Задумалась тут о российском менталитете. Вот говорят же, что нынешняя молодежь воспитывается на массовой поп-культуре, ориентированной на запад (а точнее даже на США). Что нет идеи общенациональной, дети оторваны от морали и норм поведения родителей. И далее по списку.
Задаемся извечным вопросом «Что делать». Создавать какие-то программы, молодежные организации, проводить мероприятия, продвигающие идеи национального самосознания. И появляются «Идущие вместе», звучат старые песни и «советская» манера чтения на «Лыжне России». А национальное самосознание, как мне кажется, остается там же, где и было.
И тут я что-то подумала. Что у нас есть на самом деле почти идеальный механизм «промывания мозгов» детям – школа! Конечно, дети ходят в школу «потому, что надо», и зачастую отторгают навязываемые им знания и представления. Но это только на первый взгляд. Самый типичный пример – литература. С удивлением обнаруживаю, сколь много нелюбимых в школе произведений всплывает в моей голове помимо воли. Причем всплывает в ответ на вполне жизненные вопросы, а иногда – по ассоциативной цепочке. Вот те же строки Лермонтова, которые заставляли учить наизусть, которые я в детстве не понимала, хотя и любила Лермонтова «вообще». А сейчас – пришло время и они сами появились в моей голове, и я читаю и удивляюсь, насколько точно они передают мои эмоции. И тут же – вопрос. А такова ли причинно-следственная цепочка? А может быть, просто при возникновении нужной ситуации появились нужные эмоции - с которыми в детстве связывали эти строки учителя?
Вот давеча
Родимур вспоминал Обломова. Тоже ведь – далеко не самый любимый герой детства, наверняка. Но пришло время, и он сам собой всплыл.
Т.е., чтобы поселить в умах молодежи нужные идеи, достаточно только грамотно сформировать школьную программу по литературе, истории, социологии и т.п. А потом – дети сами собой будут разговаривать на одном – том самом, великом русском, - языке. Каждый из нас задавался вопросом, почему школьников учат произведениям, зачастую недоступным их пониманию? Да как раз потому, в детстве человек воспринимает слова не через голову и холодный разум, на прямо впитывает на подкорку! Конечно, мультфильмы, музыка и мода будут тянуть в свою сторону. Но при долгосрочном рассмотрении влияние школы будет достаточно сильным, по крайней мере, на тех, кто хоть на пять минут смотрит за время окончания 11 класса.
Другой вопрос, хорошо ли это. Точнее даже, хороша ли существующая школьная программа. Вспомним того же Обломова – чему это произведение учит людей? Или «Преступление и наказание»?
Я даже решила, что надо перечитать школьную программу по литературе. Дабы вспомнить и оценить ее влияние разумным взглядом.