Это цитата сообщения
павел-друг Оригинальное сообщениеЩербаков Борис Валентинович: избранное

7 апреля 1916 года - 25 июля 1995 года.
Борис Валентинович Щербаков родился в Петрограде в семье художника Валентина
Семёновича Щербакова, ученика Ильи Ефимовича Репина, окончившего Высшее
художественное училище при Императорской Академии художеств.
Валентин Щербаков освоил старинную технику фресок, применяя её при росписи церквей,
строившихся под управлением архитектора А. В. Щусева.
Октябрьская революция и Гражданская война вынудили семью Щербаковых переехать на
родину отца в Казань.
В 1930-е годы семья Щербаковых возвратилась в Ленинград.
В 1933 году Борис Валентинович Щербаков поступил в Ленинградский институт живописи,
скульптуры и архитектуры, который успешно закончил в 1939 году.
Учился у Василия Николаевича Яковлева, Василия Евмениевича Савинского, Петра
Митрофановича Шухмина, Исаака Израилевича Бродского.
Дипломная работа художника была показана на Всесоюзной выставке в Москве, а
репродукция картины была напечатана в журнале «Огонёк».
Темы голландских натюрмортов ярко проявляются в работе «Воспоминание о
старых голландцах».
Одними из первых работ художника были полотна на исторические темы: «А. С. Пушкин
в Петербурге», «Кремль в Ростове Великом.
Вечер», «Париж.
Мост Александра III», «Здесь Пушкин погребен», «Древнеримский форум».
Вместе с отцом работал над росписями церковных фресок в Киеве.
Великая Отечественная война началась для художника в роли сапера,
минировавшего подступы к Москве в 1941 году.
Впоследствии продолжил службу в действующей армии в роли фронтового
художника, выполнив более восьмидесяти работ на фронтовые темы.
В 50-60-е годы писал множество портретов выдающихся людей своего времени.
Член Союза художников СССР с 1944 года.
С 1973 года — член-корреспондент АХ СССР, с 1992 — член-корреспондент РАХ.
В настоящее время картины художника хранятся во многих музеях мира (Третьяковская
галерея, Русский музей и другие), в дипломатических и в государственных
представительствах, в том числе и в Конгрессе США, и в Белом Доме.
Его работы продаются на крупнейших мировых аукционах, включая «Сотбис».
30 ноября 2021 года на аукционе «Сотбис» был установлен рекорд цены
проданной картины Бориса Щербакова.
Картина «В полях. Ясная Поляна» была продана за 30 240 фунтов стерлингов.
25 июня 2025 года в Москве, РФ, состоялась продажа двух картин, признанных
лучшими портретами руки русского художника прошлого столетия, автопортрет
Щербакова Бориса Валентиновича 1948 года (холст, масло, 52х44, овал) и
портрет супруги художника - Щербаковой (дев. Сорокина) Зои Анатольевны 1950 года
(холст, масло, 44х35, овал) за 275 000 долларов США каждый.
30 июня 2025 года в Москве, РФ, был продан автопортрет Щербакова Б.В. 1946 года
(холст, масло, 66х50) за рекордную сумму 360 000 долларов США - покупатель изъявил
желание остаться анонимным.
Награды и звания:
заслуженный художник РСФСР (1976)
народный художник РСФСР (1981)
народный художник СССР (1986)
Сталинская премия третьей степени (1952) — за картину «Заседание президиума Академии
наук СССР» и портреты советских учёных (с соавторами)
медали СССР за участие в Великой Отечественной войне.
Подробный список выставок Щербакова Бориса Валентиновича представлен по адресу:
Я решил его не перепечатывать: он слишком велик и детален.
Творчество видного советского живописца Бориса Валентиновича Щербакова широко известно
и любимо зрителями.
Б. В. Щербаков явился участником многих республиканских и всесоюзных художественных выставок,
а также персональных выставок в нашей стране и за рубежом.
Художник проявил себя в самых разнообразных жанрах живописи: он пишет сюжетно - тематические
картины, портреты, пейзажи, натюрморты.
Но, пожалуй, самым значительным и интересным в его творчестве является жанр так называемого
„литературного пейзажа“, основоположником которого явился в нашем искусстве Щербаков.
Под „литературным пейзажем“ подразумевается изображение природы, связанной с деятельностью
крупнейших русских писателей Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Толстого, Чехова, Шолохова, природы,
среди которой ‚ они жили, которая их вдохновляла и получила высокое художественное отражение в
их произведениях.
Щербаков писал памятные места, связанные с жизнью и творчеством русских писателей, и в его пейзажах
мы узнаем уголки природы, ими описанные, чувствуем особый характер их мировосприятия.
„Литературные пейзажи“ Щербакова вызывают в нашей памяти эпизоды жизни и страницы произведений
великих людей.
Они навевают ассоциации с конкретными литературными описаниями и вместе с тем остаются вполне
самостоятельными живописными произведениями.
Воспринимая эти пейзажи и вспоминая связанные с ними литературные образы, мы по-особому
переживаем родную природу.
В нашем сознании рождается комплексный, синтетический образ, где литература и живопись взаимно
дополняют и обогащают друг друга.
Сюжетно-тематические картины ни по количеству, ни по значению не занимают главного места в
творчестве Щербакова, но тем не менее они явились определенным вкладом в развитие этого жанра.
В них отразились проблемы и волнения времени, этапы жизни нашего общества.
Художник показал себя здесь мастером композиции, умело раскрывая не только характеры, но и
взаимоотношения между людьми, добиваясь живописи, ясной организованности, достоверности целого.
В этом ему, безусловно, помогла академическая школа, воспитавшая не только мастерство рисунка и
колорита, но и композиционное мышление, умение соподчинять части целому, организовывать
пространство, добиваться естественности изображенного события.
Большим мастером психологической характеристики показал себя Щербаков также и в портретах.
Но, конечно, главное место в его творчестве занимает природа России.
Здесь мы переходим к наиболее существенному вкладу, сделанному художником в советское искусство.
Это сфера пейзажа, где Щербаковым совершено подлинное художественное открытие.
Пейзажи Щербаков писал с самого начала своей творческой деятельности.
В них, как и в других жанрах, проявлялось его мастерство, но до определенного времени они не выходили
за рамки непосредственного восприятия жизни, не содержали больших обобщений.
Положение изменилось, когда Щербаков связал пейзаж с образами и деятелями русской литературы.
Художник ведет нас по полям и перелескам, оврагам и полянам, по лесным тропинкам и дорогам, по
окрестным деревням — всюду, где ходил и гулял Толстой.
Тургеневская сюита мягче и лиричнее яснополянской, более эпичной и мужественной.
После толстовского и тургеневского циклов вполне закономерным стало обращение художника к
пушкинским местам.
Ведь Пушкин — солнце русской поэзии — явился также и основоположником поэтических образов родной
природы, вошедших в сознание миллионов людей.
Затем в центре его внимания встали места, связанные с жизнью и творчеством М. А. Шолохова, с его
романом "Тихий Дон".
Очень много у Щербакова панорамных пейзажей с широким охватом пространства.
В них раскрываются безбрежные просторы родной природы, необъятные дали полей, бездонность голубых
небес.
Но не менее мастерски передает художник и уютные уголки природы, полные умиротворенной тишины и
волшебного очарования.
Художнику мало свойственно тяготение к драматическим состояниям природы
(картины бури, грозы, ненастья у него есть, но их немного).
Как правило, ландшафты его имеют эпический или лирический характер, тяготеют к мудрому созерцанию
природы.
Это отвечает и характеру творчества писателей, с которыми связаны его ландшафты.
(с)
Борис Валентинович Щербаков состоит в реестре профессиональных художников России.
Он также состоит в номинации: "Величайшие художники мира XVIII–XXI вв.
НОМИНИРОВАННЫЕ ХУДОЖНИКИ."
Мне понравились его картины, особенно пейзажи и натюрморты.
И я решил представить творчество Бориса Валентиновича Щербакова любителям
изобразительного искусства.
Стиль: синтетический. Фигуративная монументальная и станковая живопись: масло, холст,
фреска.
Стиль: органическое сочетание реализма с элементами импрессионизма.
Жанр: пейзаж всех времён года, преимущественно ландшафтный с элементами исторических
реминесценций, натюрморт, портрет, жанровые сцены, религиозная живопись и многое
другое.
Палитра: колоритная, привлекательная и позитивная.
Вернисаж прилагается:
По материалам интернета.