• Авторизация


Застывшее счастье соцреализма 24-07-2008 12:08 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Ostreuss Оригинальное сообщение

Застывшее счастье соцреализма


Выпущенные кишки я видел в 1980. Особо не запомнилось. Осенью на Амуре "нанайский фестиваль" - ход кеты. В г. Амурске под Комсомольском треть социалистического балкона чаще всего отсекал ящик из нержавейки. А то даже из титана. Для солёной кеты.


Там мы пускали цех целлюлозного комбината.


В сентябре, на острова, на катере под утро - икра на водку выменивалась почти в равных объёмах. Пик жажды. Амурчане обеспечивали себя на зиму белком, а бугры, бугорки и бугорочки забивали все мыслимые гостиницы, слетаясь на красненькую из всевозможных мест необъятной Родины. Так меня вытеснили в общагу.


В месяц общага давала по трупу. Тогда, из-за баб, в угаре, сварщики Уралмаша со второго этажа молча рвали кого-то с третьего, топчась по кишкам во тьме межлестничной площадки. Их засылали на три месяца. Наверно, года три поездишь - квартира. За зарплату вряд ли. 


А теперь вернёмся к соцреализму. Картина Чеснокова "Сварщики Уралмаша". 1979. Вздрогнули? Зря:


 


 


[700x615]


 


Часто соцреализм определяют, как подрезанный рот. Название романа Гюго "Человек, который смеётся"  подразумевает шута бродячей труппы, которому в детстве подрезали щеки,что бы сделать смеющимся навечно. "Радуемся, радуемся" - как говорили в "Кин-дза-дза" :



[699x543]


 


 Радостно. Высоцкого, - "Невеста вся в прыщах,  ---- Дозрела, значит", - ничто не напоминает.


Какого-то современного китайского художника спросили как-то: "У Вас на картинах черт знает что. Это понятно. Но почему все люди всегда улыбаются?"  "Нам сказали улыбаться - и мы всегда улыбались" - ответил тот. Не помню, был ли то Вей Донг...


 


[274x480]


 


...или Ю Миньинь:


 


[533x400]





Возьмём пезажик наугад. Лето, эффектный импрессионизм, голубое платье велосипедистки...



[700x551]





(Павел Рубинский, 2006)


Потому ли это соцреализм, что нам светло и радостно? Как и предыдущие 353 картины назад? Вот и нет.


Часто мрачные картины Коржева категорически не считают соцартом. Так ли это?





[375x586]



(Гелий Коржев)


Нет. Реакция, отвержение соцреализма, даже песни Высоцкого - это тоже соцреализм. Есть бомжи, их никто не рисовал: а вот дай-ка напишу!


И зритель столь же равнодушен. Бомжи, написанные назло всем, его тоже не интересуют.


Более того, перепев Ванга Ксиньвея нашей известной "Опять двойка":



[600x400]





(Wang Xingwei, "Опять не отметка А")


...тоже является соцреализмом - как реакция, издевательство над ним!


Вот три картины 2006-07 годов:




[700x525]




(Николай Анохин)





  [700x466]


 (Григорий Чайников, "Снег на Покров")



[448x640]



(Дмитрий Шмарин, "Рыцари православия")



Все - махровый "соцреализм". Две верхних - сто лет исчезнувшие динозавры, но не это главное. Главное -  рисуют "то, что надо".  "Духовность", "православие", патриотизм... Написал бы Шмарин, как бритоголовые избивают в вагоне метро таджика, или прямо противоположное; написал бы драку в Кондопоге - в любом случае он остаётся соцреалистом. Рабом ангажированного. Зритель не знает его истинное отношение. 


Потому что пишут, что самим не интересно.


Вот оно, ключевое слово. Это странное слово "интерес". Ни в одном языке мира не имеет синонимов, в русском - заимствованное!


Одна из наиболее ценимых мною картин: "Прогулка на молу", Лансере:




[699x475]





Изображение уникально. Сколько рисовали парусников - и всё большие, военные. А тут - небольшой шлюп, возможно "купец", очень известная, острейшая проблема женщина/корабль/моряк. Быт. Но нигде не изображенный. Ясно, что художник захотел понять: как же это выглядело реально?


И тот же Лансере, растоптанный и размазанный через двадцать лет:


[480x300]
 



("Строительство метро")


Здесь ему не интересно ничего.


И это стандартная судьба русско-советского мастера. Ранний Нестеров: к колдуну, на отшибе, которого все обходят стороной, пришла девушка. "За приворотным зельем":


[400x359]



Готовая, тщательно разработанная сцена для триллера.


Тот же Нестеров, советское время. Как будто в жидкий азот окунули:


[436x500]



Мастерство художника никуда не делось,более того - выросло. Но прах его высочества Интереса давно развеялся по ветру. То самый невероятный интерес к жизни, свойственный  искусству России перед революцией:


[619x308]


И.Е.Репин. "Водевиль"


Даже сам Иогансон, создатель соцреализма ("Допрос коммунистов"), в молодости создал вот такое:


[670x402]



Это разруха.Станция (яйцо, варёное - рубликов 600). Представьте, это - единственная картина очевидца. Тогда ему было интересно всё...


Возьмём два пезажа. Левитана:


[454x600]



... и Шишкина:



[654x385]



Первый, при всём мастерстве, вполне может быть творением соцреализма. Второй - никогда. Как Дюрер знаменитого кролика, Шишкин анализируют эту чертову сныть, пытается понять, как же её вообще рисовать. Ему интересно передать то, что не было ранее - не просто траву. Сныть.


Великолепные, красочные, сильно написанные картины обречены на забвение...


[698x357]



(В.Яковлев, 1937. "Старатели пишут письмо товарищу Сталину")


Но представьте, что изменилась тема этой картины. "Вакханалия старателей по поводу открытию жилы на Ваче". И нам она сразу страшно интересна!


Вернусь к картине Кутилина "Жена":


[700x446]



Здесь не надо ничего и менять. До тех пор, пока мы видим на ней молодую, счастливую деревенскую семью, везущую на зимо сено, она является 100% соцреализмом. Стоит нам подумать, что от позы женщины прёт сексуальность, что может ещё и медовый месяц не кончился, что более классного и шикарного места для дальнейших эротических событий и не придумаешь, и... Да никак художник замаскировал под соцреализм собственную сексуальную озабоченность!


Чудо! Чудо! Куда делся совок? Ещё секунду назад был здесь...


Всего лишь смысл определяет соцреализм.


И сегодня цены на него, как на древнюю иконопись, будут расти. Империя рухнула, и кусочки мраморных колонн, шепчущих о благородных сварщиках, сильно подорожают.


Когда-то я участвовал на выставках дилетантов в Петрозаводске. Помню, на собрании один из "самодеятельщиков" пожаловался руководительнице, что какой-то профессиональный художник, финн премерзкого норова, чуть не плевался на его картины: "Не имея ни капли понятия об анатомии..." Та посоветовала в следующий раз ответить: "Зато рисую, что мне интересно." Финн по жизни рисовал лишь совковые плакаты...


Поэтому завершу собственной картиной, абсолютным отрицанием соцреализма:


[700x425]




[400x381]



Любая часть нарисована здесь потому, что представляла интерес. Поганка в траве, ягоды ежевики, курица на вертеле, ирландский тип кладки, скалы, останки немецкой кирпичной стены - всё.


И ни капли интереса, как это будет нарисовано. Я бы назвал это "сапиенсизмом". От хомо сапиенс.


Именно в Петрозаводске и случилось неслыханное, невероятное: кража картин с выставки любителей. Точнее - украли 2 картины. Мои.


И я знаю, почему.



  

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Застывшее счастье соцреализма | D-M - D-M | Лента друзей D-M / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»