
Не берусь утверждать, что именно Себастьен Жапризо стал первопроходцем в жанре детектива с рождественским ограблением, но совершенно очевидно то, что роман «Прощай, друг» в этом смысле является одним из первых.
Продуманность сюжета не может не покорять. Всё очень просто, но со вкусом, с неизменно присущей долей острого психологизма и самобытной логикой персонажей. Кстати, последние некоторым образом выделяются из ряда других, скажем, более привычных, героев Жапризо – здесь вместо закомплексованных барышень с эпатирующими повадками мы видим людей уверенных в себе, расчётливых и хладнокровных. Одно слово – военные. Правда, бывшие. Всё ж, у Франца Проппа и Дино Баррена, бок о бок прошедших войну в Алжире, и без того непростые счёты друг с другом, а уж в ситуации, когда каждый из них, решив воспользоваться рождественскими праздниками, чтобы взломать сейф крупной компании, встречает соперника и оказывается запертым в ловушке с ним наедине, ситуация и вовсе накаляется до предела, так как у каждого из них своя цель, которой не хочет рисковать ни один.
На исходе четвёртых суток комбинация подобрана и сейф взломан. Герои измождены, но не готовы погибнуть. Потому что сейф совершенно пуст, и теперь бывших соперников объединяет общая цель – выяснить, кто сумел опередить их в этой игре. Ответ будет более чем прост – cherchez la femme. Но для начала Дино и Франц попрощаются, чтобы никто не догадался об их несовершённом преступлении и чтобы затем начать новую серию ограблений, но уже заодно.
Словом, у тех, кто не устал от Агаты Кристи, «Adieu l’ami» оставит впечатление приятного классического детектива, причём увиденного на экране (не забывайте, что читаете полноценный сценарий). С хорошей порцией юмора, конечно.
Очередное приобретение в коллекции. Респекты Я.В.
(c)