• Авторизация


Советский рокапопс... 01-02-2007 17:48 к комментариям - к полной версии - понравилось!


В конце 90-х бастро раскрученный Мумий Тролль обнародовал сей термин, после чего многочисленные коллективы с мужским и женским вокалом стали трактовать ярлычок каждый на свой лад (попадаются при этом своеобразные исколючения: самарские Братья Грим - не путайте с таганрогскими Зверьми - упорно настивают на том, что они РОК, а вовсе не рокапопс). И эта волна музыки до сих пор продолжает бушевать, вливаясь также в ряды спродюсированных артистов (например, группы Корни - одна из "Фабричных", по сути играет брит-поп такого же типа, что и Танцы Минус, Мультfильмы, Звери...). К рокапопсу чисто с формальной стороны НЕ относится группа Уматурман - потому что это не брит-поп или нечто подобное ему, а авторская песня в духе того же Олега Митяева с вкраплениями рок-н-ролла, босса-новы, регги (отсюда сравнение их с коллективами 5nizza и Billy's Band) и так далее.
Но вообще-то у современного рокапопса имеется и его советский прототип. Достоточно упомянуть, что Мумий Тролль тот же самый существует с начала 80-х (правда, поначалу владивостокские хлопцы назывались Boney P, потом Шок - не путайте с прото-Тайм-Аутом, с 1983 года - внимательно читайте название! - Муми Тролль). Уже тогда Леонид Бурлаков был одним из важнейших звеньев в группе, говоря же о составе группы в собственном смысле слова - так он почти не обновлялся. И текстовая эстетика у группы изначально была своя собственная...
Однако среди общепризнанных и изначально широко известных на всю страну коллективов можно найти немало тех, кто пошел с точки зрения репертуара на компромисс между рок-н-ролльными аранжировками и чисто эстрадной эстетикой ("советский рокапопс")...
Коллектив Стаса Намина Цветы, поп-металлические (!!!) коллективы вроде Землян, Круиза или Рондо, существующий с середины 80-х коллектив Би-2, практически к той же эпохе относятся Моральный Кодекс и Смысловые Галлюцинации... Стебовые поп-роковые коллективы вроде Ляписа-Трубецкого или Двух Самолетов тоже образцы последней волны советского рока.
Остановлюсь, однако, на пяти именах.

1.Александр Барыкин и Карнавал
В последнее время этот артист совсем ушел с открытой сцены, замкнулся на сочинении для "своих".
У меня нет практически ни одной его записи пока что, кроме в 2001 году купленной кассеты "Волга", и все же... Артист этот для отечественной музыки сделал очень много. Вспоминается его творческое наследие прежде всего. "Букет" или "Аэропорт" до сих пор воспринимаются как великолепно созданные эстрадно-роковые шлягеры. Или вот его песня "Программа передач на завтра", шутка чисто с внешней стороны, но содержательно она уверенно может быть поставлена в один ряд с боевиками "чистороковых" исполнителей.
Перестал тусоваться с рокероами Барыкин где-то с конца 90-х точно. Юбилейный концерт в кругу преимущественно "попсового бомонда" в 2002 году мог для многих стать, конечно же, окончательным доводом, чтобы списать его со счетов, хотя и до этого Барыкин не гнушался выступать автором для эстрадников. Но в 2003 году он использовал возможность и дал концерт в "Свалке" как раз тогда, когда клую уже находился на грани закрытия при поддержке Нашего Радио, тем самым частично восстановив свою репутацию /Наше Радио в тот момент очень активно поддерживало поп-рок/. Потом исчез ... и всплыл совсем недавно с новейшей пластинкой, до которой пока руки у меня не дошли. Во всяком случае можно сказать: сейчас Барыкин массами не востребован, но ущербности от этого он не испытывает, песни создают по настроению, а творческое наследие его неотрицаемо.

2.Владимир Кузьмин и Динамик
Собственно говоря, союз "и" можно ставить чисто условно, потому что Динамика как коллектива, по большому счету, никогда не существовало. История Динамика - бесконечная смена составов при бессменном авторе и иполнителе песен, то есть лидере...
Тяжело поверить, но начиналось все с самодеятельных ВИА. Впоследствии вместе с Александром Барыкиным создавал группу Карнавал, однако такой состав долго не продержался, ибо редко когда возможно сосуществование двух ярко выраженных лидеров.
В Динамике Кузьмин добился того, чего не мог добиться в Карнавале. Прежде всего он стал единоличным автором музыки и большей части текстов - в составе Карнавала даже после ухода Кузьмина и других музыкантов первого состава соблюдается принцип СОавторства (то есть участие, пускай даже нерегулярное, других музыкантов в написании песен), исполнение песен несвоего сочинения...
Другое отличие состоит в аранжировках, которые у Владимира Кузьмина всегда отличались жесткостью, тогда как у Барыкина преобладают легкие.
Несмотря на РЕГУЛЯРНОЕ непостоянство состава, РЕГУЛЯРНОЙ же особенностью Динамика следует признать огромный профессионализм во все времена.
Своеобразен вокал Владимира, говоря более понятно - истерические нотки в его голосе являются прирожденными, тогда как у большинства музыкантов эта самая истеричность голоса является результатом постоянных тренировок и, следовательно, неестественна, потому что найдется по крайней мере одна песня, в которой эта истерика отсутствует. У Владимира же даже самые веселые по смысле песни исполняются с характерным рыком. В этом смысле в один ряд с ним можно поставить Николая Носкова или Григория Лепса.
Очевидно трепетное отношение к слову. Владимир в своих текстах не гоняется за обилием красивостей/нелепостей/таинственностей, расшифровываемых через умозрительную лупу, в отличие от коллег по жанру. Тексты его предельно просты, лаконичны и при этом красивы, по-настоящему красивы. Хотя в последнее время у него проявляются признаки творческой усталости. "Ну как, хорошо тебе в тюрьме моей любви?", например. Но это пока что единичные случаи... Аналогичные требования Кузьмин предъявлял и к текстам несвоего сочинения, когда использовал их при создании песен.
Сейчас Динамик - абсолютно концертная группа. Потому что все альбомы записываются на домашней студии, причем на большей части инструментов играет сам Владимир (тяга к мультиинструментализму у него давнишняя) при участии дву-трех сессионных музыкантов. Тем не менее в 2004 году Динамик проявил себя как настоящий коллектив единомышленников. В Кремлевском концертном зале был посвященный 25-летию концерт, и во время него в числе прочих была исполнена композиция без слов, автором которой выступил (в первый и последний раз!!!) Антон Горбунов - сейчас он ушел из коллектива. И, конечно же, выступление на НАШЕствии. В этом смысле группа смогла использовать свой последний шанс - особенно перед "аудиторией Нашего Радио". Сейчас после ухода Михаила Козырева такая возможность вряд ли представится...
Упреки насчет сотрудничества с Фабрикой Звезд считаю недалекими - прежде всего, какое право вы имеете считать деньги, коих у вас нет??? Некоторые из вас небось деньги на жвачки и пепси-колу таскаете из родительских карманов! Безусловный профессионализм Владимира и всех его соратников, а такде творческое наследие являются главными козырями.

3.Браво
Прекрасный коллектив, тоже с начала 80-х. И тоже с самого начала не без творческих противоречий. Изначально в коллективе не смог остаться Гарик Сукачев - уже по одному упоминанию его имени ясно все о причинах.
Авторы красивых песен про любовь и вообще городскую романтику всегда со сцены производили впечатление сыгранного коллектива единомышленников. Только мало кто знает о том, каким образом эти песни сочинялись. Прежде всего - Евгений Хавтан заявил о себе как основной мелодист. Тексты при этом могли сочиняться вокалистами (Жанной Агузаровой, Евгением Осиным, Валерием Сюткиным; остальные вокалисты, мало кому известные, не замечены как авторы). И вот по такой схеме "музыка Хавтана - текст вокалиста/любого другого автора" создавались песни, хотя у Браво в творческом багаже имеются песни несвоего сочинения. Значительная часть таких песен звучит очень мило и стильно. Мало кому придет в голову, что у этих текстов первоисточник мог быть более жестким, следовательно, подвергнутым дальнейшей цензуре. Особенно это относится к текстам авторства Куртуазного Маньериста Вадима Степанцова - кто в теме, тот, безусловно, это понимает. "Король Оранжевое Лето, золотовласый хулиган, дубасит солнцем, как кастетом, по нашим буйным головам" - сравните с тем, что на выходе.
"Марсианка" Агузарова при первых же попытках создавать что-то абсолютно свое ушла - думаю, что по своей воле - из группы Браво. Хотя еще и последствия принудительного лечения нудно принимать в расчет. У Евгения Осина тоже не срослось с Браво - уйдя из состава, сам он стал делать любительское ретро ... набрал популярность в начале 80-х ... однако не удержал. Музыкант "для своих".
У Валерия Сюткина с остальными музыкантами Браво отношения были более прочными - вплоть до того, что песня "То, что надо" была безоговорочно включена в репертуар коллектива, несмотря на то, что здесь он является автором и текста, и музыки. Вообще Сюткин в составе Браво активно писал стихи и дописывал стихи других авторов.
Тем не менее творческие амбиции Сюткина как мелодиста нарастали ... в результате чего он не смог удержаться в коллективе. После ухода Сюткина стильность Браво заметно сходить на нет. Нынешний коллектив Сюткина является в еще большей степени ориентированным на ретро, недели нынешнее Браво, однако при этом в самих гораздо больше естественности, что ли... Каждый музыкант свносит свою лепту в написание музыки, коллектив активно включает в свой репертуар песни чужого сочинения ... Группа при этом особо не светится на открытой сцене, то есть создает музыку "для своих". На этом фоне тем более неожиданностью было узнать о присутствии в качестве зрителя на концерте Jamiroquai Валерия Сюткина. В общем-то скромность его очень сильно сопряжена с хитростью.
Что же касается группы Браво, то первый альбом с нынешним вокалистом более или менее стилен, остальное же смотрится как откровенное самокопирование. Покупаю по инерции, только это малоинтересно. ПРЕДСКАЗУЕМО и очень ПРИЛИЗАНО.

4.Бит-квартет Секрет.
Стильные ребята из Питера, огромная часть репертуара - совместного сочинения. Отличные песни вроде "Беспечного ездока", "Привета"... Только вот к началу 90-х коллектив окончательно распался, хотя и до этого между музыкантами отношения не были, мягко говоря, гладкими. Сейчас каждый реализуется так, как реализуется. Николай Фоменко - общественный массовик-затейник. Заблудовский занимается не предназначенным для широких масс творчеством, Максим Леонидов вот активно пишет. Хм ... ну меня порадовал в свое времяч альбом "Четверг", радует и до сих пор, но пока что не возникло стимула скупать его дискографию, хотя у меня нет и альбомов Секрета... Руки пока не дошли.

5.Несчастный Случай.
Думаю, что можно сблизить с рокапопсом. Несмотря на явно авангардный характер, у Несчастного Случая многое от чистого (то есть не стебового) рокапопса. Незаурядные тексты Алексея Кортнева (вот это авангард) при лирике вроде "Песни о Москве" или "Сел и поехал", эстетика неопошленного КВНа или театрального панк-кабаре. Манера исполнения при этом народная в благородном смысле слова: налицо совмещение профессионализма, импровизационности и простоты в аранжировках, обилие лирических ноток в голосе Кортнева, хотя при более глубоком рассмотрении можно углядеть хитроумное сплетение различных манер исполнения. То есть - стебовость Несчастного Случая не имеет такого демонстративного характера, какой есть у других коллективов.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (7):
Catoblepas 11-02-2007-03:19 удалить
Мил человек, респект за статью. Не вполне согласен в части "НС", но вообще оч. грамотно... Вы, часом, не филолог?
Catoblepas 13-02-2007-15:04 удалить
Искандэр_Степанцов, А музыка - это профессиональное или действительно настолько сильно увлекаешься?
Catoblepas 13-02-2007-15:31 удалить
Искандэр_Степанцов, просто очень развернутое увлечение, материала-то там много)) И что, действительно покупаешь все диски и ходишь на все концерты? Впрочем, пишешь интересно, будем читать) P.S. Да, рекомендую Веню ДрКина, Александра Непомнящего и "Зимовье Зверей" - в интересах не увидел. Интересные ребята были в своё время) Если слушал - сорри за оффтоп.
Catoblepas, не довелось слышать, ссылки есть какие? Знаю про Зимовье Зверей только, что там участрник - родственник Дианы Арбениной. У него хотя бы не такого уровня творчество? Просто Арбенину очень плохо воспринимаю, говоря более конкретно - раздражает большинством песен...
Catoblepas 13-02-2007-17:05 удалить
Искандэр_Степанцов, так... тут - оф. сайт "Зимовья зверей", там можно почитать тексты, музыку надо искать, долбаная борьба с пиратством прикрыла большинство ресурсов, где можно было это взять. Насчёт родства Арбенина и Арбениной - прогон. Насчёт его творчества - ну это некоммерческая музыка, местами очень интересная, но главное у него - это тексты, конечно. Здесь - оф. сайт Вени ДрКина. К сожалению, пожил человек немного, потому приличных записей у него не много, да и найти сложновато теперь. Кстати, на ЛиРу есть сообщества по нему, но что-то там не густо материалов)) Да - опять же, тексты у него очень хорошие, самобытные. Александр Непомнящий - был весьма радикальным человеком, пока не оказался при смерти, сейчас очень сильно верующий, нынешнее его творчество мне не известно. Однако, то, что он делал раньше интересно. Впрочем, опять же, большей частью со стороны текстов. Вроде всё, по крайней мере, с точки зрения информации. С записями сложнее - это не массовый музыкальный продукт, тут искать надо)) В инете, разумеется, так-то на той же "Горбушке" можно купить. Вот... я просто воспринимаю исполнителей большей частью по текстам, нежели по музыкальной составляющей - хотя бы потому, что многие талантливые люди в нашей стране умирали, так и не сумев записаться в нормальной студии...


Комментарии (7): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Советский рокапопс... | Искандэр_Степанцов - Дневник Искандэр_Степанцов | Лента друзей Искандэр_Степанцов / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»