
Оба полковника,оба - кавалеры Золотых Звезд,опытные военные летчики.Владимир Серегин-командир полка при Центре подготовки космонавтов ВВС,звания Героя был удостоен за боевые подвиги,совершенные в годы Великой Отечественной войны.На своем Ил-2 он совершил около 140 вылетов на штурм позиций противника,выполнил полсотни разведывательных полетов,провел около двух десятков воздушных боев.Известно,что Гагарин после своего космического триумфа очень хотел летать,хотя его и отговаривали-никто не желал рисковать жизнью первого покорителя Вселенной.Тем не менее в середине марта 1968 года он приступил к тренировочным полетам на МиГ-15 УТИ(учебно-тренировочный истребитель с двойным управлением-так называемая «спарка»).До злополучного вылета 27 марта полковник 18 раз поднимался в небо с инструктором,налетав в общей сложности около 7 часов.Задание на полет было несложным.
«625-й задание в зоне 20 закончил, прошу разрешения на разворот на курс 320».
«625-й, разрешаю», - ответил руководитель.
«Понял, выполняю», - сказал Гагарин.
Больше на запросы 625-й не отвечал. Когда стало ясно, что у самолета уже должно было закончиться топливо, начались экстренные поиски.Через 3 часа обнаружены обломки.Самолет буквально вонзился в землю на огромной скорости.

Отчет госкомиссии составил 29 томов и долгое время находился под грифом «Секретно».Наиболее вероятной причиной падения самолета, согласно открытым данным, был назван резкий маневр уклонения.Отказы или неисправности техники отсутствовали.Проведенный химический анализ останков и крови летчиков не выявил никаких посторонних веществ.
«Записки космического контрразведчика» Николая Рыбкина:
«В 1991 году я готовился к защите кандидатской диссертации,работал в архивах военной контрразведки,среди других бумаг я обнаружил документы по катастрофе самолета Гагарина и Серегина.Тщательно изучил их.У меня сложилось впечатление,что Гагарина ненамеренно подвели к тому,что случилось.Не Гагарин погиб,а Гагарина не уберегли.Диверсию после всех проведенных проверок исключили.бригада, которая руководила полетом, была,мягко говоря,не на уровне.Руководитель в сложных ситуациях проявлял нервозность и растерянность.Дежурный штурман был суетлив,делал ошибки в расчетах,помощник руководителя злоупотреблял спиртным.За неделю до трагедии самолет Серегина оказался в секундах от катастрофы:руководитель полетами не проанализировал метеообстановку,не заметил снежного заряда.»
«Самая расхожая версия: МиГ-15 угодил в критическую ситуацию (врезался в зонд,птицу,уклонился от близко пролетавшего самолета)и сорвался в штопор.Однако летчики вышли из него и почти вывели машину из пикирования.Об этом свидетельствует все:положение закрылков,рабочие позы Гагарина и Серегина,даже отсутствие в их крови большого количества адреналина говорит о том,что они не успели испугаться и были уверены,что спасут машину и себя.Но - не хватило высоты.Лётчики были уверены:под нижним слоем достаточный запас высоты.Его просто не было.».
Д.Сергеев.27.03.2018

Причинами катастрофы могли стать усложненная метеообстановка с расположением верхнего края сплошной облачности на высоте около 4 километров,а нижнего края-на высоте всего 600 метров от земли,а также недооценка летчиками сложности имевшейся метеообстановки.Самолет после выхода из облаков шел к земле почти вертикально со скоростью около 700 километров в час.На такой скорости МиГ-15 пролетел 600 метров,оставшихся до земли,примерно за три секунды.

Космонавт Алексей Леонов в 2017 году в своей книге "Человек и космос" опубликовал документы и схемы,касающиеся гибели Гагарина и Серегина.По его версии, учебный МиГ попал в вихревой след пролетавшего рядом сверхзвукового Су-15.Леонов дал слово не называть фамилию летчика,действия которого,по его версии,привели к крушению самолета первого космонавта планеты.

