Спаси благочестивыя?
16-09-2008 00:46
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
У нас батюшка периодически ошарашивает о. диакона вопросом: «Ты, отче, за Литургией молишься: "Господи, спаси благочестивыя…" ― а кто эти "благочестивыя"? Или ― а грешных не надо спасать? Господь пришел не праведников спасать, которые почитают себя благочестивыми, а грешников… Диакон поясняет, что до революции это прошение относилось к императорской фамилии и т.д. «А теперь ты о ком молишься», ― спрашивает о. настоятель. Так бы и сказал: «Господи, спаси президента и услыши ны…»*
Я тоже в субботу на эту тему немного пошутил. Поехал к отцу благочинному за циркуляром московскому духовенству, а когда вернулся ― и говорю, мол, думал, что циркуляр будет содержать предписание после воскресной Божественной литургии совершить молебен благодарственный ко Господу Богу по случаю дня рождения Императора…
Ну, шутки-то шутками, а, сказав это, я понял, что был бы совсем не против, если бы в нашем богослужении присутствовали не просто обобщенные молитвы «о властех и воинстве», но и персонифицированные. И, может, мне даже не хватает молитв о том, чтобы «укреплял всегда Господь оружие раба Божия Димитрия Анатольевича и покорил под ноги его всякого врага и супостата».
Ну, случилось так, что живем мы во времена демократии (может, и слава Богу, что так случилось), так что же теперь не молиться о человеке, которому вручена держава Российская? Который несет ответственность за нашу страну и представляет ее перед лицом других государств, которые часто, яко рыкающие львы, только и думают, как нас поглотить? От которого во многом зависит и нравственный «климат» здесь, у нас дома. Не молиться? Это почему же? Страха ради «диомидовых анафем»? Вздор!
А если беззаконный правитель у руля окажется, безбожный? ― Еще усерднее молиться, чтоб вразумил Господь его, бедненького. Нет, правда, да разве и возможно простому грешному человеку своими силами перебороть все искушения власти и тяжесть ее? Так что молебен после инаугурации ― это хорошо, но мало.
И еще скажу. Молитва более целомудренна, чем любые другие слова. Она не содержит суетных пустых похвал, она не выражает согласия с каждым действием того, о ком она возносится (а иногда ― напротив, является пульсацией сердца, исполненного боли от каких-то поступков…). И главное ― она обращена к Тому, Кому единому все возможно суть, Кто из камней может воздвигнуть «чад Авраама». Так вот я бы был не против молитвы общецерковной за того человека, кому Господь благословляет или попускает кормило правления держать, чтобы Сам Царь царствующих и Господь господствующих соделал его орудием в руках Божественного Промысла.
*Кто теперь в первую очередь подразумевается под благочестивыми, можно услышать на Патриаршем богослужении, когда архидиакон по пении этой молитвы возглашает «великую похвалу». Имеются в виду Предстоятели Поместных Православных Церквей.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote