Но особую роль играет закуска. Неправильный выбор закуски (например: козинаки, вафли или кремовый торт) способен свести на нет все впечатление от Церемонии. В античную эпоху водку закусывали селедкой, реже - огурцом. Во второй половине прошлого века на смену селедке пришел плавленый сырок.
Итак, Церемония в полном разгаре. Участники полностью сосредоточены на напитке. Верь мир на некоторое время перестает существовать для них. Некоторые участники принимают довольно причудливые позы. Стойка "на коленях" пришла к нам из Японии. Японцы выражают таким образом свое почтение к чаю, а славяне - свое презрение к всемирному тяготению.
Следующий этап - песнопение. Оно потрясает невольных слушателей невообразимой красотой и отсутствием лаконизма. К двадцатой минуте действа участники должны вести несколько одновременных разговоров примерно одинаковой громкости, не мешающих друг другу.
За "Песенной" стадией следует стадия "Уважительная", на которой все, кто еще остался в числе участников, горячо заверяют друг друга в своих чувствах друг к другу.
Случается, что кое-кому из выпивающих приходится раньше времени покинуть Церемо-
нию и своих друзей. В этом случае он отмечает окончание Церемонии глубоким земным поклоном, ложится на землю лицом и засыпает.
На любой из указанных выше стадий может закончиться водка.
Происходит это всегда неожиданно. В любой другой стране участники застолья с этим фактом смиряются и расходятся по домам, объясняя свое малодушие неким "здравым смыслом". Однако участники не пасуют перед обстоятельствами, а выдвигают из своих рядов так называемого "гонца", который должен добыть еще немного священной жидкости с тем, чтобы спасти Церемонию от преждевременного угасания.
Таким образом, продолжительность знаменитой Славянской Водочной Церемонии определяется отнюдь не количеством водки, а наличием дееспособных "гонцов". Чаще всего Славянская Водочная Церемония заканчивается так же постепенно и неспешно, как и начиналась. Один за другим, участники выпивают "на посошок" и уходят (иногда в себя), символизируя собой быстротечность жизни, краткость минут наслаждения и верховенство долга.
LI 3.9.25