"...До недавнего времени казалось, что количество информации, которую запоминает человек, является мерилом его образованности, а потому более образованными считались люди с хорошей памятью. Когда такой человек начинает называть экзаменатору даты, факты, имена, создается впечатление, что он все хорошо изучил. Но этот человек может быть абсолютно неспособным к научной работе. Работа с источниками, аналитика — вот то, чем должны овладеть студенты.Мы должны значительно увеличить объем письменных работ в наших школах. Я считаю, что нужно вводить письменные
экзамены, проводить не только устные, но и письменные семинары, когда нет никакой возможности ни списать, ни к
компьютеру припасть: "вот тебе ручка, и пиши". А потом преподаватель должен разобраться во всем написанном и понять,
кто есть кто. Если человек не может осветить элементарную тему, значит с ним надо поработать. Я бы очень настаивал на
том, чтобы у нас резко возросло количество письменных экзаменов и, вообще, письменных работ, когда студент остается
один на один с чистым листом бумаги перед лицом недремлющего преподавателя..."
Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на торжественном акте по случаю 325-летия Московской духовной академии,14 октября 2010