Новым тоталитарным режимам совершенно необязательно походить на старые. Управление государством с помощью репрессий и казней, арестов и ссылок совершенно неэффективно, а в эру передовых технологий неэффективность – страшный грех перед Господом.
Таким предисловием встречает нас роман Фредерика Бегбедера "99 франков".
А дальше - изумительная по своей простоте мысль:
"Главная задача - заставить людей полюбить свое рабское положение".
Простой пример. С 2012 года Иван С. подсел на он-лайн магазины, наши и китайские. Выбор - огромный. Цены приемлемые. Нажимаешь кнопочку, а через пару дней курьер стучится в твою дверь. Просто. Удобно.
И понеслось: мелочевка для прихожей и кухни, одежда и обувь, наушники. Подарки. Посуда. Смеситель. Удочки. Овощерезки. Коврик в прихожую. Туалетная вода. Модные кроссовки.
Улетные скидки, "Черная пятница", распродажи...
Программисты внедрили в его банковское приложение графу "мои расходы". Он посмотрел, сколько денег было потрачено за последние три года в этих магазинах и был готов разрыдаться.
Их вполне бы хватило на строительство дачи. Или на кругосветное путешествие.
Он мог увидеть весь мир! А сидит сейчас в груде этого ненужного хлама, и собирается заказывать новый вместительный шкаф, чтобы хранить вещи. По-хорошему, ему бы квартиру другую взять, в эту все не помещается.
На что он тратит лучшие годы?
Но это смотря, как посмотреть.
Были и такие времена, когда с соседями "дружили", потому что у тех был отличный закаточный ключ или хорошая мясорубка. Выходили замуж потому, что у жениха отец дантист или нотариус.
С возможностью купить все, что хочется и оплатить нужные услуги - стало легче жить.
Главное, не увлекаться, иначе превращаешься в раба материальных ценностей. Чем больше гребешь в свою нору, тем сильнее проваливаешься в нищету и зависимость.
Герберт Маркузе, социолог:
Культ потребления является одной из форм общественного контроля.
Внешне система, в которой мы живём, претендует на то, что основана на демократических принципах, но на самом деле она является авторитарной.
Несколько человек диктуют наши представления о свободе посредством рекламы. Они оставляют нам только один способ быть счастливыми — покупать.
В этом обществе люди несвободны, работают больше, чем им необходимо для обеспечения реальных основных потребностей. Материальные предметы или деньги становятся средством социальной связи.
Как остаться человеком в эпоху потребления
По сети гуляет ролик: идет проливной дождь в китайской провинции. Посреди дороги стоит постовой и указывает жезлом путь. Проезжает автобус. Пассажир открывает окно и бросает постовому свой зонтик.
Постовой с радостью раскрывает зонт над своей головой, улыбается и машет незнакомцу.
Не все тонны товаров производят и рекламируют для того, чтобы люди мечтали о них и отдавали последние деньги. Ими можно делиться. Как хорошо иметь свой собственный закаточный ключ, чтобы не приходилось фальшиво улыбаться.