Экскурсия в долину реки Луары
Встаем как на работу, в 7 утра. Быстрый завтрак и бежим к Опере.
Там грузимся в 2 огромных автобуса. Нам достается гид-француженка Пакита. Интересная дама. Она заканчивала Сорбонну, русское отделение, а потом жила в Москве. Говорит, что Москву знает лучше, чем Париж. Говорит по-русски с акцентом, но правильно. Небольшого роста, очень элегантная и кокетливая. На первый взгляд ей лет 30, но, приглядевшись, понимаешь, что ей хорошо за 40. Выглядит она потрясающе просто. Такая типичная француженка.
Выезжаем из Парижа через пригород Сен-Клу. Это на Париж совсем не похоже. Очень современный район, кругом современные высотки из стекла и бетона, и, как ни странно, много зелени. Все крыши, балкончики и эркеры засажены цветами и кустами. Очень красиво все выглядит.
Едем долго, по дороге заезжаем на заправку. Там магазинчик, в нем туалет для общего пользования. К нему очередь. На заправке, рядом с колонками стоит емкость с водой и в ней лежать щеточки для мытья стекол. Ничем, кстати, к емкости не привязанные. Бери и мой.
По дороге нам рассказывают историю средневековой Франции. О том, как с началом Столетней войны, двор перебрался подальше от Парижа в долину реки Луары, да так и остался там, на долгие века. Париж управлялся гильдиями купцов, сильнейшими из которых были мясная гильдия и гильдия ведавшая речным транспортом. Наверное, поэтому Париж так никогда и не свыкся в дальнейшем с монархией.
Первым королем, вернувшимся в Париж, стал Франциск I. Он попал в плен к испанскому королю, который потребовал за него значительный выкуп. Парижские гильдии взяли на себя эту выплату, с условием, что король вернет двор в Париж.
Долина реки Луары - это обособленное место, с благодатным климатом. 500 лет назад местные сеньоры потеряли интерес к междуусобным войнам и сосредоточили свое внимание на «архитектурных излишествах». При строительстве замков думали уже не о том, как выдержать длительную осаду, а о том, как угодить королю и его фавориткам. Короли со своей свитой переезжали из замка в замок.
Первый замок, в который мы попадаем-это Амбуаз. Все замки во Франции частные, принадлежат потомкам знатных семей. Если у них хватает денег, то замки реставрируют, нанимают обслуживающий персонал и пускают туристов. Старинные замки не жилые, в них нет никаких коммуникаций, и, видимо, проводить их туда не рентабельно. Французы вообще предпочитают жить в небольших коттеджиках, чаще всего одноэтажных.
АМБУАЗ.
[показать]Этот замок – чудо архитектуры в стиле итальянского Возрождения, где когда-то проводились пышные рыцарские турниры и где можно было верхом подняться на террасу. Здесь родился и умер Карл VIII, и именно он придал замку блеск и славу. А затем его расширил Франциск I, пристроив еще одно крыло в ренессансном стиле. По приглашению короля Франциска I из Италии приехал великий Леонардо да Винчи Тогда же в его поклаже границу пересекли и три его работы, среди которых была Джоконда. Он чувствовал себя здесь как дома, продолжая работать над чертежами опережающих время аппаратов, а в перерывах вел философские беседы со своим покровителем. Прах Леонардо да Винчи покоится в элегантной часовне Сент-Юбер замка.
Ежегодно, летом, в Амбуазе устраивается костюмированное представление со светомузыкальным сопровождением «При дворе короля Франциска», в котором участвуют 400 актеров и главными героями являются как раз Франциск I и Леонардо.
В моду входили развлечения и покровительство прекрасному. Разъезжая со своим двором по луарским замкам, короли правящей династии Валуа много охотились, принимали гостей и даже писали стихи. Один из владельцев замка в Блуа, Карл Орлеанский, любил устраивать поэтические конкурсы. В этих состязаниях участвовал и будущий классик французской поэзии Франсуа Вийон.
В эпоху Екатерины Медичи замок Блуа стал местом одного из самых шумных убийств во всей французской истории-здесь по приказу короля Генриха III (сына Екатерины Медичи) были убиты герцог де Гиз и его брат кардинал Лотарингии. О жизни Екатерины Медичи известно немало зловещих деталей - в замке вам покажут ее кабинет, где за деревянными панелями королева хранила яды. Там же можно лицезреть отверстия в полу, через которые она сбрасывала вниз опротивевших любовников.
Амбуаз вошел в историю приблизительно около 503 года, когда у Кловиса, короля франков, произошла встреча с королем вестготов Аларихом на острове Св. Иоанна, расположенном посреди Луары, несколько ниже современного замка.
[показать]Амбуаз, неоднократно подвергавшийся набегам норманнов, со временем был присоединен к землям Анжуйских графов, затем стал частным владением знаменитой династии Амбуаз-Шомон, а в 1422 году перешел по наследству к Людовику, виконту де Туар. Но по обвинению в участии в заговоре против короля владелец замка был осужден и лишен своего состояния. Замок Амбуаз, начиная с 1431 года замок стал частью королевского домена - поместья. В нем неоднократно останавливался Карл VII. Так, перестав быть исключительно крепостным сооружением, замок Амбуаз превратился в королевскую резиденцию, и в связи с этим городу были предоставлены значительные привилегии. В Амбуазе родились дети короля Людовика XI и Шарлотты Савойской, и королева с детьми выбрала Амбуаз в качестве своей личной резиденции, тогда как король предпочитал держать свой двор в Плесси-ле-Туре.
Одним из главных событий в правление Людовика XI было установление в Амбуазе 1 августа 1469 года Ордена Св. Михаила. В этот день король собрал в капелле Св. Михаила пятнадцать высокородных баронов и ознакомил их с уставом этого рыцарского ордена, основание которого имело важное политическое значение. Орден Св. Михаила символизировал приверженность дворян и вассалов королевской Короне. Одетые с необычайной пышностью в длинные шелковые плащи, отороченные мехом горностая и расшитые золотым орнаментом в виде чашек эфеса, в широкополых шляпах из пунцового бархата, высокие сеньоры поклялись жить по законам Церкви и Рыцарства.
В этот день Амбуаз стал местом грандиозной церемонии, которая внесена в анналы Французского королевства.
Королева, умершая в Амбуазе в 1483 году, провела здесь жизнь, достойную ее звания. Около 150 человек составляли ее свиту и окружение; все служило тому, чтобы сделать ее пребывание в замке приятным: апартаменты были богато украшены, обставлены мебелью, заполнены драгоценной утварью.
Счастливая жизнь, которую провел здесь в свои молодые годы новый король Карл VIII, объясняет его привязанность к месту, где он родился и воспитывался. Здесь, в Амбуазе, на площади Карруар юный дофин в возрасте 13 лет встретил Маргариту Австрийскую, внучку последнего герцога Бургундии Карла Смелого, которую ее отец Максимилиан Австрийский решил отдать ему в жены. Маргарита, которой было всего три года в момент торжественной помолвки, прожила в замке Амбуаз до 1492 года, когда ей пришлось с грустью возвратиться во Фландрию, чтобы уступить место Анне Бретанской, на которой Карл VIII женился 6 декабря 1491 года.
С этого времени по распоряжению Карла VIII начинаются обширные работы по реконструкции замка. Для финансирования строительства пришлось увеличить налог на соль. Проект был великолепным. Он хочет сделать из своего замка город, - не удержался от восклицания флорентийский посол, увидев чертежи будущего замка в 1493 году.
Площадь, занимаемую замком, предполагалось значительно расширить. Средневековая крепость уступила место огромному четырехугольному монолиту в форме трапеции, разделенному на три двора: главный двор с апартаментами короля, Обитель Добродетелей на юге и двор, называемый донжоном, на западной оконечности высокого плато. Две круглые винтовые башни - Минимская и башня Гюрто - представляли собой любопытное архитектурное новшество. В убранстве интерьеров вначале преобладало французское направление, затем в него внесли свою лепту фламандские художники и, безусловно, после возвращения французских королей из походов 1495 года появились декоративные элементы итальянского происхождения.
Меблировка была роскошной, гобелены - из Фландрии и Франции, драпировки - из Дамаска, ковры - из Турции. Обширные строительные работы по переделке замка-крепости графов Анжуйских в резиденцию, достойную французской Короны, были неожиданно прерваны несчастным случаем, произошедшим 7 апреля 1498 года. Карл VIII, сопровождая королеву на галерею, чтобы посмотреть на модную в то время игру в мяч, ударился лбом о низкую дверь и спустя несколько часов скончался. Что ожидало Амбуаз после смерти короля, который здесь родился и скончался в возрасте 28 лет?
Его преемником стал герцог Орлеанский, будущий Людовик XII. Он наслаждался привольным покоем Долины Луары, как и его отец, знаменитый поэт Шарль Орлеанский, который также очень любил Амбуаз. Но все же Людовик XII отдавал предпочтение замку Блуа, где во время своего правления он развернул бурные строительные работы и прочно обосновался вместе с Анной Бретанской, вдовой покойного короля, на которой он женился 8 января 1499 года. Однако Амбуаз не был полностью заброшен, он продолжал оставаться королевской резиденцией, так как здесь в течение десяти лет жила Луиза Савойская со своими детьми - принцессой Маргаритой Валуа и будущим Франциском I.
Работы по реконструкции замка были возобновлены в 1500-1501 гг., и крупные поставки камня позволили продолжить незаконченное строительство. После прихода к власти Франциска I замок приобретает новый блеск. С 1515 по 1518 гг. король останавливался именно здесь, когда он посещал берега Луары, именно в этом, как он называл роскошном замке, и после победы под Мариньяном он вернулся именно в Амбуаз в августе 1516 года. Королева Клод произвела здесь на свет трех своих детей.
Амбуаз находился в самом центре европейской политической жизни, потому что опять-таки именно здесь были подписаны важнейшие соглашения в самом начале правления Франциска I: Нуайонский мирный договор с королем Испании, Конкордат с папой Львом X, мирное соглашение со Швейцарией, договор Камбре (Дамский мир) с императором Карлом V и Лондонское соглашение с Генрихом VIII. Франциск I готовил здесь свою кандидатуру на трон Империи и принимал знатных лиц из Германии.
В правление Генриха II Екатерина Медичи по достоинству оценила Амбуаз, в котором воспитывалось множество королевских отпрысков. Впоследствии замок был покинут династией Валуа. Приехавший туда 22 февраля 1560 года на заре своего правления молодой король Франциск II с супругой Марией Стюарт, с матерью королевой, с детьми, со своей свитой и домочадцами вынужден был бежать в Блуа вследствие заговора принцев Конде, который разразился в начале месяца. Печально знаменитый заговор в Амбуазе был жестоко подавлен, и три года спустя 19 мая 1563 года было заключено соглашение между королевой матерью Екатериной Медичи и принцем Конде, положившее конец первому всплеску религиозных распрей и провозгласившее свободу вероисповедания в угоду высшей аристократии.
После этих знаменательных событий замок Амбуаз утрачивает свое значение королевской резиденции, хотя здесь неоднократно останавливался Людовик XIII. В 1627 году замок был присоединен к владениям Гастона Орлеанского, а в 1660 году возвращен французской Короне. Но в действительности замок находился в плачевном состоянии и был не пригоден для жилья. В 1762 году герцог Шуазёль приобрел замок, поместье и окрестности Амбуаза, а в 1786 году его наследники продали все это герцогу де Пентьевр. Этот принц, внук Людовика XIV, был самым богатым вельможей того времени, он владел более чем 20 замками и особняками. В годы, предшествовавшие Революции, он начал работы по реконструкции старых и строительству новых помещений в своей резиденции, которая с 1787 года стала центром герцогства-пэрства.
Во время Революции замок был конфискован и пострадал от грабежей. Здесь была устроена казарма и даже оборудована пуговичная фабрика между Обителью Семи Добродетелей и капеллой Св. Губерта. И все-таки позднее, в эпоху Первой Империи, Амбуаз претерпел наибольшие искажения и потери по вине члена парламента Роже-Дюко, который, получив замок в дар от Сената Орлеана, но не имея средств его содержать, не нашел лучшего решения, как разрушить большую его часть. В 1815 году резиденция была восстановлена вдовствующей герцогиней Орлеанской, которая привела в порядок угодья и возродила замок.
В 1821 году, после смерти герцогини Орлеанской, ее сын, будущий король Луи-Филипп, унаследовал замок и поместье Амбуаз. Луи-Филипп приобрел 46 домов и построек, окружавших замок со стороны Минимской улицы и возле Ворот Гюрто. Его целью было разрушить эти постройки, чтобы освободить место перед башнями и крепостными стенами и таким образом обеспечить доступ в подвальные помещения, которые вытянулись по всей длине замка и его служб, то есть в погреба, которые было принято называть старинными житницами Юлия Цезаря.
С 1848 по 1852 гг. в замке в качестве неожиданного гостя пребывал арабский эмир Абд-эль-Кадер, который провел здесь в почетном заточении четыре года, пока 16 октября 1852 года принц-президент Луи Наполеон Бонапарт не явился сюда собственной персоной с тем, чтобы объявить ему известие о свободе.
Начиная с 1974 года, с года своего основания, Фонд Св. Людовика поддерживает замок в сохранности и проводит реставрационные работы, начавшиеся после последней войны. Внутренние сады, содержащиеся в прекрасном состоянии, придают замку дополнительное очарование и более чем когда-либо, именно в конце этого тысячелетия, оправдывают название, данное Турени - Сад Франции.
Замок и городок очень красивые. С башни открывается просто восхитительный вид на окрестности. Внутри он выглядит бедновато, но снаружи полностью отреставрирован и вокруг небольшой уютный парк.
Дальше мы едем в семейное хозяйсво, которое уже несколько веков занимается производством молодого вина. Там организована дегустация, а желающие потом приобретают понравившееся вино. Хозяева очень милые, улыбаются, шутят, говорят несколько слов по-русски. Потом проводят нас по погребам, расположенным в горе. На улице +30, а в погребах холод, наверное, около +10+12 без всяких кондиционеров. Течет вода, поддерживается влажность.
После аперитива очень хочется есть, время уже далеко за полдень. Мы едем в городок к следующему замку и там идем сразу в маленькое кафе. Еще утром, в автобусе, нам раздали меню и приняли заказы. Кафе небольшое и к наплыву гостей непривычное, поэтому к обслуживанию большой группы (на человек 80 на 2 группы) они готовятся заранее. К нашему приезду столы уже накрыты. Обед простой, но вкусный, почти домашний. По графинчику вина на стол дают совершенно бесплатно.
После обеда, мы по узкой мощеной улочке спускаемся к воротам замка. Пройдя ворота, попадаем на широкую, посыпанную гравием дорожку, в окружении огромных вековых деревьев. Старинный парк дарит тень и прохладу, и выходить из него очень не хочется. В конце дорожки на постаменте возвышаются два каменных льва, а после них сразу открывается вид на округлые серые башенки замка и ухоженный регулярный парк. Это Шенонсо, Дамский замок. Он строился для женщины, и в течении веков переходил от одной высокопоставленной хозяйке к другой. Еще его называют замком пяти королев. Он действительно небольшой и очень стильный. Основное крыло замка построено на каменном мосту. Большая бальная зала с высокими окнами расположен прямо над водой. В нем очень прохладно и воздух влажны. По реке можно покататься на лодке, которые предлагаются взять в прокат тут же. С верхних этажей красивый вид на регулярный парк. Много травы, цветов, деревцев в кадках и несколько фонтанов. Этот парк окружен высокими старинными деревьями. Внутри не слишком роскошно, но проследить быт средневековья вполне можно.
Шенонсо связан с именем колоритнейшей фигуры XVI столетия - Дианы де Пуатье. Король Генрих II сделал Диану фактической королевой - он подарил ей Шенонсо, приказал выбить ее изображение на оборотной стороне монет. Ни до, ни после французский королевский двор не знал более могущественной фаворитки.
Поместье, где возвышается сегодня замок Шенонсо, принадлежало с 1243 года семье де Марк, выходцам из Оверни. Их собственностью была и находившаяся здесь крепость, окруженная водяными рвами и связанная с берегом реки Шер подъемным мостом. Рядом с крепостью стояла мельница.
Во времена правления Карла VI Жан де Марк разместил в своей крепости английский гарнизон, что побудило короля приказать срыть все оборонительные укрепления и закрепить земли за их законными владельцами. Денежные затруднения заставили семью продать свой удел Томасу Бойе, интенданту по финансовым делам в Нормандии. В 1512 году он купил также и крепость. Влюбленный в ренессансный стиль, Бойе решил разрушить старый замок, за исключением донжона, чтобы возвести новое сооружение.
На руинах мельницы была воздвигнута прямоугольная конструкция с выступающими угловыми башнями, окружившими с четырех сторон вестибюль со стрельчатыми сводами. На нижнем этаже находились четыре комнаты, соединенные с четырьмя другими комнатами второго этажа широкой прямой лестницей. Надо отметить, что в начале XVI века начался постепенный отказ от винтовых лестниц, которые стали заменять лестницами с прямыми маршами. Огромные затраты на строительные работы объясняют девиз, который семья Бойе приказала выгравировать вместе с их инициалами Т.В.К.: Кто сюда когда-нибудь придет, пусть вспомнит обо мне.
Строительные работы, которые вела в отсутствие мужа Екатерина Боне, жена Томаса,были завершены в 1521 году, после чего кардинал Боне, епископ Буржа, освятил капеллу замка. В 1524 году Томас Бойе умер в Италии, куда он отправился в свите короля; его жена скончалась двумя годами позже. После перехода владения в руки их сына Антуана замок был конфискован Франциском I под предлогом компенсации за ряд нарушений в финансовых делах, за которые Томас нес ответственность.
По некоторым источникам, экспроприация 1533 года была продиктована желанием короля обладать прекрасным поместьем, славившимся своими охотничьими угодьями. Франциск I иногда наведывался в Шенонсо в сопровождении небольшого круга приближенных, Элеоноры Габсбургской - своей второй жены, своего сына Генриха, своей невестки Екатерины Медичи, своей фаворитки Анны де Писселе - дамы д'Эйи, и Дианы де Сен-Валье де Пуатье, фаворитки его сына. В замке устраивались охотничьи выезды, праздники, литературные вечера по моде того времени.
Существует множество самых невероятных историй, связанных с именем Дианы де Пуатье: будто бы она была одновременно любовницей короля и его сына; будто бы Франциск I просил ее обучить науке любви его сына, еще неопытного юношу, которого она сделала своим любовником. Как бы то ни было Диана всегда имела большое влияние на дофина Генриха, который, став в 1574 году королем, несмотря на свой брак с Екатериной Медичи, не переставал осыпать Диану всевозможными подарками, хотя он был младше ее на 19 лет. Новый король учредил даже ее эмблему в виде полумесяца - знак Дианы-охотницы, и одевался в цвета своей фаворитки - белое и черное.
Вскоре замок Шенонсо стал собственностью Дианы вопреки всем законам, запрещавшим отчуждение владений, принадлежавших Короне. Одновременно с Сокровищами Короны Генрих II сделал еще один подарок своей фаворитке, простив ей часть налога, который он лично ей вернул. Благодаря этим средствам Диана де Пуатье смогла с 1551 года предпринять работы по благоустройству своего владения, включая перепланировку парка и фруктового сада, в котором росли овощи и фрукты, считавшиеся в ту пору экзотическими, например артишоки и дыни. Она заставила промерить глубину Шера с целью предполагаемого строительства каменного моста, которое было осуществлено по проекту Филибера Делорма
Невзирая на возраст Диана сумела сохранить свою красоту, как об этом свидетельствует ее знаменитый портрет, где она изображена обнаженной вместе с оленем. Чтобы сохранить свою молодость, она с утра окуналась в ледяную воду, скакала на лошади и прогуливалась пешком, чтобы затем уснуть до полудня
В 1559 году, по предсказанию Нострадамуса, Генрих II скончался от смертельной раны, нанесенной ему на турнире копьем Монтгомери. Королева, став регентшей, поспешила вернуть Сокровища Короны и, в первую очередь, замок Шенонсо. После некоторых колебаний Диана поняла, что лучше уступить, и удалилась в свой замок Анэ, где она вскоре и умерла в возрасте 66 лет.
Возвратившись в Шенонсо, Екатерина Медичи организовала там великолепные празднества в честь своего сына Франциска II и его супруги Марии Стюарт. Архитектор Приматиччо оформил поместье с необыкновенной пышностью: колонны, статуи, фонтаны, триумфальные арки, обелиски... Во дворе салютовала батарея из 30 пушек. Были разбиты новые сады и построены новые служебные помещения. Эти работы были закончены в 1568 году к моменту подписания Амбуазского мира.
И еще одно памятное торжество состоялось в Шенонсо в 1577 году, приуроченное к возвращению из Польши Генриха III, чтобы подтвердить право наследования для своего брата Карла IX. Здесь была возобновлена идея праздника, имевшего место в Плесси-ле-Туре, когда женщины одевались в мужские костюмы, а мужчины в женские. Генрих III любил надевать на балы платье из розовой с серебром парчи, волосы его украшали фиалки и бриллианты, а шею обвивала нитка жемчуга; по словам французского хроникера Пьера д'Этуаля, глубина его декольте не позволяла определить с первого взгляда, кто перед вами - король-женщина или королева-мужчина.
В 1580 году архитектор Андруэ Дюсерсо воплотил замысел Филибера Делорма, построив на мосту через реку Шер новое крыло. Эта двухэтажная конструкция представляла собой два длинных фасада, прорезанных ритмично чередующимися окнами, ризалитами, люкарнами. Верхний этаж, оборудованный как бальный зал, был богато декорирован, как и вся остальная часть замка. Роскошные праздники, навеянные воспоминаниями об античности и мифологией, на которых придворные молодые дамы бывали зачастую полуобнажены (это был «летучий эскадрон», в обязанности которого входил сбор всякого рода информации, которая затем передавалась королеве), закончились со смертью Екатерины, настигшей ее в Блуа в 1589 году. В своем завещании она передавала замок Шенонсо Луизе де Водемон, жене Генриха III. Несколькомесяцев спустя, в августе 1589 года, король был убит Жаком Клеманом. Перед смертью он продиктовал письмо своей супруге, в котором говорил: «Моя голубка, надеюсь, что скоро поправлюсь, просите Господа за меня и не уезжайте оттуда, где вы находитесь». Возможно эти слова послужили причиной того, что королева оставалась в Шенонсо до самой своей смерти. Все празднества прекратились, мебель была затянута черными драпировками в знак траура, и королева призвала в замок урсулинок для совместных молитв.
По королевскому обычаю, существовавшему еще со времен античности, она носила траур белого цвета, который не снимала до 1601 года, года своей смерти, откуда и возникло ее имя – «Белая дама». Замок по наследству перешел к Франсуазе де Меркёр, жене Цезаря Вандомского. Начиная с этого момента короли Франции покинули Шенонсо. Последним там жил Людовик XIV в 1650 году в возрасте 12 лет. Состояние заброшенности, в котором герцоги Вандомские и Бурбоны-Конде оставили замок, было прервано с переоборудованием одного из его крыльев в монастырь капуцинов. От этой эпохи остался подъемный мост, служивший для изоляции монахов от внешнего мира.
В 1733 году герцог Бурбонский продал замок богатому землевладельцу-банкиру Клоду Дюпэну. Его жена, поклонница искусств, науки, литературы и театра, открыла в Шенонсо модный салон, на котором мелькали имена многих знаменитостей той эпохи: Фонтенель, Бюффон, Монтескье, Мабли, Мариво, Вольтер, Кондиллак, мадам де Теней, мадам дю Деффан... Жан Жак Руссо стал секретарем мадам Дюпэн и наставником ее дочери. Он тогда писал: «... В этом прекрасном месте было много развлечений, здесь очень хороню кормили, я стал жирным, как монах. Здесь любили музицировать, читать пьесы. Я сочинил здесь произведение в стихах под заглавием «Аллея Сильвии» по названию аллеи парка, огибающей Шер».
И действительно, мадам Дюпэн устроила небольшой театр с показом спектаклей и оборудовала физический кабинет. Комнаты старых апартаментов были заново меблированы и стали более уютными.
Мадам Дюпэн провела свои последние годы в замке в окружении своих деревенских слуг, которые ее очень любили. Благодаря этому Шенонсо во время Революции не получил никаких повреждений. Аббат Леконт, деревенский кюре, выступил против наиболее разгоряченных революционеров, сказав им: «Между Монришаром и Блере только один мост, и вы хотите его разрушить! Вы враги общественного блага!»
Мадам Дюпэн провела в замке остаток своей жизни. Она умерла в 1799 году в возрасте 93 лет и была похоронена в парке. Опустевший замок был продан в 1864 году мадам Пелуз, которая предприняла большие реставрационные работы, намереваясь вернуть замку его первоначальный облик (до преобразований Екатерины Медичи). Таким образом фасад лишился своих окон и кариатид, но крыло на мосту через Шер не было тронуто. После разорения семьи Пелуз замок был конфискован в 1888 году Земельным Кредитом, который продал его Анри Менье, одному из богатых промышленников того времени. Замок и по сей день является собственностью этой семьи. В 1914 году Гастон Менье, в то время сенатор департамента Сены и Марны, преобразовал замок в госпиталь, где он разместил более 2000 раненых до окончания первой мировой войны. Во время второй мировой войны здесь находился связной пункт для местных партизан.
Сегодня замок, полностью восстановленный, открыт для посещений публики. При входе в поместье нужно пересечь длинную аллею, окаймленную вековыми деревьями, которая ведет на широкую эспланаду. По правой стороне раскинулись сады Дианы де Пуатье. На углу Парадного двора, омываемого водами Шера, возвышается средневековый донжон, частично обновленный. Подъемный мост позволяет попасть на нижний этаж, где можно увидеть Зал Гвардейцев, стены которого увешаны гобеленами XVI века. В капелле находятся скульптуры каррарского мрамора, среди которых «Мадонна с младенцем». Кроме Зеленого зала и Комнаты Дианы де Пуатье можно посетить галерею, где выставлены картины Рубенса, Приматиччо, Ван Лоо, Миньяра и Наттье. На второй этаж можно подняться по лестнице с прямыми маршами, чтобы увидеть там комнату Габриэль д'Эстре, Парадную комнату, или Комнату «пяти королев». Комнату Екатерины Медичи и Комнату Карла Вандомского.
В кухне интерес представляет оригинальный огромный вертел. В служебных помещениях размещается Музей восковых фигур. Там воспроизведены сцены из жизни замка с некоторыми наиболее известными историческими персонажами. Так, там можно видеть Екатерину Бойе с менестрелем, Диану де Пуатье на охоте, Генриха II и Диану, мадам Дюпэн, принимающую Руссо и Вольтера, ее же - позирующую Наттье, а также воспроизведение обстановки военного госпиталя 1914 года.
Нам дают немного свободного времени, чтобы сфотографироваться, мы успеваем еще съесть мороженное и бежим к автобусу. Время везде строго ограничено. Опаздывать не рекомендуют.
Мы едем дальше по узеньким улочкам маленького городка. Они не тронуты временем, так и кажется что сейчас, из-за поворота покажется средневековый рыцарь или роскошный королевский кортеж. Проезжаем еще мимо нескольких замков. Возле одного останавливаемся, но из автобуса не выходим. Уже нет времени, а впереди еще один замок.
Въезжаем в ворота и нашим глазам предстает роскошное зрелище: огромный, необычно красивый замок Шамбор. Его крыша усеяна необычными башенками, трубами, кружевными орнаментами. Перед ним огромная лужайка. Мы останавливаемся вдалеке, любуемся причудливой архитектурой и фотографируемся. Внутрь мы не заходим. На это нет времени. Замок большой, говорят там можно бродить целый день. По галереям ходят люди. Нам они кажутся очень маленькими.
Шамбор
Шамбор - самый впечатляющий из всех замков Луары. На тему Шамбора можно устраивать конкурсы эпитетов. Один из французских классиков сравнивал крышу замка с прической женщины, у которой ветер растрепал волосы, другой видел в нем повторение сказочных чертогов Багдада и Кашмира. Именно здесь, в Шамборе, в XVII веке под музыку Жана-Батиста Люлли устраивались премьеры пьес Мольера. В нем одном можно путешествовать круглый год: в замке столько же комнат, сколько дней в году.
Местность, на которой он возвышается, принадлежала в Х веке графам Блуа, Шампани и Шатийона. В 1392 году она была приобретена Людовиком Орлеанским.
Когда герцог Орлеанский взошел на трон под именем Людовика XII, домен стал собственностью французской Короны. Этот элегантный замок был построен кузеном и преемником Людовика XII - Франциском I, который в 1515 году в возрасте 20 лет стал королем Франции. Его очень привлекала личность Лоренцо Великолепного, крупного политика и щедрого флорентийского мецената.
После взятия Милана Франциску I посчастливилось увидеть архитектурные шедевры Северной Италии и тогда же он пригласил во Францию Леонардо да Винчи. Страстное желание короля увидеть здание, которое могло бы соединить в себе стиль итальянского Возрождения с традиционным французским стилем, было удовлетворено лишь частично. С реконструкцией замка Блуа Леонардо да Винчи в 1517 году работал над проектом замка, который так никогда и не был осуществлен; в 1519 году он умер в Кло-Люсе вблизи Амбуаза. В этот же год были начаты строительные работы по возведению здания предназначавшегося для того, чтобы стать украшением охотничьего поместья Шамбор. Старинное крепостное сооружение было снесено, чтобы уступить место новому замку. В строительных работах по возведению и дальнейшему расширению здания, начатых с 1526 года, было занято более 1800 человек. Имя архитектора, создавшего этот проект, до нас не дошло, но анализ каркасных сооружений обнаруживает огромное влияние Леонардо да Винчи и явное сходство с некоторыми разработками Доменико да Кортона.
Во время своего пребывания во Франции в правление Карла VIII Доменико да Кортона выполнил в дереве макет замка с квадратным донжоном и с большими крестообразно расположенными залами, разделявшими каждый этаж на четыре сектора с идентичными апартаментами. По проекту на одной из линий креста была расположена лестница с прямыми маршами, соединявшая все этажи. Жилой корпус замка Шамбор кажется очень похожим на этот макет замка и таким образом имеет все основания относиться к итальянской архитектуре классического направления. План в форме креста не использовался со времен античности, и только Браманте сумел возродить его к жизни в 1507 году в базилике Св. Петра в Риме. В кессонированном потолке также чувствуется влияние этого выдающегося памятника церковного зодчества. Разделение этажей на самостоятельные, но идентичные апартаменты свидетельствует о сильном влиянии тосканских вилл той эпохи, тогда как большие террасы и великолепная винтовая лестница, помещенная в центре крестообразно расположенных залов, обнаруживают влияние стиля Леонардо да Винчи. Этот тип лестницы, хотя и имеет отношение к средневековой традиционной схеме, отличается от нее своим оригинальным разделением на два, не соединяющихся друг с другом витка с многочисленными открытыми проемами по рукавам коридоров. Другая связь с французской средневековой традицией выражена в угловых башнях жилого корпуса, органично включенных в здание.
Работы продолжались в течение многих лет; в 1537 году был закончен жилой корпус, а в 1540 году построено два этажа в крыле с королевскими апартаментами, нижний этаж крыла с капеллой и стены прилегающих служебных построек; и только в 1547 году после смерти короля было закончено строительство крыла с королевскими апартаментами. В это же время капелла была возведена на уровень второго этажа, 12 лет спустя к ней был добавлен третий этаж, но здание оставалось без кровли вплоть до 1684 года.
Жилой корпус являлся резиденцией двора; на каждом из трех его этажей находились крестообразно расположенные залы, в которых протекала повседневная жизнь обитателей замка. На третьем этаже в залах с кессонированными и сводчатыми потолками устраивались балы. В секторах, разделенных перекладинами креста, размещалось по четыре апартамента на каждом этаже, а четыре других находились в угловых башнях.
Апартаменты включали в себя одну большую залу той же высоты, что и этаж, и две другие комнаты - спальню и гардеробную, над которыми располагались комнаты прислуги. Большая часть комнат, а точнее 365 из 440, были снабжены каминами, дающими возможность автономного отопления.
Увенчанная фонарем центральная лестница с двойной спиралью поднималась на все этажи до самой крыши. Эта лестница несомненно имеет отношение к проекту замка Леонардо да Винчи с его лестницей из четырех маршей, накладывающихся друг на друга, но нигде не пересекающихся. Очень возможно, что лестница Леонардо да Винчи и задумывалась для замка Шамбор, но впоследствии в процессе строительства была упрощена.
Наверху лестницы расположена большая терраса, также имеющая непосредственное отношение к замыслу Леонардо да Винчи. Отсюда открывается великолепный вид на островерхую кровлю замка.
Даже на расстоянии можно заметить, как вся верхняя часть замка взметнулась в небо своими люкарнами, украшенными в типично итальянском стиле пинаклями, фонариками, каминными трубами, орнаментированными колоннами фронтонами, скульптурными саламандрами, узорами из кровельного сланца, напоминающими облицовку из итальянского полихромного мрамора. В центре кровли вытянулась самая высокая часть - фонарь, высотой 32 o метра, который венчает винтовую лестницу. Изначально этот фонарь был сквозным, витражи являются более поздним добавлением. Купол фонаря поддерживают выступающие сводчатые арки средневекового происхождения. Скульптурное убранство интерьеров замка, выполненное в 1525-1550 гг., явно тяготеет к итальянскому классическому искусству. Резьба капителей классического ордера обнаруживает, однако, типично французский вкус.
Королевские апартаменты, для которых требовалось обширное пространство, не могли разместиться в жестко разграниченных равносторонних отсеках жилого корпуса, поэтому в 1526 году были построены два крыла, предназначавшиеся специально для апартаментов короля и капеллы. Это добавление, хотя и не предусмотренное в первоначальном проекте, прекрасно вписалось в общий ансамбль по стилю, замыслу и пропорциям уже существовавшего здания. Для разработки проекта был использован модуль, соответствующий каждой стороне жилого корпуса, модуль, увеличенный в три и в два раза, чтобы таким образом достигнуть необходимой ширины и глубины построек.
Апартаменты короля, расположенные в северо-восточном углу, включали две дополнительные комнаты: огромный вытянутый зал, предназначавшийся для официальных приемов, освещенный чередой окон, похожих на окна некоторых залов дворца Фонтенбло, и другой, меньших размеров зал, в который можно было подняться по лестнице. Этот зал, служивший рабочим кабинетом, был выполнен в стиле итальянского Возрождения. Кессонированный потолок зала, с двух сторон освещаемого окнами, прорезанными в стенах, украшен скульптурными рельефами, воспроизводящими саламандру и букву Р - эмблему короля Франциска I.
Капелла, расположенная в северо-западной части, также навеяна итальянским искусством, восходящим к античности: две парные колонны дорического ордера и фронтоны соединяются на верху большого свода, который в первоначальном проекте имел также кессонированную декорировку. План замка, строго симметрический, имеет символическое значение: жилой корпус с его идентичными апартаментами, предназначавшимися для дворцовой знати, был расположен между королевским крылом и крылом с молельней, то есть между властью земной - преходящей, и властью небесной - вечной. Другие аналогии возникают при внимательном изучении парка: деревья высоких строевых лесов символизируют собой французский народ, защищенный границами страны, представленными круглой крепостной стеной, длиной в 33 километра...
Жизнь в замке протекала в основном на лестницах и в крестообразно расположенных залах. Чтобы подняться на тот или иной этаж, обитатели замка, кроме центральной лестницы, могли воспользоваться и другими винтовыми лестницами, построенными в угловых башнях. На нижнем этаже располагались туалетные и ванные комнаты.
Франциск I бывал в Шамборе только наездами, приезжая туда вместе со своей второй супругой Элеонорой Габсбургской и своей фавориткой Анной д'Эйи. За исключением официальных встреч, он наведывался в замок только раз в два года на несколько недель охотничьего сезона. В распоряжении французской Короны было множество других замков, и перемещения короля и его двора были довольно частыми. В ту эпоху перевозили мебель и гобелены из одного замка в другой; гобелены служили в основном для обогрева апартаментов, остававшихся запертыми во время «мертвых сезонов».
С особым размахом и пышностью прошло в Шамборе парадное торжество, организованное церемониймейстером - бароном Монморанси, в зиму 1539 года по случаю визита Карла V. Императорская свита, предваряемая юными девушками, разбрасывающими лепестки цветов, была в таком восхищении от замка и его интерьеров, что определила его как «синтез всего самого прекрасного, на что способен человеческий гений».
Франциск I, чрезвычайно ценивший женскую красоту, приблизил к своему двору 27 девушек благородного происхождения, множество девушек украшало также и свиту королевы. Король утверждал, что «двор без женщин, как год без весны, а весна без роз». Однако осенью 1545 года он с грустью написал алмазом своего перстня на стекле окна: «Как часто женщины непостоянны, безумен тот, кто верит им...».
После смерти короля двор переехал в Париж. Генрих II, сын Франциска I, продолжил работы в замке. Так, он занялся постройкой третьего этажа капеллы, а также других частей замка, которые приказал украсить своей монограммой. Именно в замке Шамбор в 1552 году был подписан договор, подтверждавший присоединение к французской Короне трех епископств - Меца, Туля и Вердена, которые ранее ей принадлежали. В 1559 году, после смерти Генриха II, в работах снова наступила остановка, хотя его вдова Екатерина Медичи иногда приезжала в замок вместе со своими детьми. Карл IX очень любил охоту; по этому поводу сохранилось множество историй, свидетельствующих о силе и ловкости короля как всадника и охотника. Рассказывали, например, что он преследовал оленя до его полного изнеможения, не спуская свору собак. Другой раз, проскакав без устали 10 часов и загнав пять лошадей, он так громко дунул в свой рог, что из того потекла кровь.
После его смерти, наступившей в 1574 году, замок оставался не занятым в течение 50 лет, так как Генрих III и Генрих IV посещали его крайне редко. В 1626 году Людовик XIII уступил графство Блуа, куда входил и Шамбор, своему брату Гастону Орлеанскому. Этот дар проистекал не столько из родственных чувств, сколько из стремления привязать к себе брата, верность которого не всегда выдерживала испытания. Гастон Орлеанский, став хозяином замка, возобновил работы по его обновлению; рассказывают, что он любил играть со своей дочерью, будущей «Великой Мадемуазель», на центральной лестнице замка, поднимаясь и спускаясь по ее ступеням, тогда как малышка, бегая по другому витку лестницы, никак не могла его поймать.
Позднее Шамбор был вновь присоединен к владениям французской Короны. Людовик XIV, посетивший замок всего девять раз, произвел там, однако, большие преобразования. Так, он не пожелал жить в старом крыле Франциска I, а разместился в новых апартаментах, возведенных перед замком. Начиная с 1680 года резиденцию обогатили новые залы второго этажа и роскошное внутреннее убранство, в это же время был оформлен новый монументальный вход, украшенный фронтоном. Окружавшая замок территория, покрытая дикорастущими травами и кустарником, была частично преобразована в парк. <
В 1669 году Мольер и Люлли создали здесь своего «Господина де Пурсоньяка». Они разыграли эту пьесу в замке перед королем еще до премьеры. В связи с недомоганием одного из актеров Люлли в последний момент дал согласие сыграть роль одного из врачей, чтобы не лишить суверена его любимого удовольствия.
Однако, невзирая на бесспорный талант комика и обилие буффонадных сцен, Люлли заметил, что Людовик XIV не смеется; даже сцена с врачами не смогла развеселить короля. Тогда Люлли отважился на импровизацию: подойдя к краю сцены, он прыгнул на клавесин в оркестре, который разбился с огромным грохотом на тысячу мелких частей. Только после этого король разразился смехом и принялся аплодировать: отныне успех спектаклю был обеспечен. На следующий год в замке давали другую пьесу Мольера «Мещанин во дворянстве»
Шамбор был также свидетелем зарождающейся страсти «Великой Мадемуазель» к Лозэну; Анна Мария Луиза Орлеанская сделала свой выбор, написав имя своего избранника кончиком пальца на зеркале
Людовик XIV, увлеченный военными проектами, не довел строительные работы до конца. В 1725 году Людовик XV отдал Шамбор своему тестю Станиславу Лещинскому, который возобновил строительство. Двадцать лет спустя замок перешел к маршалу Саксонскому, покорителю Праги, Фонтенуа, Рокура и Лоуфельда. Он ввел в замок волонтеров своего полка, состоявшего из поляков, венгров, турок и татар, одетых в блестящие униформы, и Шефскую роту мартиникцев на белых украинских лошадях. В 1750 году маршал, питавший слабость к прекрасному полу, умер при загадочных обстоятельствах; по официальной версии, это случилось от, якобы, запущенной простуды, однако ходили слухи, что любовная страсть, вспыхнувшая между маршалом и принцессой Конти, стала причиной того, что герой Рокура был сражен ударом шпаги принца. После его смерти в знак траура пушки замка стреляли каждые четверть часа в течение шести дней
Сменив многочисленных владельцев, замок попал под карающий меч Революции, когда он чуть не был разрушен; в 1793 году все его великолепное убранство было вывезено. Положение замка, уже бывшее критическим, не улучшилось во времена Наполеона, когда он перешел в руки маршала Бертье. Во времена правления герцога де Бордо
На выходе из замка базарчик. Тут местные фермеры продают свои деликатесы. Здесь и вина, и сыры, и колбасы. Много баночек с закрутками и знаменитым паштетом из утиной печени. Орехи и изделия из них. Фрукты и овощи.
Вот и все, что мы успели посмотреть за один день. Конечно, всю долину осмотреть за день не реально. Тут сотни замков, и многие из них открыты для туристов. Да и города при замках стоят того, чтобы побродить по их улочкам, посидеть в кафешках и попить молодого вина. Сюда надо приезжать на неделю, и окунуться в историю Франции, она тут на каждом шагу. Тут все дышит средневековьем.
Усталые, мы едем домой. Засыпаем уже в автобусе, очень много впечатлений.
[показать]