Раскулачивание. "Нарымские пленники": о судьбе известной на Алтае семьи Атамановых рассказывает "Алтайская правда".
... Толпы людей, плач, рев, гул, причитания. Повезли на телегах к парому. Возле матери пятеро детей, грудная шестимесячная Меечка на руках, самому старшему 11 лет. До Бийска ехали на телегах. Во многих деревнях люди выходили на улицу и тихонько переговаривались между собой: "Лишенцев везут". Их отталкивали солдаты с ружьями, ругали, а они прямо на телегу вываливали гречневые блины, жареных курочек, хлеб, картошку и плакали, осеняя несчастных людей крестным знамением.
От Бийска в Нарым повезли в вагонах для скота, а потом пересадили на баржи. Плыли совсем близко от берега, а в тайге работало множество заключенных. Они бежали за баржами, выкрикивая имена отцов, матерей, жен, детей. Однажды женщина на барже закричала: "Мой Степа жив, жив Степа". И упала без памяти, а Степа все бежал по берегу за баржей и спрашивал про детей, мать, отца".
БОРЬБА ЗА ВЫЖИВАНИЕ
Высадили всех недалеко от Белого Яра. Привезли всех в тайгу на голое место. Кругом болота, гнус. Спасались тем, что жгли гнилушки. Сначала строили шалаши, потом вырыли землянки. Сырость и холод доставали до костей. Давали по 100 - 200 граммов муки на ребенка и по 300 граммов на взрослого. Если бы Иосиф не приносил карасей и бруснику, то умерли бы.
В июне 1931 года забрали тех, кто помоложе, а в августе - и уймонских стариков. Дошла до Ксении Фоминичны весточка, что везут в Нарым ее маму Фетинью Лаврентьевну, которой было уже восемьдесят лет. Вся семья Атамановых с нетерпением ждала дорогую бабоньку. И вот появились телеги со стариками, рядом конвоиры, но не было вместе с ними Фетиньи Лаврентьевны, не вынесла дороги, и похоронили ее по христианским правилам, на каком-то острове. Отпел ее односельчанин наставник Наум Иванович, а название острова записали на псалтыре. Сделали ей и гроб, и крестик.
Горько плакала Ксения Фоминична, а старики, успокаивая, говорили: "Сильно не плачь, твоей маме, Ксения Фоминична, судьба уготовила имя странницы. Святое Писание гласит, что одинокие похороны на острове священные, а умершие - святые".
http://rys-arhipelag.ucoz.ru/publ/31-1-0-1502