Ждём чуда снисхождения благодатного огня
07-04-2007 15:07
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
в 15.00 по НТВ прямая трансляция из Иерусалима! Началась!!!
Чудо благодатного огня
Вот уже почти две тысячи лет каждый год, в Великую Субботу, которая предшествует отмечаемой по Юлианскому календарю Православной Пасхе, в Иерусалиме происходит великое и никем, с «научной» точки зрения, еще не объясненное чудо. Непонятно откуда берущийся Огонь снисходит на храм Гроба Господня, зажигая свечи в руках священнослужителей и паломников. Несмотря на то, что от него вспыхивают тысячи свечей, Огонь этот поначалу не обжигает ни лиц, ни рук, ни волос, и в нем можно буквально «купаться». и привлекающее в Святой Город множество паломников и просто любопытствующих со всего мира? И почему с таким волнением и трепетом ждут его все православные христиане?
Благодатный Огонь является в храме Гроба Господня (или, как его еще называют, храме Воскресения) в Иерусалиме уже не первое тысячелетие. По свидетельству Апостолов и святых отцов, нетварный Свет осветил Гроб Господень вскоре после Воскресения Христа: «Петр верил, видел же не только чувственными очами, но и высоким Апостольским умом - исполнен убо был Гроб света, так что, хотя и ночь была, однако, двема образы видел внутренняя - чувственно и душевно,» - читаем мы у церковного историка Григория Нисского. Евсевий Памфил повествует в своей «Церковной истории», что когда однажды не хватило лампадного масла, патриарх Нарцисс (II в.) благословил налить в лампады простой воды из Силоамской купели, и сошедший с неба Огонь возжег лампады, которые горели затем в продолжение всей пасхальной службы. Среди ранних упоминаний есть свидетельства не только православных, но и мусульман, римо-католиков и даже полных атеистов. А сегодня сотни письменных свидетельств и фотографий, десятки снятых уже в наших дни документальных фильмов о схождении Благодатного Огня при желании можно найти и в специальных монографиях, и в библиотеках, и на интернете.
Литания (церковная церемония) Святого Огня начинается приблизительно за сутки до начала Православной Пасхи, которая, как известно, празднуется по «старому», Юлианскому календарю и поэтому не совпадает с днем ее празднования у других христиан. В Храме Гроба Господня начинают собираться паломники, желающие своими глазами увидеть схождение Благодатного Огня. Среди присутствующих всегда много инославных, мусульман, атеистов, а за церемонией внимательнейшим образом следит израильская полиция. Раньше эти обязанности выполняли мусульмане, но в любом случае контроль со стороны властей, которые всегда были кровным образом заинтересованы в том, чтобы выдать чудо Благодатного Огня за «шарлатанство», но за два тысячелетия так ни разу и не смогли этого сделать, свидетельствует о том, что никакого «подвоха» тут нет и быть не может.
На середине: Живоносного Гроба ставится лампада, наполненная маслом, но без огня. По всему ложу раскладываются кусочки ваты, а по краям - прокладывается лента. Таким образом приготовленная, после осмотра турецких стражников, а ныне - израильской полиции, Кувуклия (Часовня над Гробом Господним) закрывается и опечатывается местным ключником, которым по сложившейся многовековой традиции, является мусульманин - представитель одного из трех знатных родов Святой Земли.
Утром Великой Субботы в Храм входит процессия - иерархи празднующих в этот день Пасху конфессий. Замыкает ее Иерусалимский Патриарх в сопровождении священнослужителей. В своем крестном ходе процессия минует все находящиеся в храме памятные места: священную рощу, где был предан Христос, место, где Его побивали римские легионеры, Голгофу, где Его распяли, Камень Помазания - на котором тело Христа готовили к погребению.
Процессия подходит к Кувуклии и трижды обходит ее. После этого Патриарх останавливается напротив входа в Кувуклию; его разоблачают от риз и он остается в одном полотняном подряснике, чтобы было видно, что он не проносит с собой в пещеру спичек или чего бы то ни было другого, способного зажечь огонь. Во времена турецкого господства, пристальный контроль за патриархом осуществляли янычары, обыскивавшие его перед вхождением в Кувуклию.
Надеясь уловить православных на подделке городское мусульманское начальство расставляло турецких воинов по всему храму, а те обнажали ятаганы, готовые отрубить голову всякому кто будет замечен вносящим или зажигающим огонь. Однако за всю историю турецкого владычества никто в этом так и не был уличен. В настоящее же время, как уже говорилось, Патриарха осматривают израильские полицейские.
Незадолго до входа Патриарха подризничий вносит в пещеру большую незажженную лампаду, в которой должен разгореться главный огонь, и 33 свечи - по числу лет земной жизни Спасителя. Затем Патриарх входит внутрь. Его запечатывают большим куском воска и налагают на дверь красную ленту, на которую православные служители ставят свои печатки. В это время в храме гасится весь свет и наступает напряженная тишина. Присутствующие молятся и исповедуют свои грехи, прося Господа даровать Благодатный Огонь. Молитва продолжается до тех пор, пока не произойдет всеми ожидаемое чудо. В разные годы это томительное ожидание длится от пяти минут до нескольких часов.
Перед схождением Огня храм начинают озарять яркие вспышки Благодатного Света, тут и там сверкают молнии. При замедленной съемке (а снималось снисхождение Благодатного Огня на пленку бесчисленное количество раз) хорошо видно, что они исходят из разных мест храма - от иконы, висящей над Кувуклией, от купола, от окон и из других мест, и заливают все вокруг ярким светом. Кроме того, то тут, то там, между колоннами и стенами храма мелькают вполне видимые молнии, которые часто проходят прямо сквозь толпу, не причиняя ей никакого вреда.
Мгновение спустя весь храм оказывается опоясанным молниями и бликами, которые змеятся по его стенам и колоннам вниз, как бы стекают к полу и растекаются среди паломников. Одновременно с этим у стоящих в храме и на площади зажигаются свечи. Лампады, находящиеся по бокам Кувуклии, загораются сами (за исключением 13 римо-католических). Первое время - 3-10 минут - загоревшийся Огонь обладает удивительными свойствами: совершенно не жжет, независимо от того, от какой свечи и где он зажжен. Можно видеть, как прихожане буквально умываются этим Огнем - водят им по лицу, по рукам, черпают пригоршнями, и он не наносит им никакого вреда, поначалу не опаляет даже волосы. Капельки воска, которые падают от свечек, называют Благодатной росой. Как напоминание о Чуде Господнем они остаются на одежде присутствовавших при чуде навсегда - никакие порошки и стирки их не берут. Людей, находящихся в это время в храме, переполняют непередаваемые и ни с чем несравнимое по своей глубины чувство радости и духовного успокоения. По словам тех, кто побывал на площади и в самом храме при снисхождении Огня, глубина чувств, переполнявших людей в этот момент, была фантастическая - из храма очевидцы выходили заново родившимися, как они сами говорили, - духовно очистившимися и прозревшими.
В дальнейшем от Благодатного Огня зажигают лампады по всему Иерусалиму, специальными авиарейсами его доставляют на Кипр и в Грецию, а оттуда развозят по всему миру. С 1992 года непосредственные участники событий стали привозить Благодатный Огонь и в Россию. Но вот в близлежащих к Храму Гроба Господня районах города свечи и лампады в храмах загораются сами.
Многие инославные, впервые услышав о Благодатном Огне, пытаются укорить православных: откуда Вы знаете, что он дарован именно Вам? а что если бы его принимал представитель иной христианской конфессии? Однако попытки силой оспорить право получения Благодатного Огня со стороны представителей других деноминаций случались не единожды, и каждый раз они заканчивались провалом.
Лишь в течение нескольких веков Иерусалим находился под контролем Восточных христиан, большую же часть времени городом правили представители недружелюбно или вовсе враждебно относившихся к Православию учений.
Самый знаменательный случай произошел в 1579 году. Владельцами Храма Господня являются одновременно представители нескольких Христианских Церквей. Священникам армянской церкви, вопреки традиции, удалось подкупить султана Мурата Правдивого и местное градоначальство, чтобы те позволили им единолично праздновать Пасху и принимать Благодатный Огонь.
Православные вместе с Патриархом Софронием IV были удалены не только от Кувуклии, но и вообще из храма. Там, у входа в святыню, они и остались молиться о схождении Огня, скорбя об отлучении от Благодати. Армянский Патриарх молился около суток, однако, несмотря на все его молитвенные усилия, никакого чуда не последовало. Но в какой-то момент с неба ударил луч (как это обычно бывает при снисхождении Огня) и попал точно в колонну у входа, рядом с которой находился Православный Патриарх. Из нее во все стороны брызнули огненные всплески, и зажглась свеча у Православного Патриарха, который и передал затем своим единоверцам Благодатный Огонь. В это же время на анфиладах построек, прилегающих к храмовой площади, находились турецкие солдаты. Один из них, по имени Анвар, увидев происходящее, воскликнул: «Единая вера Православная, я - христианин» и спрыгнул вниз на каменные плиты с высоты около 10 метров. Однако он не разбился - плиты под его ногами растопились, как восковые, запечатлев его следы. За принятие Христианства мусульмане казнили Анвара и долго потом пытались соскоблить следы, столь явно свидетельствующие о торжестве Православия, однако им это так и не удалось. Сегодня приходящие в храм могут видеть как сами эти следы, так и рассеченную в тот памятный день колонну у дверей.
Впрочем, это была не единственная попытка мусульман, отрицающих Страсти и Воскресение Господне, воспрепятствовать схождению Благодатного Огня. Вот что пишет известный исламский историк ал-Бируни (IX-X вв.): «...однажды губернатор приказал заменить фитили медной проволокой, надеясь, что лампады не загорятся и чуда не произойдет. Тем не менее, когда огонь сошел, медь загорелась».
Сошествие Благодатного Огня не имеет аналогов (за исключением Фаворского Света) - ведь это не какое-то эпизодическое событие, которое, однажды случившись, уже не может быть увидено и проверено скептиками. Это Чудо происходит ежегодно (уже на протяжении почти 2000 тысяч лет в известное время и в известном месте), так что увидеть его собственными глазами может каждый человек, независимо от вероисповедания или своих взглядов на религию.
Убежденным же атеистам хотелось бы напомнить, что еще никому не удалось дать не противоречащего фактам объяснения хотя бы части описанных выше явлений. Попытки такого рода, естественно, предпринимались неоднократно, но ничего убедительного из них не вышло. Так что скептикам мы советуем лишь поближе познакомиться с предполагаемым «объектом критики». Впрочем, Господь всем и всегда оставляет возможность для свободного выбора. Вольному, как говорится, воля, а спасенному рай.
Что же касается вопроса о том, почему каждый год в Великую Субботу с таким волнением и трепетом ждут православные по всему миру снисхождения Благодатного Огня, то ответ на него давно известен. Я с вами во все дни до скончания века, - обещал Христос, вочеловечившийся нас ради и нашего ради спасения. Поэтому-то Благодатный Огонь будет сходить православным первоиерархам до самой кончины мира. Случай же несхождения Благодатного Огня под Светлое Христово Воскресение, по Преданию Православной Церкви, явит всему миру, что дни его сочтены. Тогда-то и откроется антихрист, который будет выдавать себя за Мессию, соблазняя всех живущих на земле, и которого Господь и Бог Наш Иисус Христос истребит явлением второго и славного Своего пришествия. А до тех пор Благодатный Огонь будет посылаться Православной Церкви для укрепления веры и в доказательство непреложности Светлого Воскресения Христова и Его победы над грехом, адом и смертью.
©
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote