Советский рокапопс...
01-02-2007 17:48
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
В конце 90-х бастро раскрученный Мумий Тролль обнародовал сей термин, после чего многочисленные коллективы с мужским и женским вокалом стали трактовать ярлычок каждый на свой лад (попадаются при этом своеобразные исколючения: самарские Братья Грим - не путайте с таганрогскими Зверьми - упорно настивают на том, что они РОК, а вовсе не рокапопс). И эта волна музыки до сих пор продолжает бушевать, вливаясь также в ряды спродюсированных артистов (например, группы Корни - одна из "Фабричных", по сути играет брит-поп такого же типа, что и Танцы Минус, Мультfильмы, Звери...). К рокапопсу чисто с формальной стороны НЕ относится группа Уматурман - потому что это не брит-поп или нечто подобное ему, а авторская песня в духе того же Олега Митяева с вкраплениями рок-н-ролла, босса-новы, регги (отсюда сравнение их с коллективами 5nizza и Billy's Band) и так далее.
Но вообще-то у современного рокапопса имеется и его советский прототип. Достоточно упомянуть, что Мумий Тролль тот же самый существует с начала 80-х (правда, поначалу владивостокские хлопцы назывались Boney P, потом Шок - не путайте с прото-Тайм-Аутом, с 1983 года - внимательно читайте название! - Муми Тролль). Уже тогда Леонид Бурлаков был одним из важнейших звеньев в группе, говоря же о составе группы в собственном смысле слова - так он почти не обновлялся. И текстовая эстетика у группы изначально была своя собственная...
Однако среди общепризнанных и изначально широко известных на всю страну коллективов можно найти немало тех, кто пошел с точки зрения репертуара на компромисс между рок-н-ролльными аранжировками и чисто эстрадной эстетикой ("советский рокапопс")...
Коллектив Стаса Намина Цветы, поп-металлические (!!!) коллективы вроде Землян, Круиза или Рондо, существующий с середины 80-х коллектив Би-2, практически к той же эпохе относятся Моральный Кодекс и Смысловые Галлюцинации... Стебовые поп-роковые коллективы вроде Ляписа-Трубецкого или Двух Самолетов тоже образцы последней волны советского рока.
Остановлюсь, однако, на пяти именах.
1.Александр Барыкин и Карнавал
В последнее время этот артист совсем ушел с открытой сцены, замкнулся на сочинении для "своих".
У меня нет практически ни одной его записи пока что, кроме в 2001 году купленной кассеты "Волга", и все же... Артист этот для отечественной музыки сделал очень много. Вспоминается его творческое наследие прежде всего. "Букет" или "Аэропорт" до сих пор воспринимаются как великолепно созданные эстрадно-роковые шлягеры. Или вот его песня "Программа передач на завтра", шутка чисто с внешней стороны, но содержательно она уверенно может быть поставлена в один ряд с боевиками "чистороковых" исполнителей.
Перестал тусоваться с рокероами Барыкин где-то с конца 90-х точно. Юбилейный концерт в кругу преимущественно "попсового бомонда" в 2002 году мог для многих стать, конечно же, окончательным доводом, чтобы списать его со счетов, хотя и до этого Барыкин не гнушался выступать автором для эстрадников. Но в 2003 году он использовал возможность и дал концерт в "Свалке" как раз тогда, когда клую уже находился на грани закрытия при поддержке Нашего Радио, тем самым частично восстановив свою репутацию /Наше Радио в тот момент очень активно поддерживало поп-рок/. Потом исчез ... и всплыл совсем недавно с новейшей пластинкой, до которой пока руки у меня не дошли. Во всяком случае можно сказать: сейчас Барыкин массами не востребован, но ущербности от этого он не испытывает, песни создают по настроению, а творческое наследие его неотрицаемо.
2.Владимир Кузьмин и Динамик
Собственно говоря, союз "и" можно ставить чисто условно, потому что Динамика как коллектива, по большому счету, никогда не существовало. История Динамика - бесконечная смена составов при бессменном авторе и иполнителе песен, то есть лидере...
Тяжело поверить, но начиналось все с самодеятельных ВИА. Впоследствии вместе с Александром Барыкиным создавал группу Карнавал, однако такой состав долго не продержался, ибо редко когда возможно сосуществование двух ярко выраженных лидеров.
В Динамике Кузьмин добился того, чего не мог добиться в Карнавале. Прежде всего он стал единоличным автором музыки и большей части текстов - в составе Карнавала даже после ухода Кузьмина и других музыкантов первого состава соблюдается принцип СОавторства (то есть участие, пускай даже нерегулярное, других музыкантов в написании песен), исполнение песен несвоего сочинения...
Другое отличие состоит в аранжировках, которые у Владимира Кузьмина всегда отличались жесткостью, тогда как у Барыкина преобладают легкие.
Несмотря на РЕГУЛЯРНОЕ непостоянство состава, РЕГУЛЯРНОЙ же особенностью Динамика следует признать огромный профессионализм во все времена.
Своеобразен вокал Владимира, говоря более понятно - истерические нотки в его голосе являются прирожденными, тогда как у большинства музыкантов эта самая истеричность голоса является результатом постоянных тренировок и, следовательно, неестественна, потому что найдется по крайней мере одна песня, в которой эта истерика отсутствует. У Владимира же даже самые веселые по смысле песни исполняются с характерным рыком. В этом смысле в один ряд с ним можно поставить Николая Носкова или Григория Лепса.
Очевидно трепетное отношение к слову. Владимир в своих текстах не гоняется за обилием красивостей/нелепостей/таинственностей, расшифровываемых через умозрительную лупу, в отличие от коллег по жанру. Тексты его предельно просты, лаконичны и при этом красивы, по-настоящему красивы. Хотя в последнее время у него проявляются признаки творческой усталости. "Ну как, хорошо тебе в тюрьме моей любви?", например. Но это пока что единичные случаи... Аналогичные требования Кузьмин предъявлял и к текстам несвоего сочинения, когда использовал их при создании песен.
Сейчас Динамик - абсолютно концертная группа. Потому что все альбомы записываются на домашней студии, причем на большей части инструментов играет сам Владимир (тяга к мультиинструментализму у него давнишняя) при участии дву-трех сессионных музыкантов. Тем не менее в 2004 году Динамик проявил себя как настоящий коллектив единомышленников. В Кремлевском концертном зале был посвященный 25-летию концерт, и во время него в числе прочих была исполнена композиция без слов, автором которой выступил (в первый и последний раз!!!) Антон Горбунов - сейчас он ушел из коллектива. И, конечно же, выступление на НАШЕствии. В этом смысле группа смогла использовать свой последний шанс - особенно перед "аудиторией Нашего Радио". Сейчас после ухода Михаила Козырева такая возможность вряд ли представится...
Упреки насчет сотрудничества с Фабрикой Звезд считаю недалекими - прежде всего, какое право вы имеете считать деньги, коих у вас нет??? Некоторые из вас небось деньги на жвачки и пепси-колу таскаете из родительских карманов! Безусловный профессионализм Владимира и всех его соратников, а такде творческое наследие являются главными козырями.
3.Браво
Прекрасный коллектив, тоже с начала 80-х. И тоже с самого начала не без творческих противоречий. Изначально в коллективе не смог остаться Гарик Сукачев - уже по одному упоминанию его имени ясно все о причинах.
Авторы красивых песен про любовь и вообще городскую романтику всегда со сцены производили впечатление сыгранного коллектива единомышленников. Только мало кто знает о том, каким образом эти песни сочинялись. Прежде всего - Евгений Хавтан заявил о себе как основной мелодист. Тексты при этом могли сочиняться вокалистами (Жанной Агузаровой, Евгением Осиным, Валерием Сюткиным; остальные вокалисты, мало кому известные, не замечены как авторы). И вот по такой схеме "музыка Хавтана - текст вокалиста/любого другого автора" создавались песни, хотя у Браво в творческом багаже имеются песни несвоего сочинения. Значительная часть таких песен звучит очень мило и стильно. Мало кому придет в голову, что у этих текстов первоисточник мог быть более жестким, следовательно, подвергнутым дальнейшей цензуре. Особенно это относится к текстам авторства Куртуазного Маньериста Вадима Степанцова - кто в теме, тот, безусловно, это понимает. "Король Оранжевое Лето, золотовласый хулиган, дубасит солнцем, как кастетом, по нашим буйным головам" - сравните с тем, что на выходе.
"Марсианка" Агузарова при первых же попытках создавать что-то абсолютно свое ушла - думаю, что по своей воле - из группы Браво. Хотя еще и последствия принудительного лечения нудно принимать в расчет. У Евгения Осина тоже не срослось с Браво - уйдя из состава, сам он стал делать любительское ретро ... набрал популярность в начале 80-х ... однако не удержал. Музыкант "для своих".
У Валерия Сюткина с остальными музыкантами Браво отношения были более прочными - вплоть до того, что песня "То, что надо" была безоговорочно включена в репертуар коллектива, несмотря на то, что здесь он является автором и текста, и музыки. Вообще Сюткин в составе Браво активно писал стихи и дописывал стихи других авторов.
Тем не менее творческие амбиции Сюткина как мелодиста нарастали ... в результате чего он не смог удержаться в коллективе. После ухода Сюткина стильность Браво заметно сходить на нет. Нынешний коллектив Сюткина является в еще большей степени ориентированным на ретро, недели нынешнее Браво, однако при этом в самих гораздо больше естественности, что ли... Каждый музыкант свносит свою лепту в написание музыки, коллектив активно включает в свой репертуар песни чужого сочинения ... Группа при этом особо не светится на открытой сцене, то есть создает музыку "для своих". На этом фоне тем более неожиданностью было узнать о присутствии в качестве зрителя на концерте Jamiroquai Валерия Сюткина. В общем-то скромность его очень сильно сопряжена с хитростью.
Что же касается группы Браво, то первый альбом с нынешним вокалистом более или менее стилен, остальное же смотрится как откровенное самокопирование. Покупаю по инерции, только это малоинтересно. ПРЕДСКАЗУЕМО и очень ПРИЛИЗАНО.
4.Бит-квартет Секрет.
Стильные ребята из Питера, огромная часть репертуара - совместного сочинения. Отличные песни вроде "Беспечного ездока", "Привета"... Только вот к началу 90-х коллектив окончательно распался, хотя и до этого между музыкантами отношения не были, мягко говоря, гладкими. Сейчас каждый реализуется так, как реализуется. Николай Фоменко - общественный массовик-затейник. Заблудовский занимается не предназначенным для широких масс творчеством, Максим Леонидов вот активно пишет. Хм ... ну меня порадовал в свое времяч альбом "Четверг", радует и до сих пор, но пока что не возникло стимула скупать его дискографию, хотя у меня нет и альбомов Секрета... Руки пока не дошли.
5.Несчастный Случай.
Думаю, что можно сблизить с рокапопсом. Несмотря на явно авангардный характер, у Несчастного Случая многое от чистого (то есть не стебового) рокапопса. Незаурядные тексты Алексея Кортнева (вот это авангард) при лирике вроде "Песни о Москве" или "Сел и поехал", эстетика неопошленного КВНа или театрального панк-кабаре. Манера исполнения при этом народная в благородном смысле слова: налицо совмещение профессионализма, импровизационности и простоты в аранжировках, обилие лирических ноток в голосе Кортнева, хотя при более глубоком рассмотрении можно углядеть хитроумное сплетение различных манер исполнения. То есть - стебовость Несчастного Случая не имеет такого демонстративного характера, какой есть у других коллективов.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote