• Авторизация


Пианино 02-06-2018 21:00 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Не знаю, как писать об этом фильме. Если бы он был "так себе", " фу", "ни о чем", я бы просто промолчала. Но эмоционально зацепил сильно, не зря я несколько дней все возвращаюсь мыслью к нему.

Другое дело, что он скорее оскорбил меня, чем воодушевил или умилил.

Сто восхищенных отзывов и рецензий прочла я о том, что фильм о великой любви, преданности и глубоком душевном мире героини. Я все пыталась понять, почему я вижу совсем другое, и это другое ужасает? 

Как приходит любовь? За что мы любим? Что женщина ценит в мужчине? 

19 век. Шотландия. Героиня - Ада, молодая женщина среднего сословия, не имеющая перспектив по своему усмотрению устроить личную жизнь в силу физического недостатка (немоты), но тем не менее имеющая дочь. Аду пристраивают замуж за новозеландского колонизатора. Зачем это нужно колонизатору не совсем понятно, судя по фильму, этот брак - чистой воды благотворительность. Просто хороший человек. Просто прикинул, что какая никакая, а женщина, вдруг хорошенькая? вдруг со временем (он никого никуда не торопит) привыкнет и будет исполнять супружеский долг? Ну а нет, пусть так живет. Но это не суть. Неважно.

Адина немота - не имеет органической природы. Это какая-то психосоматика, защита от грубой повседневности. Молодая женщина не чувствует себя ущербной, не чувствует себя одинокой. У нее есть Музыка. Есть ее пианино, выражающее ее душу напрямую, мимо слов, и это делает Аду самодостаточной и в каком-то смысле счастливой. Ах да есть еще девочка. Посредник между матерью и остальными. Девочка одинаково принадлежим и миру музыки и миру людей.

К замужеству Ада относится спокойно, в сущности как к смене места жительства, а не как к смене своего статуса. А что меняется, если рядом пианино?

И вот тут-то первый облом. Муж Ады оставляет пианино на берегу (по объективным, надо сказать, причинам). Ну не понял он, насколько это важно для нее. Посчитал причудой, блажью, отмахнулся. Помните вопрос? Что женщина ценит в мужчине?

У меня есть ответ. Самое ценное - возможность рядом с ним быть собой. Так что произошло логичное, и положительный во всех смыслах колонизатор упустил свой шанс. А некто Джордж Бэйнс приобрел. Поскольку не только подобрал пианино, но и был очарован волшебными звуками, что по замыслу авторов фильма и означало "понял и оценил душу".

Ну наконец-то я добралась до фразы, которой изначально хотела ограничиться.

Если женщина самозабвенно играет на пианино, а ей в это время лезут под юбку, то она способна возненавидеть, но не полюбить. 

И если сюжет как-то развернулся в обратную сторону, то это не про любовь. Или не про музыку. Или все ложь и больная психика.

Самое же чудовищное в фильме - линия девочки Флоры, маленькой дочери Ады. Ее никто не замечает. Иногда используют, как подручный инструмент (отнеси, принеси, расскажи, мать учит ее петь, но и это сродни тому, как она для самовыражения извлекает звуки из пианино), в целом - девочки нет, она пустое место. Для матери, для отчима, для любовника матери. Ее не хвалят, даже тогда, когда она очевидно хороша, и не ругаю за столь же очевидные косяки. Нет, было одно исключение, отчим наказал ее за непристойную имитацию любовной встречи, чем, кажется, и объясняется, почему девочка вдруг так резко поменяла к нему отношение и стала звать папой - она просто почувствовала, что ее слышат. 

А между тем девочка не забита, не замкнута, ее внутреннее устройство требует выхода, сама с собой она проигрывает сценарии в которых она палач и спаситель попеременно: то бьет собаку, то защищает. Так же как ее мать она идет по пути не упрощения внутреннего мира, но его окукливания. Я ж привыкла - если преступление, то за ним наказание, если ружье на стенке, то должно выстрелить. Это бедная птичка Флорина, по логике повествования просто обязана была к концу фильма онеметь. Но нет. Всеобщий хэппиэнд в конце фильма, нарядный беззаботный ребенок как элемент антуража. Похоже и режиссер не заметил, страшной детской драмы развернувшейся параллельно со взрослыми страстями. Действительно, а что не так с девочкой?  Отрубленный материнский палец в окровавленной тряпице? ой, да стоит ли.

И мне, лично мне уже никак не верится в финальную идилию, что-то скрыто, что-то недоговорено, что-то тяжелое, страшное, возможно прорывающееся липкими ночными кошмарами.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (27):
Суанта 02-06-2018-21:08 удалить
Я ещё не досмотрела, но уже соглашусь. До девочки. Линия девочки пока не раскрылась, а вот мать ее и этот временный владелец пианино - грязь какая-то, неестественная и от того тягостная.
Ответ на комментарий Суанта # грязи не видела, скорее ремейк андерсеновской сказки про свинопаса и принцессу.
Суанта 02-06-2018-21:18 удалить
Ответ на комментарий Апрелевка # Я же романтик.
Ответ на комментарий Суанта # Кстати, с романтикой там кажется все норм. Океан, песок, музыка, красивые эротические сцены. ой, мне ужасно понравился спектакль про синюю бороду))) В этом как раз что-то такое реалистичное, жизненное. Не в самом сюжете про синюю бороду разумеется, а в организации досуга маленького поселения.
Ваша_ЕИ 03-06-2018-02:56 удалить
Не принимая участия в дискуссии хочу сказать спасибо за напоминание о фильме. Впервые видела много лет назад, только что посмотрела еще раз
Ответ на комментарий Ваша_ЕИ # Любишь этот фильм? В результате он получился в духе Джейн Остин. Расскажи, пожалуйста, про что для тебя эта история. Дело не в дискуссии. У меня ощущение, что что-то важное я пропустила.
Ваша_ЕИ 03-06-2018-14:58 удалить
Ответ на комментарий Апрелевка # Ой, Лена, " в письмах все не скажется" - не решусь я писать, почему только что закончила фильм еще раз (теперь уже в абсолютной тишине). Крылоносные ангелы замахиваются топором, меняют тропку, сократив путь по грязи, услужливо подсказывают "Папа, тут" (свет пробивается, надо забить). Грех, "Куда она пошла" - "В ад!" Страх потерять греховницу мать. Остановить, чего бы не стоило. Грязь в фильме везде, вязкая, по колено. И это только грязь, которую я вижу. Все остальное приподнимается над ней. Кадры у церкви. Ну, вот. Не хотела и начинать. Об остальном - промолчу
Ответ на комментарий Ваша_ЕИ # Хорошо уже то, что ты начала говорить именно о девочке. Но скажи, для нее, длдя маленькой Флоры чем все закончилось? И закончилось ли? П.С. странно, что как раз грязи в этом фильме мне совсем не хочется придавать метафорического значения. Да если честно, я и грязи то при просмотре особой не заметила. Может, от того что у нас тут тоже по колено и это нормально))
Суанта 03-06-2018-15:27 удалить
Ответ на комментарий Ваша_ЕИ # Для меня тоже грязь в этом фильме. В "Нелюбви" грязи нет - а в "Пианино" в ней увязаешь. И всё остальное настолько увязает в грязи, что ничему не придаёшь значения.
Ответ на комментарий Ваша_ЕИ # Кстати, про грех. Мне кажется, что понятие греха вообще вне контекста фильма. Например, как если бы речь шла о животных. Они НЕ ВЕДАЮТ, мерилом является искренность и сила чувств. Разве что Бейнс на минуту встряхивается "Ты стала шлюхой, я мерзавцем". Про мерзавца Ада вообще пропустила мимо ушей, шлюха ее повергла в изумление несоответствием тому, что она чувствовала. И Бейнс тут же сдался. Обманутый муж - обманут. Его боль тоже пронзает в обход морали. Больно, потому что больно, а не по тому что не по-божески. Не понятно объяснила)) Грех - предполагает раскаянье. "Плохо, потому что так чувствую" - растворяется, как только чувства меняются. В этом разница.
Ответ на комментарий Суанта # В "Нелюбви" вообще жизни нет. Там все пластмассовое.
Суанта 03-06-2018-15:38 удалить
Ответ на комментарий Апрелевка # Апрелевка,

О том же самом
Суанта 03-06-2018-15:40 удалить
Ответ на комментарий Апрелевка # Апрелевка, не грех, грязь. Может быть, ещё и духота. Почему - не объясню. Видишь, вчера пыталась свести к романтизму. Не вышло.
Ваша_ЕИ 03-06-2018-15:45 удалить
Ответ на комментарий Апрелевка # Ей будет непросто, но Ада сумеет ее убедить, что страшный удар топора стал спасением. Только он и смог разрубить тот узел. Flora разучится судить, а будет учиться СОчувствовать. О грязи ( по моему усмотрению) - одно из главных действующих... лиц(?) И все могло бы быть смешано с ней, но... А дальше уже - как оно отзовется
Ваша_ЕИ 03-06-2018-16:18 удалить
Ответ на комментарий Апрелевка # "To hell!" - ничего громче в фильме не прозвучало. Это мое ощущение ее, Флоры, ощущения. Дойти до фразы сейчас не удастся, но я, все же почти уверена, что он сказал "Ты становишься", не "стала". Почему-то для меня это важно. Струна. Натянутая, даже перенатянутая. Вот-вот порвется, порежет, уколет, а то и того хуже Не рассудить, не об"яснить. Не осудить
Ответ на комментарий Суанта # Лена упомянула "греховницу мать".
Ответ на комментарий Суанта # О нет!
Ответ на комментарий Ваша_ЕИ # Странная такая вещь. Если говорить про Аду. Вот она - молодая женщина, все ее отношение к миру, ее взаимосвязь с ним происходит через музыку, даже предметнее - через пианино. Пианино - не вещь, пианино - часть нее, самая чувствительная, самая трепетная часть. Насколько я поняла метафору авторов, фильм не столько об истории любви женщины и мужчины, сколько о трансформации женской любви, перевоплощении ее: от любви к музыке к любви к мужчине, и через любовь к мужчине возвращение в мир людей. Если перебрать события под этим углом: вот она ради возвращения пианино, не задумываясь, отдает свое тело (пять поцелуев принцессы за горшочек!). Она еще не любит, она выторговывает путь покороче. Своего тела она не видит, не слышит, не понимает его ценности. Оно для нее такая же абстракция, как и муж, который остался где-то в деревне. Это вообще очень характерное для Ады через весь фильм, для нее существует что-то одно. Все остальное в зоне периферийного зрения. Сначала музыка - потом любовник. В какой-то момент (для меня самое странное место фильма) Ада переносит себя на Бейнса, выломанная клавиша символ этого переноса. Всё, пианино больше не нужно, голосом ее души становится голос ее любви. опять же как в случае с пианино, предметно сужаясь до конкретного объекта, до конкретного мужчины. Она все еще не ценит своего тела, она с прежней легкостью готова отдать его (теперь мужу) уже за возможность продолжать "любить любимого". И, наконец, последняя ступень - "я начинаю потихоньку говорить". Опять и опять это очень сужено, потому что опять и опять она говорит не о других, а о своем самовыражении. Фух. Спасибо, Лен)) Кажется, для себя я поняла, почему так отталкивает меня Ада. Разумеется, ни о каком осуждении речь не идет. Ее невозможно осуждать - она живет по другим правилам, ее грех невинен, если можно так сказать. Та самая струна, о которой ты говоришь. Ада - струна, и этому невозможно не сопереживать. Но она струна в безлюдном пространстве, никого и ничего для нее нет кроме потребности выразиться в этом мире. Слишком суженное, сконцентрированное сознание - до струны, до луча. Интересно, что же с ней случилось в 6 лет, когда она перестала говорить.
Ответ на комментарий Ваша_ЕИ # Мне б твою надежду, что Ада будет кого-то в чем-то убеждать! Много она пыталась говорить с девочкой в новозеландских болотах? "Иди, погуляй!" - вот и весь разговор(((
Ответ на комментарий Суанта # Могла бы немножечко романтики отвесить мужу)))
Ваша_ЕИ 03-06-2018-19:52 удалить
Ответ на комментарий Апрелевка # Еще один момент, метафорический, конечно. Их первая ночь на берегу океана - укрыл под"юбник. Так он и проходит сквозь весь фильм, вместе с ее страстью, sexuality, бедой. И укрытие, и разменная валюта. А почему онемела? Кадр, когда она играет на, уже готовом к отправке, пианино, и в дверях появляется женщина. Кто? Домоправительница? Мачеха? Пауза. Онемение в онемении. Так я для себя и решила - умерла мама, кто-то страшный вошел в жизнь. Сначала замолчала потому что замолчала (посмотреть на Флору), а потом не смогла оттуда вернуться. Потому и замужество за океан и подавленная чувственность до поры до времени. Нашла "Нелюбовь", попробую посмотреть сегодня.
Суанта 03-06-2018-19:54 удалить
//Но она струна в безлюдном пространстве, никого и ничего для нее нет кроме потребности выразиться в этом мире. Слишком суженное, сконцентрированное сознание - до струны, до луча.// Да. И не зря ты смотрела оба фильма. И там, и там героини в безлюдном пространстве, и там, и там дети снаружи чувств героинь. Только у Ады есть душа, возможно, из-за своей струнности, у Жени - пустота, которую сама она заполнить не в состоянии.
Ответ на комментарий Ваша_ЕИ # Про фактографию. При этом девушка была не вполне девушкой. Флору то она родила. И судя по фразе "Твой отец меня слышал", родила не от случайного мужчины. Про причины немоты только догадываться. Может есть какой-то литературный первоисточник?
Ответ на комментарий Суанта # Оль, про "Нелюбовь" можно сказать, что я его не смотрела. "Горела негодованием" на Звягинцева))
Суанта 03-06-2018-20:02 удалить
Ответ на комментарий Апрелевка # Я прям удивлена твоим отношением к Звягинцеву.
Ответ на комментарий Суанта # Ну так вот))
Суанта 03-06-2018-20:09 удалить
Ответ на комментарий Апрелевка # Книга есть. Автор - сама режиссер и то же название. Но не найти. все ссылки ведут на фильм.


Комментарии (27): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Пианино | Апрелевка - Я много чего не видел, а оно есть (Успенский) | Лента друзей Апрелевка / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»