Жизнь с высоты птичьего полета.
10-12-2004 14:35
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Один из моих первых рассказов
Жизнь с высоты птичьего полёта.
Рассказ.
Все события и персонажи из реальной части повествования могут оказаться реальными, но могут быть и вымышленными. Автор не ручается за точную передачу событий, но просит учесть, что нагло врать про хороших людей у него и в мыслях не было.
«Первый человек не чувствовал себя одиноким - ведь он не умел считать».
Станислав Ежи Лец.
" Принцесса:
- Все люди - негодяи.
Учёный:
- Не надо так говорить. Так говорят те, кто выбрал себе самую ужасную дорогу в жизни. Они безжалостно душат, давят,
грабят, клевещут: кого жалеть - ведь все люди - негодяи!.."
Евгений Шварц. "Тень".
Посвящаю Янке, "лучшему другу на свете".
1.Саня.
Шёл мокрый снег. Температура - ноль. И это - середина декабря! "Видимо, - думала Саня, - погода олицетворяет настроение людей..."
Жизнь ей не нравилась. Нет, у неё всё было хорошо. Или нет - нормально. По русскому - пятёрки, по матеше - четвёрки... Но разве это жизнь? Любимый артист умер много лет назад. Ей вообще с привязанностями не везло. Она любила то, что любили немногие из её ровесников: хорошее советское кино, книги Крапивина, Кассиля, Пантелеева, Рыбакова. Стихи Пушкина и Лермонтова для неё были не только скучной школьной программой. Ей были неприятны современные девчонки с их плеерами и жаргоном, но она умела подстраиваться под чужие интересы: вместе с девчонками она пела какую-нибудь чушь типа: "Её зовут Маша, она любит Сашу...", с мальчишками обсуждала последний матч Россия - Уэльс (футболом она увлекалась).
Конечно, у неё были подруги, с которыми она могла поговорить о том, что ей интересно, но кое-кто из них просто смеялся над Саней. Правда, был один человек, который понимал Саню - это Янка. Но и ей Саня не могла рассказать всего, что творилось в душе...
Она любила. Любила артиста Андрея Миронова, причём любила больше жизни. Она говорила так: "Если бы мне сказали: "Из всех людей, когда-либо живших на земле и умерших, ты можешь оживить одного, и он воскреснет, и ему будет столько лет, сколько было в день его смерти", я бы ни минуты не думала, сразу бы выпалила: "Я хочу, чтоб жил Миронов!" и отдала бы всё на свете ради его жизни!"
Ещё Сане бесконечно нравились фильмы, в которых скакали, стреляли и дрались на шпагах (вроде "Гардемаринов" или "Достояния республики"). Саня любила также фильмы о людях, которые борются и смело побеждают - или с честью проигрывают.
Вот такая она, Саня...
Её копания в себе прервал звонок в дверь.
2. Женька и Лермонтов.
-Рюшик, открой! - крикнула Саня брату - ей не хотелось слезать с подоконника: она погрузилась в стихи Лермонтова. - Это наверняка к тебе же пришли!
Восьмилетний Андрей выключил телевизор и побежал к двери, бормоча: "Чё ж тебе самой не открыть, сейчас же Бэтмана замочат, а я ей открывай!" Он щёлкнул замком. На пороге стоял Женька. Он держал гитару.
Теперь следует сказать о Женьке.
Это был сосед Сани и Андрея - пятиклассник Женька Курбатов. Они с Саней учились в одной школе и готовили номер к новогоднему концерту. Саня и Женька были известны даже не всей школе - всему району. В мае они выступали на конкурсе с песней из "Достояния республики". Ну - той самой:
Что будет, то и будет,
Пускай судьба рассудит -
Пред этой красотою
Всё суета и дым...
Второе место в районе - неплохо. А сейчас они репетировали "Дуэт принцессы и оловянного солдатика" из "Небесных ласточек". Женька пел и играл на гитаре. Саня тоже пела, а играла на пианино.
- Эй, это ты, Жечик? Проходи! - крикнула Саня, поставив книжку на полку.
- Стихи читала? - спросил Женька.
- Да, Лермонтова - моего любимого поэта. Ты знаешь его "Смерть Поэта"?
- Ага! "...Погиб Поэт! - невольник чести -
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой..."
Саня грустно улыбнулась и продолжила:
- "Не вынесла душа Поэта
Позора мелочных обид.
Восстал он против мнений света
Один как прежде... и убит!"
Да... великий поэт! И он умер молодым, в полном расцвете сил...
- А кто ещё? - спросил с открытым ртом Андрей.
Саня пронзила его взглядом, острым, как шпага и сказала холодным спокойным голосом:
- Во-первых, Пушкин и многие великие поэты и писатели. Во-вторых, многие великие актёры, например...
- Андрей Миронов, - вставил Женька.
- А так же Олег Даль и многие другие, - продолжила Саня.
- А Высоцкий? - вспомнил Андрей.
- Высоцкий сам виноват в своей смерти, – тихо сообщила Саня. – Он мог бы прожить намного дольше.
- Как это - сам виноват? – не понял брат.
- Потом объясню. Женя же репетировать пришёл. Садись, будем репетировать. – Обратилась к Женьке Саня.
3. Ссора.
Саня уселась за пианино. Женька схватил гитару. Они стали играть давно известную обоим мелодию. Жечик запел:
- Он был гвардейцем статным,
По всем статьям - герой...
Но Саня не поддержала его пение и оборвала игру.
- Ты что, Саньча? - удивился Женя.
- Надоело! - с неожиданной злобой крикнула она. - Всё надоело! Музыка надоела! Песни надоели! Возьму и повешусь! Или застрелюсь!
- Саня, ты что? Вешаться - это грех! - крикнул Женя.
- Грех? Я знаю, что грех! - Саня вскочила и закружилась по комнате. Вдруг разом остановилась. Снова опустилась на стул. Глянула неожиданно устало и умоляюще:
- Ну давай хоть споём что-нибудь другое...
- На празднике? Ты что? Мы же всем сказали...
- Да нет, сейчас!
- Ладно. - Женька заиграл и запел:
- Что будет, то и будет...
- Замолчи! Слишком уныло!
- А что ты предлагаешь? "Я спросил у ясеня"?
- Нет, "Князя", - сказала Саня.
Женька сморщил лоб.
- Это что за песня?
- Из "Гардемаринов - три". Ну, "Дешева обида на Руси..."
- А-а... А это для тебя не уныло?
- Может, и уныло. Но мне так хочется это спеть!
- Ну что ж, - и Женька тронул струны гитары:
- Мужика ли, бабу ли спроси,
Дешева обида на Руси...
Саня подхватила, а во время припева к ним присоединился чистый, звонкий голос Андрея:
- Эх, князь, закури золотой табачок!
Что нам до чьих-то обид?
Но то ли скрипит сумасшедших сверчок,
А то ль твоя совесть не спит?
После последнего куплета Саня по привычке сыграла мотив припева без слов. Она считала, что так будет потом легче перейти от песни к разговору.
Женька, помолчав, сказал:
- Хорошая песня... Но... как же репетиция?
Саня посмотрела на него насмешливо-строгим взглядом:
- Во-первых, ты и так всё отлично знаешь. (О себе я и не говорю.) А во-вторых, "спектакля не будет".
- Но почему, Саня?! - спросил Женя. Он не привык к подобным перепадам в Санином характере.
- Потому что мне это "о-сто-чер-те-ло. Пишется через "е", - процитировала она фильм "Тот самый Мюнхгаузен". - И вообще у меня "стресс, депрессия и мигрень". Валите отсюда, - вдруг грубо окончила Саня. Вошла в свою комнату и заперлась на ключ.
Женька стоял в коридоре, прижимая к себе гитару и тупо таращась на дверь. Через две минуты удивлённо смотрящий на него Андрей щёлкнул его в висок.
- Ты что смотришь на дверь, "как влюблённый заяц"? - щегольнул цитатой из "Тени" младший брат капризной артистки.
- Я...а, да... А чё это она? Я не врубаюсь, - перешёл Женька на родной язык улиц и подворотен.
- А у неё такие заскоки бывают. Особенно теперь...
- А чё теперь?
- Ну ей же 12 будет в воскресенье. Она утверждает, что теперь у неё переходный возраст. Вот она и устраивает... А она тебя, что, на день рожденья не звала?
Женька почесал в затылке и сказал:
- Приглашала. У меня такой подарочек припасён! - он улыбнулся и цокнул языком. - Она от радости запрыгает... до потолка!
Андрей понимающе глянул на него и сказал лишь:
- "А на это господин дракон велел передать: "Посмотрим"! *
_________________________________________________________________________________________________________________
* Цитата из "Дракона" Евгения Шварца.
4. На дне рождения.
Играла музыка: вчера Сане купили кассету с песнями её любимого Миронова, и девчонки весело танцевали под «Остров невезения» (пожалуй, это единственная песня, которую знали все на Санином празднике). А мальчишки в другой комнате играли в компьютер: у Андрея были свои, не очень умные игры – гонки, бродилки, стрелялки. (Саня предпочитала стратегии). Мальчишки, как известно, особенно танцевать не любят.
- Куда Женька запропастился? – спросила Саня, садясь на диван. – Обещал ведь к трём быть.
- А зачем он тебе нужен? – хитро спросила Вера, склонив голову к плечу.
- Я слышала, он мне подарок неописуемый готовит, - засмеялась Саня. – Больно интересно узнать, что за сюрприз!
Звонок прозвучал сигналом: дзынь-дзынь-дзынь-дзынь! «Ну точно, - подумала Саня, - «Не-ве-шать-нос!..» Женька пришёл!»
Саня бросилась к двери… Так и есть! Жечка. Прижимает к груди подарочный пакет. Поднимает глаза и тихо говорит:
- С днём рожденья! Это тебе. – И пакет протягивает…
Саня развязала пакет и на глазах у всех вытащила книгу с фотографией такого знакомого лица.
-«Андрей Миронов. Неоконченный разговор»! – крикнула она. – Ура! Жечик, мы эту книгу по всем магазинам искали и не нашли! Ты самый лучший друг в мире! – Глянула на Янку и добавила: - Ну, почти…
Все засмеялись. Андрей весело крикнул:
- Саня, по всем правилам, ты должна его поцеловать!
- Ещё чего! – хором воскликнули Саня и Женька.
Саня хлопнула долгожданного гостя по голове и воскликнула:
- Ещё танцевать будем или чай пить с тортом пойдём? За здоровье вновь прибывшего… на праздник!
- Давайте чай пить! – крикнул кто-то, и все пошли к столу.
Только Женька на минуту задержался в комнате. Он вытащил из кармана листок бумаги и вложил в книгу.
Ребята пили чай, ели торт и болтали о всякой ерунде. Вдруг, уже не помню к чему, Янка сказала Сане:
- А Гаврилов говорил, что ты самая красивая из девчонок в классе.
Женька напрягся. Было видно, что он готов пойти к этому Гаврилову прямо сейчас и набить ему морду как следует.
Саня откинулась на спинку дивана и усмехнулась:
- Когда он так сказал?
- А в четверг. На перемене мальчишки сначала над Людой издевались, потом я ушла, возвращаюсь, а мальчишки спорят, кто из девчонок красивей. А потом слышу, Гаврилов говорит: «Нет, по-моему, самая красивая – Григорьева».
Саня задумалась и сказала:
- В понедельник напомни мне… я ему врежу… за такую рекламу.
Все за столом опять засмеялись и продолжили пить чай.
А Женька встал из-за стола и сказал:
- Совсем забыл. Надо маме позвонить.
Вышел из комнаты.
Андрей удивлённо спросил у Сани:
- Зачем ему маме звонить, если он здесь же, на пятом этаже живёт? Проще же вниз сбегать.
- А он не маме, - засмеялась Саня, - он, наверно, Гаврилову звонить пошёл, чтобы больше не смел меня красивой называть.*
Тут все от смеха прямо под стол покатились.
Вошёл Женя:
- Чего вы смеётесь?
- Ну что Артём сказал? Больше никогда не будет?
- Нет, - удивился Женя, - сказал, завтра прибьёт… А откуда вы знаете?
Те, кто выполз из-под стола, с нервным смехом сползли обратно…
________________________________________________________________________________________________________________
* Саня немного умела читать мысли и видеть сквозь стены.
5. «Литературный вечер».
Когда все попили чаю и отдышались от приступов хохота, Саня воскликнула:
- Я летом рассказ написала. Мне кажется, смешной, может, прочитать? А вы скажете, хороший или плохой.
- Читай! – закричали гости.
Саня принесла блокнотик, открыла и начала читать:
- «Кто там?» Григорьева Саня. 11 Августа 200… года. Двадцать три - сорок семь. Сюрреалистически – юмористический рассказ.
- Какой рассказ? – спросил Андрей.
- Это значит, что он смешной и в то же время немного непонятный, – объяснила Саня. – Итак…
« Было полдвенадцатого вечера. Я сидела перед видиком. Только что я досмотрела классный фильм, перемотала на начало, вытащила и убрала на место. Я думала, что делать дальше. Чтобы лучше думалось, включила футбол. (У меня канал «Спорт» рядом с каналом видео). Футбол оказался французский ( и к тому же вчерашний ). Я тупо смотрела на ряды видеокассет. Что посмотреть? Надо, чтобы было интересно и покороче (мне никто не разрешит сидеть у видика всю ночь)…
Ой, папа пришёл, открою и вернусь…
Открыла. Итак, и тут я подумала: а может, ну это всё нафиг? И видик, и футбол этот французский…Может, взять книгу и почитать? Но тут в сердце кто-то постучал.
- Кто там? – машинально спросила я. Но мне никто не ответил. «Странно» - подумала я и снова уставилась на кассеты. Но в сердце снова кто-то постучал.
- Подожди, сейчас, сейчас, - ответила я и снова провела глазами по кассетам. Нет, ну какую же выбрать? А? Может, просто футбол посмотреть? Правда, он французский… и вчерашний… но…
Но тот, кто стучал мне в сердце, явно не хотел ждать. (Интересно, а чего он вообще хотел? Кто знает?) Он постучал снова. Я постучала ему в ответ. Сначала по груди, потом по голове. Потом подумала и постучала по деревяшке, а потом трижды плюнула через плечо.
«Не к добру это, - подумала я – когда в сердце стучит кто-то…»
Но мне кажется, что я знаю, кто это и зачем он стучал…
КОНЕЦ ».
- Здорово, - сказал Андрей, - а кто это стучал?
- Каждый сам должен догадаться. Понять, вообразить… Это же сюрреалистика, абстракция.
- Саня, не пугай нас сложными словами, – засмеялась Янка.
- А стихи какие-нибудь можешь прочитать? – спросила Алёна.
- Есть, - согласилась Саня. – Я их летом написала. Только по-моему, я тебе их уже читала. По телефону.
- Не мне, а Вере, наверно, - кивнула на сестру-близняшку Алёна.
- Ну ладно, прочитаю ещё раз. Тем более, что я их переделала. Они, конечно, плохие, но…
- Но ты так говоришь про все свои стихи, - продолжил Женька.
- Ну так, - начала Саня, - Слушайте.
Памяти Андрея Миронова.
Не пишите о страхе и несчастьях!
Не пишите о внезапной смерти!
А пишите об отваге и о страсти!
О плохом не пишите и не верьте…
А лучше не пишите вовсе, нет!
Ведь даже через много-много лет
Вам не придет из космоса ответ
От Того, кого уж больше с нами нет…
Сквозь звёздну тьму летит мой зов,
Взрываясь строчками стихов,
И может, прилетит к Нему,
Сквозь горький плач, сквозь сотни звёзд,
И всё же – прилетит к Нему!
Там хорошо – прекрасно, и не страшно,
Там нет плохих людей, там нет и снов ужасных.
Живёт Он там, не знают все, кто он.
И лишь всплывает в мозгу, как сон:
Нет тех, кто так любит Его.
Они там, на земле, далеко…
… Кто пишет, умерьте свой пыл,
Не пишите «нет», а пишите «был»…
- Во здорово! – выдохнул Женька. – Это ты сама написала, все сама?
- Да, - тихо ответила Саня. – Только конец я где-то слышала: «Не с сожалением – их нет, но с благодарностию – были…» Может, у Пушкина… или Жуковского…
- А еще стихи про Миронова есть?- спросила Яна.
- Есть, но не мои, конечно. Например, Рождественского… - сообщила Саня. – Хотите?
Не хочу я об этом писать, не хочу.
Не умею я
к мертвым друзьям
привыкать!
Словно в черную дверь
кулаками стучу.
Словно собственный крик
Не могу отыскать...
Ах, каким был живым он!
Каким молодым!..
Как легко
снизошел он со сцены в молву.
Так ушел,
будто славы мерцающий дым
тихо обнял его
и унес
в синеву...
Ах, как он улыбался...
«Все надо уметь!.. »
Ах, как он улыбался...
И ужас берет,
что на эту -
такую нежданную -
смерть
продавались билеты
за месяц вперед...
Не про то я сегодня,
совсем не про то!..
Но в театре и в жизни
зияют места.
Их уже не займет
никогда и никто.
Или Александра Иванова:
Одарён с рожденья и талантлив –
Жаль, прервалась радужная нить –
Музыкален, лёгок и податлив…
Долг наш: свято память сохранить!
Или еще.… Этого, как его…Михаила Мазеля:
Он родился на сцене - и он умер на сцене.
Там прошла его жизнь - его лучшая роль.
Почему он так близок моему поколению,
с грустной песней в глазах комедийный король?
Разгулялась весна - отыграла пластинка.
Песня снова уносит в детство, к солнечным дням.
Ведь и мне отдавал свой талант по крупинкам -
Лицедей и Артист, что запомнился нам.
По его годовщинам измеряем свой возраст.
Вот и доску открыли. Там - идёт фестиваль.
Грусть моя, не молчи, жизнь - тяжелая проза.
Я смотрю его фильм - и уходит печаль.
Он родился на сцене - и он умер на сцене,
нам оставив на память грустный взгляд, песни, смех.
Четверть века прошло - не одно поколенье,
а его Фигаро не теряет успех.
Это я в Интернете скачала. Вот видите, сколько хороших поэтов пишут про Миронова.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote