Нарядная застежка или пряжка на одежде (главным образом, на отвороте шейного выреза), пришедшая на смену фибулам. От фибулы она отличалась тем, что предназначалась не только для скрепления одежды, но и использовалась при сооружении пышных причесок, в которые крепили перья, цветы и прочее, что и закалывали аграфами.
В XIII в. преобладали золотые аграфы с драгоценными камнями, в виде цветов, ключей, пронзенных сердец, венков из листьев и т п. В XIV в. это, большей частью, серебро с эмалью. Представляют большой интерес аграфы бургундских ювелиров начала XV в. - рельефные золотые с эмалью, в виде разнообразных фигурок, цветов, мотивов из Библии и пр., их было принято дарить фаворитам двора. Для эпохи поздней готики характерны рельефы с религиозными мотивами, украшенные эмалью.
АКСЕЛЬБАНТ (нем.)
Сплетенный из золота, серебра или цветной нити шнур с металлическими наконечниками.
В некоторых армиях (в том числе и в русской) и в жандармерии принадлежность формы генералов, штабных офицеров, адъютантов шнуры пристегиваются к правому плечу под погон на мундире В России - деталь парадной формы.
Женское длинное платье специального покроя для верховой езды. До Екатерины Медичи (1519-1589 гг.) всадницы не носили особых платьев, - она первая надела мужские штаны, чтобы ездить верхом. Позднее поверх штанов стали надевать длинные юбки, а в XVII в. к наряду добавили камзол. С середины этого века формальный вариант костюма для езды в дамском седле состоял из:
- приталенного жакета и длинной юбки
- рубашки или манишки
- шляпы, обычно наиболее строгого варианта мужской шляпы (со времени викторианской эпохи это цилиндр с вуалью)
Костюм дополнялся ботинками, перчатками, шейным платком. Амазонке были свойственны заимствования из традиционнных мужских костюмов - широкие отворотные манжеты, отделка золотой нитью, золотые пуговицы. Выбирались более темные цвета, характерные скорее для мужской, чем женской одежды. Самые первые варианты амазонок напоминали платья для мальчиков.
Во второй половине XVIII в. амазонка представляла собой длинное батистовое платье с коротким жакетом и небольшой шапочкой. В XIX в. это уже элегантное платье с широкой юбкой, шляпка типа мужского цилиндра, с вуалью. Современный дамский костюм для верховой езды сделан по образу и подобию мужского.
Американская пройма
Пройма топа, блузки или платья без рукавов, вырезанная по диагонали от подмышек до горловины (примерно по линии реглана), оставляющая плечи открытыми.
Впервые платья и блузы с такой проймой появились в 50-е годы 20-го века в Америке. Считается, что эта пройма вошла в моду, благодаря знаменитой в то время актрисе Мерлин Монро. Все хорошо помнят её светлое платье с открытыми плечами и V-образной горловиной.
Ампир
Так называют и короткий лиф, заканчивающийся прямо под грудью, иногда присобранный, и стиль одежды. Под силуэтом в стиле ампир понимают платье (или топ), которое состоит из короткого лифа и прямой или трапециевидной юбки, начинающейся из-под этого лифа.
Стиль ампир в моде и искусстве зародился в начале XIX века. Считается, что силуэт ампир сделала популярным Жозефина – первая супруга Наполеона.
Первые платья в стиле ампир имели глубокие декольте, завышенные линии талии, прямые юбки, рукава-фонарики и длинные подолы со складками, переходящие в шлейф. Ткань для платьев выбирали шелковую или прозрачную, под которую шили подкладки из плотного шелка. Часто платья украшали вышивкой гладью серебряными или золотыми нитями.
Спустя некоторое время декольте стало менее глубоким, шлейф исчез, а юбки стали короче.
Английский костюм.
Деловой, строгий по форме и цвету стиль в одежде. Возник в 18 в. в противовес французской версальской моде в мужской одежде. Англичане предложили вместо кафтанов и коротких штанов-кюлотов практичный костюм для верховой езды. Он состоял из суконного фрака, поверх которого одевался редингот, узких панталонов и сапог с отворотами. Под влиянием нового мужского костюма изменился и женский: уже в 80-е годы 19 века женщины стали носить костюм, который назвали английским.
Он состоял из прямой юбки ( со складкой или без) и поставленного на подкладку жакета с воротником и лацканами. Спокойные, обычно скромной расцветки ткани в полоску или клетку, которые использовались в этом стиле, позже стали называть костюмными. Английский костюм был удобен для тиражирования, и пошив его быстро переняли первые производители массовой готовой одежды.
Интерес к английскому костюму усилился после Первой мировой войны, когда начался процесс эмансипации женщин. Деловую леди устраивал этот стиль - костюм придавал солидность, был практичным, годился для многих случаев жизни. Он стал класскикой и не выходит из моды, несмотря на новые веяния.
АНДАРАК
Женская поясная одежда типа юбки. Шился из пяти — семи полотнищ синего, красного, зеленого полосатого сукна домашнего из готовления. Верхний край собирался складками разной глубины и обшивался основной тканью, холстом или фабричной тканью.
[показать]
[показать]
Андарак застегивался спереди или на левом боку на пуговицу, металлический крючок или закреплялся при помощи продернутого в поясную обшивку плетеного самодельного шнура.
Как правило, андараки не имели украшений и только на некоторые из них нашивалась по краю подола полоса плиса, кружева или тесьмы. Известны андараки из парчи, шерстяных тканей и ситца ярких цветов. «По печали» носили андараки синего цвета без украшений. Распространена в Белоруссии и западных районах России.
АНОРАК.
Ветронепроницаемая плотная куртка с капюшоном для ходьбы на лыжах. Заимствовано у эскимосов Гренландии.
В настоящее время - водонепроницаемая теплая куртка с капюшоном (глухого покроя, первоначально использовалась для работы в Арктике) или плащ на утепленной подкладке, с застежкой, кушаком, кокеткой. Летний вариант - куртка глухого покроя или на молнии, обычно с капюшоном, с карманом-кенгуру, по низу рукавов и куртки проходит шнурок или резинка.
АПАШ (фр.)
В дословном переводе - хулиган, уличный грабитель. Рубашка с открытым широким воротом. Была в моде со времен Первой мировой войны до 20-х годов 20 века, заимствована у парижских деклассированных элементов, носивших просторные рубашки без галстука.
Воротник свободно лежал на плечах и груди, оставляя открытой шею, - считается, что подобные рубашки носили парижские хулиганы, апаши.
Аппликация.
Прием отделки, когда на ткань, трикотаж, кожу, замшу нашивается узор или орнамент, выпорлненный из другого материала. Широко применяется для украшения детской одежды.
Апрески (фр.)
Переводится как "после лыж". Употребляется в двух значениях. Так называют теплую обувь - сапожки, ботинки, удобные для зимних прогулок, из меха, войлока, синтетической ткани на синтепоне с толстой, не пропускающей воду подошвой. Но так называют и теплую одежду, в которую переодеваются после лыжных походов.
АРАКЧИН
Традиционный персидский мужской головной убор: шапочка типа тюбетейки, поверх нее надевается чалма.
[показать]
Аракчин встречается также у народов Средней Азии, например, у таджиков - без подкладки, отороченный по краю белой фестончатой полоской, носили его, главным образом, пожилые ~ под тюбетейкой или шапкой, или как домашний головной убор.
АРМЯК (перс.)
Кафтан, который крестьяне надевали на тулуп, поддевку или полушубок. Армяком также называли грубую шерстяную ткань, из которой шили мешки для артиллерийских снарядов. В XVI - XVII веках армяком называли комнатную одежду типа халата на шелковой подкладке и отделанную кружевом.
АРСЕЛЕ (фр.)
Металлический ювелирной работы каркас в форме сердца, закрывавший край валика, на который начесывали волосы.
АРХАЛУК (тюрк.)
Традиционная мужская и женская распашная одежда у народов Кавказа приталенная, с глубоким вырезом на груди, у мужчин —длиннополая, у женщин — короткая.
На Руси — одежда, похожая на поддевку из цветной шерсти или шелковой ткани, чаще полосатой, застегивалась на крючки, стеганка, род домашнего чекменя.
Женский головной убор, представляющий собой маленькую сердцевидную шапочку на каркасе, чаще всего из черного бархата, украшенную пером и драгоценностями. Аттифэ с черной вуалью носили вдовы. В XVI в. она вошла в моду во Франции, в 40-х годах того же века проникла в Англию.
Сложный женский головной убор на каркасе из китового уса, металла, накрахмаленного полотна или твёрдой бумаги. Другое название — эннен (эннин), или геннин. Наиболее распространённые варианты эннена исполнялись в виде конуса, усечённого конуса или трубы. Эннен «двойная сахарная голова» имел вид раздвоенного конуса, «рогатый» эннен облегал причёску с валиками из волос по бокам головы. Волосы, выбивавшиеся из-под эннена, выбривали, оставляя лишь маленький треугольник на лбу. Атуры получили распространение в XV в. в период «бургундских мод». Это был любимый головной убор знати.
Делали эннен из жёсткой бумаги или накрахмаленного льна, поверх натягивали шёлк или другую дорогую ткань и прикрепляли длинную вуаль. Иногда вместо вуали применяли небольшой тканевый шлейф. Популярным было и полное драпирование эннена вуалью. Вуаль укрепляли также в форме сложенных крыльев бабочки при помощи металлических усиков и булавок. Высота эннена зависела от степени знатности женщины. Так, принцессы носили эннены метровой высоты, придворные дамы — до 50 - 60 см. В то же время диаметр эннена диктовался модой, мог быть большим и очень малым. При входе в помещение дама в эннене приседала. Мужчины, чтобы не казаться малорослыми, надевали шляпы в виде «сахарных голов».
АХАЛОХИ
Верхняя мужская одежда в Грузии, деталь национального костюма распашная, бумажная или шелковая, обычно темных цветов, опоясывалась узким ременным поясом с серебряной чеканкой. Поверх нее надевалась чоха.
Серия сообщений "Словарь моды":
Часть 1 - Словарь моды: А
Часть 2 - Словарь моды: Б
Часть 3 - Словарь моды: В
Часть 4 - Словарь моды: Г