• Авторизация


Литургия на вечерне 28-03-2011 10:55 к комментариям - к полной версии - понравилось!


ЖУРНАЛ № 41 ЗАСЕДАНИЯ СВЯЩЕННОГО СИНОДА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
от 28 ноября 1968 года
<...>
ПОСТАНОВИЛИ:
1. Благословить в храмах Московского Патриархата совершение вечером Божественной литургии Преждеосвященных Даров там, где правящий архиерей сочтет это полезным;
2. При совершении Божественной литургии Преждеосвященных Даров в вечерние часы воздержание для причащающихся от принятия пищи и пития должно быть не менее шести часов; однако, воздержание перед причащением с полуночи до начала данных суток весьма похвально, и его могут держаться имеющие физическую крепость.

Решение было принято на основании поступивших представлений митрополита Сурожского Антония, который докладывал, что уже совершил несколько таких литургий, и такое "возвращение к уставной практике" было воспринято верующими очень положительно; "служащий священник постился с полуночи, а верующие, желающие причаститься Св. Таинств, воздерживались от пищи, питья и курения в течение 7 предшествующих часов, т.е. от полудни", и архиепископа Нью-Йоркского и Алеутского Ионафана, который вопрос о времени воздержания в таких случаях ставил перед Синодом, предлагая решить его "в духе церковных правил и с учетом немощей человеческих и церковной икономии". Была заслушана также историческая справка проф. Н.Д. Успенского и архиепископа Брюссельского и Бельгийского Василия; последний сообщил, что согласен с предложениями двух других Преосвященных, а в Бельгии и Голландии в двух храмах такая практика также имеется.

Опубл.: ЖМП. 1969. № 1

http://community.livejournal.com/ustav/649285.html

Заведующий кафедрой церковно-практических наук Общецерковной аспирантуры и докторантуры, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви и Библейско-богословской синодальной комиссии священник Михаил Желтов напоминает, что «по уставу литургия Преждеосвященных Даров должна совершаться совсем не вечером, а в середине дня, часа в два-три, в послеобеденное время. Вообще, обед - ключевой момент. Литургия неразрывно связана с трапезой - это трапеза верующих со Христом, которая перетекает в трапезу верующих друг с другом. Соответственно, если нет литургии, нет и трапезы». По словам отца Михаила, «идея, что из совершения литургии после вечерни следует, что перед такой литургией с утра можно позавтракать, противоречит логике устава». Смысл такой литургии - совсем не в том, чтобы «причаститься после работы», а в усилении поста (понимаемого в данном случае как полное воздержание от вкушения пищи), который продолжается не до утренней службы, как обычно, а до второй половины дня. Таким образом, при совершении литургии Преждеосвященных Даров вечером пост становится более строгим. Ровно тем же является, например, традиция соблюдать пост «до первой звезды» в Рождественский сочельник.

http://www.taday.ru./text/313019.html

А.Н Лосский

Устав определенно указывает служить Литургию Преждеосвященных Даров вечером. Но одно дело посмотреть древние и современные Уставы и ответить на вопрос (что я делаю в своих исследованиях). Другое - богослужебная практика, т.е. как это предписание Типикона соблюдать в конкретном приходе, и это пускай каждый епископ и пастырь решают самостоятельно, опираясь на существующие научные труды. ... Я как ученый не имею права давать указаний священнослужителям, но понимаю, что если взять, к примеру, госпиталь, или старческий дом, где люди больные, и им трудно поститься до вечера, то там не стоит назначать Литургию на 20 часов вечера.

... Я, мирянин, вижу, что пастырские решения бывают разные. Два прихода в одном городе и в одной епархии могут по благословению архиерея служить различно. Если немного расширить вопрос, у нас во Франции в приходах одной епархии используются разные календари, разные переводы богослужебных текстов на французский язык, разные обычаи. При этом Церковь одна. И эта ситуация соответствует тому, что я открыл в древних рукописях: нет двух одинаковых Типиконов. ... Возвращаясь к Преждеосвященной, я знаю, что на Западе Великим постом где-то ее служат в среду утром, а в пятницу - вечером, где-то наоборот. И в зависимости от того, кому как удобно, тот тогда и приходит. Думаю, это более целесообразно, чем узкое или чисто буквальное применение Устава (мол, служим непременно вечером, и неважно, что никто не может прийти).

... Такое разнообразие единства не нарушает, а может даже помочь нам понять, на какой глубине, помимо этих разниц, находится единство Православной Церкви. Оно - не в букве, а в духе.

... Владыка Георгий (Вагнер), немец, скромный и застенчивый человек. ... Он рукоположил одного из моих друзей, и тот через несколько недель обратился к нему: «Владыка, у меня много вопросов по поводу священства». Владыка его остановил: «Не беспокойся, приход тебя всему научит». Для меня эти слова оказались очень важными: не существует заранее готовых ответов на вопросы, нужно всегда смотреть по ситуации.

http://www.taday.ru/text/708823.html
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Литургия на вечерне | Григорий_Г - Медь, звенящая о Любви... | Лента друзей Григорий_Г / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»