И вроде день как день,
И я иду и не отбрасываю тень.
В поисках родного Катманду
Я по рельсам бреду...
(«Женщина с бородой» - Рельсы»)
Вот и пришли очередные выходные, одни из последних, полноценно теплых – сентябрь же на носу. Обидно, если они исчезнут в пучине бытовых проблем! Предварительно с ребятами собирались повторить автокруиз в Пищалкино, добрав параллельно то, что не вошло в прошлую программу. Но всё окончательно определилось лишь в пятницу, пока, наконец, все собрались.
[450x600]
Ночной забег до дачи в этот раз прошел идеально. Даже не пришлось застревать в Яхроме при выезде на Дмитровское шоссе – в этот раз работал светофор, и это НАМНОГО упростило процесс.
Добрались до дачи к часу ночи и тут почувствовали, как ощутимо похолодало на улице – изо рта просто валил пар. Зато небо… Оно излучало блестящие огоньки сотен звезд! Это было просто невероятно сказочно. Лишь только легкий морозец напомнил, что пора торопится в дом.
Утром выяснилось, что большинству участников в Пищалкино уже не хочется, а хочется что-то нового. Соглашаюсь с ними, но только из-за того, что Косте утром воскресенья надо попасть на работу. С Пищалкино ему придется ехать ночным фирменным рыбинским поездом, а денег у него с собой немного. Если же будет вариант его езды домой электричками, то проезд ему обойдется бесплатно (для него это узаконено).
Итак, решено – едем изучать УЖД в Кубринске. По дороге с интересом читаем знаки населенных пунктов: «Сокольники», «Измайлово». Ха, может тут уже и метро где-то за углом обнаружится?..
[600x450]
Погода солнечная, на душе радостно от этого и от чувства свободы – встречных машин очень мало. В динамиках поет Виктор Салтыков про тот самый «Островок», на котором ты себя ощущаешь здесь, посреди лесов, под солнечными бархатными облаками, вдали от московской суеты, от чувства, что не надо спешить на работу…
Вот и Кубринск. Интересно, где у них здесь узкоколейка? Ага, по карте должна быть где-то слева, сворачиваем. И действительно, почти сразу находим эти игрушечные рельсы, к которым я всегда с трудом привыкаю после традиционных Р50 и Р65. Рельсы есть, а вот наката совсем нет, тем более они весьма и весьма заросли травой.
[450x600]
Дима утверждает, что отделанное сайдингом здание рядом наверняка когда-то было вокзалом, хотя насчет этого возникают сомнения Андрея. Ладно, разворачиваемся и едем дальше, сразу найдя рельсы с небольшим накатом. Автодорога превратилось в две колеи в траве, идущие вдоль узкоколейки. В одном месте пришлось протискиваться между холмом и брошенным торфовозным вагоном, а вскоре и автодорога кончилась, упершись в дачи. Оставив нашу «Вишенку» рядом с местными «Жигулями», далее идем пешком, осматривая стрелки в траве и размышляя, для чего к дачам может очень изредка (судя по накату на рельсах) выезжать тепловоз.
[450x600]
Полчаса неторопливых исследований и мы выходим к локомотивному депо. Оно закрыто, вокруг ни души. Рядом стоит искривленная кабина от тепловоза и самодельный снегоочиститель-платформа с электродвигателем. Сбоку находим остатки былого роскошества железной дороги: разоренный кузов пассажирского вагона, ржавеющий струг, брошенные вагоны-торфовозы…
[600x450]
Боковым зрением вижу появившегося позади дядечку, смотрящего нам вслед, и что-то набирающему на сотовом – ага, значит «жди встречающих». И точно, скоро спереди подошел мужчина, а мы как раз изучали эстакаду.
[600x450]
Спросил кто такие, от какой организации (наш народ совершенно не может воспринимать то, что существуют люди, которых не интересуют традиционные увлечения, скажем, рыбалка или охота, или еще что-то, а их хобби – изучение железных дорог. И ради этого они готовы за свои деньги ехать далеко от дома, тратить свободное время).
[600x450]
Поняв, что мы дружественно увлеченные люди, сообщил, что он недавно назначенный директор узколейки, а звонивший ему – охранник с котельной. Говорит, что регулярно на них делают набеги «металлисты». Сам он из-под Кирова, принял хозяйство не так давно.
[600x450]
С его слов получалось, что перспективы у дороги есть, о закрытии речь не идет. Дорога работает только по рабочим дням, вывозит торф, и ритм вывоза не уменьшается.
[600x450]
«Ваш Лужков в этом году даже больше торфа забрал, чем в прошлые года. Говорят, в «вашей» Москве активно идут работы по озеленению, вот и наш кубринский торф востребован». При этом, как мы поняли, работы на торфополях ведет другая организация, которая платит ему аренду за использование путей и техники. «Да есть у них один свой тепловоз, но не так давно слетел он с рельсов, летел кубарем, хорошо никто не убился. Кабина вон валяется перед депо. Пришли с поклоном – дай нам кабину взамен».
[450x600]
Под конец Владимир Степанович совсем раздобрел и даже открыл посмотреть депо. Правда, оно наполовину заполнено автотехникой. «Если есть у вас знакомые автолюбители, скажите, что продаю с хозяйства УАЗы-469 и 452, о цене договоримся. «Козлик» вообще выглядел не очень, а вот «Буханка» внешне вполне сносная. Если кому интересно, могу дать телефон начальника для переговоров (в ГАИ он уже побывал, транзитные номера он уже получил). Из железнодорожного там имелся лишь один тепловоз.
[450x600]
Распрощавшись, поехали дальше, в сторону помеченной на карте станции Ольховская. Помню, как в ранних топокартах этот участок любили рисовать как ширококолейный (ага, вот так взяли и на самом «хвостике» могучей по тем временам Переславской узкоколейной системы взяли и положили рельсы 1520 мм!).
[600x450]
После откровенно говоря не впечатляющего увиденного в депо и рядом, Ольховская предстала довольно большим хозяйством!
[450x600]
На путях станции и ответвлениях для выгрузки торфа стояло десятка полтора вагонов самых разных типов: от обычных торфовозов до 8-осного транспортера.
[600x450]
Рядом стояла служившая в прошлом осветительная вышка, подъем на которые стал уже для нас небольшой традицией на узкоколейках.
[600x450]
Насмотревшись красот с высоты, с подачи сына все вовлеклись в «игру в поезда»: его посадили на сцепку, а остальные подталкивали сзади. Погоняв взад-вперед вагоны, уже заканчивая маневры, едва не уронили торфовоз на стрелке: сын банально не удосужился проверить плотное прилегание остяка к рамному рельсу. Я снимал все на видео и выглядит это просто фантастически: вагон накатывается на стрелку, первая тележка более-менее плавно проходит, а вторая чудесным образом натурально напрыгивает на рельс. Подивившись чуду и показав сыну наглядным уроком, что на железной дороге мелочей не бывает и в каждой операции необходим контроль, мы погрузились в машину и отправились в обратную сторону.
[450x600]