MP3 Елены Никитаевой
nikitaeva, хм... История не терпит сослагательного наклонения, так что скажу прямо - несостоявшаяся сенсация 90-х. Кого можно было в те годы назвать сенсациями на сцене? Разумеется, экстравагантную Линду, отечественную Бьорк этакую. Была еще певица Лика (Стар), увы, быстро сошедшая со сцены. Конец 90-х - певица Яна, основоположница истерической женской музыки (самая известная ее песня про голубя на карнизе за окном является переделкой песни No Doubt "Don't Speak"). Не выдержала опять же испытания временем. Маша и Медведи. И, разумеется, Земфира (несмотря на огромную степень искусственности, впрочем, как и у Линды).
Записи Елены Никитаевой тех лет (по старой терминологии, "миньоны"):
"Четыре стены" 1994-1996
"Я так хочу" 1998
"Партизанское радио" 2001-2002
Дальнейшее уже представлено официальными релизами "Феникс" 2004 и "Дневник" 2006, о них не говорю.
"Четыре стены". Именно эти записи (всего шесть песен, но все же) должны были сделать сенсацию на нашей сцене. А все дело в творческой основе.
Записи на этой мини-пластинке на меня произвели впечатление вот такое: Лена берет все самое лучшее из интонаций Аллы Пугачевой и смешивает это с нотками Владимира Кузьмина, групп Браво и Секрет, в отдельности Жанны Агузаровой (в сущности, смешивать особо не надо, так как жанры близкие ... и хорошие, образчики качественной музыки). Получается такой качественный ретророк. Именно эта ретророковость должна была при определенной раскрутке обеспечить Лене хотя бы на некоторое время популярность. Достаточно вспомнить успешные выстрелы ретро-роковых команд середины 90-х Мечтать и Старый Приятель, ну и еще то, как долго продержался на своей волне отделившийся от Браво Валерий Сюткин.
/А на более дальнем плане прослеживается стилистика групп Колибри и Квартал, можно сказать, эстетика/
"Я так хочу"
Честно говоря, уже на этой пластинке такой ретро-роковой свежести уже нет. Уже как просто продолжение первой. Но тоже сделанное от души. Хотя песня "Я так хочу" мне не нравится. В частности, не понимаю текста.
"Партизанское радио"
Вот тут уже идет утяжеление звука, откровенно хардовые аранжировки, перетекающие зачастую в металлические. "Пистолет", "СМИ" - вещицы нехилые. Экспериментом это можно назвать, но ... В общем счете это сливается с "основной волной", в особенности для Радиослушателя Обыкновенного. После прослушки этой пластинки и мысленной прокрутки последовавших двух официальных становится ясно желание авторши и исполнительницы создавать музыку совсем в другом ключе. Да, пластинки искренние, милые, но...
Вообще можно установить некую связь этих записей с записями покойной Янки, живущими товарищами вроде Дельфина или Найка Борзова - такая вот депрессуха без гнойных язв. В частности, "Пистолет"... Первые строчки напеваются так, будто поет сама Пугачева. Постепенное нарастание истерики (но без всякой истерической самоцели) приводит к интонациям в духе Янки. Такое вот совмещение детской наивности и мудрости не по годам. Обратите внимание также на подчеркнуто женское начало песен.
Критика из разряда "она не как Земфира" и так далее абсурдна по меньшей мере по двум причинам.
1.У этих исполнительниц совершенно разной может быть творческая основа. В частности, пугачевских ноток у Земфиры неизмеримо меньше.
2.Земфира - не является призмой, через которую рассматривают других исполнительниц. Запутанные строчки, диковатый имидж - это все ее индивидуальные особенности. У Лены совсем другие задачи. Отсутствие или минимальное количество жаргонной и невнятной лексики в произведении вовсе не свидетельствует о ее примитивизме или банальности. Описание ПРОСТЫХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ - банальность? Тогда вопрос - байки о девочках с плеером вам сильно в жизни помогают?
Короче говоря - не сравнивайте непересекающиеся пространства.
В любом случае в жанре рокообразной музыки Лена могда бы и затеряться. Так что решения о ее грядущих экспериментах с электроникой является правильным. Там она сольется с Дельфином, например, но электронная музыка (настоящая, не клубно-дискотечная) сейчас более узнаваема, чем рок. Так что инициатива верна.