Billy's Band - "Чужие"
Не совсем чужие на самом деле, так как две композиции (инструментальные) собственного сочинения. Другой разговор, что они относятся к разряду ставших в последнее время особо популярными шлягеров - произведений к кинофильмам, то есть, простите, "саунд-треков". Вероятно, в это и состоит "отчужденность" "Рассвета" и "Битума" по отношению к остальному репертуару группы.
Итак...
[показать]На пластинке есть ухе хорошо известные слушателю песни "Зимний сон" (Алсу), "Вася" (Браво) и "Поезд в огне" (Аквариум). Во всех случаях группа внесла свои правки в тексты. "Поезд в огне" превращен фактически в жанр военного шансона в хорошем смысле (хотя это и за барной стойкой можно напевать), тем не менее зачем было здесь проглатывать некоторые слова БГ - неясно. Может быть, дело все в ритмике сугубо.
Прозрачнее ситуация с переделками песен Алсу и Браво. "Зимний сон" в исполнении ребят фактически является дружеским шаржем ("На землю медным тазом опустилась зима" плюс оказавшийся пропущенным второй куплет), а "Вася" оказался этаким пижоном на современный лад благодаря "уточнениям", что он "пил", "бухал" и так далее.
"За тех, кто в море". Фактически второй подарок Машине Времени от "новейшей волны". Имеет смысл сопоставить все три версии. "Что ты вкладываешь в понятие рок-н-ролла, тем он и является" - примерно так сказал Шевчук, пересказывая слова одного батюшки. Так вот. Заменяем "рок-н-ролл" на "музыку" (живую), а закон этот транспонируем на понятие творчества. "Машинистам" чужды все те передряги, в которые попадают их коллеги по цеху. Группа нашла свое место в музыке: то есть пока одни гонят социальщину, другие же философию или вообще идеологию, третьи стебутся или поют про любовь, эти же заняли позицию таких пофигистических нейтралов и готовы дружить со всеми. Шевчук вон до сих пор бросается в огневые точки и оттуда выносит впечатления, перекладывающиеся в песни или стихи. БГ себе нажил имидж этакого человека не от мира сего, Александр Васильев как бы его ученик. Да вон даже ближайшие родственники Машинистов по жанру Воскресенье и Константин Никольских выделяются своей депрессивностью. А Макаревич же и его коллеги по имиджу такие простостодушные неунывающие дядьки, свои в доску. Не участвуют в этих звездных разборках, в том числе рок-н-ролльщиков между собой. Ближе к народу, то есть. И огромная часть их песен и есть проявление этой самой близости к народу, в частности, эта. Другой разговор - интерпретация этой песни группой Город 312, эмоционально насыщенная, музыкально тоже. В устах девушки фраза "я пью до дна" звучит очень жестко, еще жестче, чем песни Янки, Маши Макаровой, "Прощай, оружие" Ирины Богушевской, "Мой бой-френд пистолет" или "Холостые пули" Елены Никитаевой - сознательно приведен список песен аристов с в общем-то запатентованной женственностью. Однако несмотря на все это эмоции в песне переданы удачно - лирической героиней песни представляется ожидающая возвращения своего друга девушка-морячка. Версия группы Billy's Band является чем-то вроде очередных размышлений за барной стойкой и очень уж тянет на продолжение собственной песни под названием "В этом городе"... Все три версии одинаково хорошо, но при этом кардинально различны...
Пластинка вообще получилась на удивление многожанровая, группа сознательно уходит от титула питерского "джаз-банда", "диксиленда", так как это старательно совмещается с электроникой, речитативом (в пластинку включена песня Касты, присутствующая и на "Весенних обострениях", зарэпованная версия песни Тома Вэйтса - !!!). Детская "Песня Кота и Пирата", переделка песни Высоцкого "О нечисти" (другие аранжировки бы - чистый Король и Шут выходит!). Некоторые музыкальные решения позволяют понять, почему группу называют теперь "американской готикой" - не без этого. В один ряд с неожиданной интерпретацией песни Тома Вэйтса можно поставить и переделку песни Depeche Mode "Somebody". Откровенно говоря, это из разряда эффектов обманутого ожидания. Ожидаемым было услышать песню "Personal Jesus", в которой музыканты Depeche Mode вживаются в роль Тома Вэйтса - а не этим ли питерским парням совмещать в творчестве эти две линии? Тем более что Билли Новик давал когда-то комментарии по поводу клипа на эту песню, а музыкальный ряд песни "На его месте"... внешне напоминает нотки Тома Вэйтса, но фактически воспроизводит в джазовом варианте "Personal Jesus". Тем не менее - что есть, то есть. Оригинальная интерпретация "Somebody".
В целом: пластинка получилась весьма эклектичная и в то же самое время органичная. Меломанство в самом лучшем смысле слова.