
Настоящее знание, как еще знали это святые Ветхозаветные, всегда к печали. «Во многом знании многая печаль». Так, например, знание себя падшим человеком ― это всегда горькое знание. И тот, кто смотрит на себя и остается более или менее довольным собою, тот, в ком нет этого горького знания себя, тот по сути себя не знает и даже не начинал знать.
<...>
Иметь знание ― значит иметь зрение, заставляющее каяться, потому что с подлинным зрением себя стыдно жить на Земле, и стыдно всегда, а в некоторые моменты стыдно особенно. Только в результате процесса прозревания рождается та вера, которая может видеть Бога. Подлинное зрение духовное ― это и есть вера. Верою, очами веры Бог начинает быть видимым, а не чем еще.
<...>
Вера ― это знание очищенного Богом духовного зрения. Вера ― это плод исцеления от слепоты. Вера ― это стремление во всех отношениях жить в соответствии с этим знанием. Это значит ― жить так, что даже если ты тысячу раз жесточайшим образом пал, ты бы все равно мог знать знанием веры ту великую милость Божию, которая снова может спасти, очистить и исцелить тебя так же, как она спасала прежде и тебя самого, и многие тысячи других, возводя их вновь в область подлинной веры, и не только отдельных людей, но и целые народы.
Протоиерей Владислав Свешников