины сердца! Маленький зальчик работ символиста Густава Адольфа Моссы (Mossa) – на снимке его Пьеро-самоубийца – завораживает и отталкивает одновременно.
[569x699]
Один из залов отведён под большое собрание живописи Рауля Дюфи - разных периодов его творчества – очень на любителя.
[548x411]
На первом этаже перед выходом, на экране телевизора шёл фильм о запасниках музея, работе детской изо-студии и т.д. – мы остановились посмотреть. Молодой человек – смотритель музея сразу принес для нас стулья и поставил перед экраном – французы есть французы.
P.S. До дворца Вальроз, который построили для русского концессионера и строителя ж/д барона Павла Григорьевича фон Дервиза (сейчас в здании дворца университет), мы так и не добрались – всё время было не по пути. Так что большая просьба, если кто-то поедет в Ниццу и дойдет до парка Вальроз, проверьте, стоит ли деревянная изба, привезенная бароном из Киева. Может, снесли её, или путеводитель врёт – я волнуюсь! А вот портрет баронессы фон Дервиз (жена?) мы обнаружили в Музее изящных искусств:
[523x698]