К трём годам у ребенка появляются свои собственные желания, непосредственно не совпадающие с желаниями взрослого. В раннем возрасте между желаниями ребенка и взрослых не было особых расхождений. Если ребенок хотел чего-то недозволенного, взрослые быстро переключали его внимание на другой привлекательный предмет. К трём годам желания ребенка становятся определенными и устойчивыми, что подтверждается настойчивыми словами «Я хочу».
Резко возросшее к концу раннего возраста стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях ребенка, приводит к существенным осложнениям в отношениях ребенка и взрослого. Этот период в психологии получил название кризиса трех лет.
Признаки кризиса:
- негативизм – это не просто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление все делать наоборот, вопреки просьбам или требованиям старших. Причем такое стремление часто наносит ущерб собственным интересам ребенка.
- упрямство – которое следует отличать от настойчивости. Упрямство – это когда ребенок настаивает на своем не потому, что ему этого сильно хочется, а потому что он этого потребовал.
- строптивость - этот симптом является центральным для кризиса трех лет. От негативизма строптивость отличается тем, что она безлична. Протест ребенка направлен не против конкретного взрослого, а против образа жизни. Ребенок начинает отрицать всё то, что он спокойно делал раньше. Ему ничего не нравится, он не хочет идти с мамой за ручку, отказывается чистить зубы, надевать тапочки и пр.
- своеволие – ребенок всё хочет делать сам, отказывается от помощи взрослого и добивается самостоятельности там, Где еще мало что умеет.
В этот период ребенок хочет, чтобы его мнения спросили, чтобы с ним посоветовались.
И он не может больше ждать, что это будет когда-нибудь в дальнейшем. Он просто еще не понимает будущего времени. Ему всё надо сразу, немедленно, сейчас. И он пытается любой ценой завоевать самостоятельность и самоутвердить себя в победе, пусть даже приносящей неудобства из-за конфликта с близкими людьми.
В знак протеста, отстаивая свое «я», малыш ведет себя «вопреки родителям», испытывая противоречия между «хочу» и «надо».
Как надо вести себя родителям в период кризиса ребенка 3-х лет:
По тому, на кого направлен кризис ребенка 3-х лет, можно судить о его привязанности. Как правило, в центре событий оказывается мать. И главная ответственность за правильный выход из этого кризиса возлагается на неё. Запомните, что малыш страдает от кризиса сам. Если вы увидели, что очень резко изменился ваш любимец, и не в лучшую сторону, постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими в воспитательных мероприятиях, расширяйте права и обязанности малыша и в пределах разумного дайте вкусить ему самостоятельность, чтобы насладиться ею. Знайте, что ребенок не просто не соглашается с вами, он испытывает ваш характер и находит в нем слабые места, чтобы воздействовать на них при отстаивании своей независимости. Он по несколько раз в день перепроверяет у вас – действительно ли то, что вы запрещаете ему, запрещено, а может быть – можно. И если есть хоть малейшая возможность «можно», то ребенок добивается своего не у вас, так у папы, бабушки, дедушки. Не сердитесь за это на него. А лучше сбалансируйте правильно поощрения и наказания, ласку и строгость, не забывая при этом, что «эгоизм» ребенка наивный. Ведь это мы, а не кто иной приучили его к тому, что любое его желание – как приказ. И вдруг – что-то почему-то нельзя, что-то запрещено, в чем-то отказывают ему. Мы изменили систему требований, а почему – ребенку трудно понять.
И он в отместку твердит вам «нет». Не обижайтесь за это на него. Ведь это ваше обычное слово, когда вы воспитываете его. А он, считая себя самостоятельным, подражает вам. Поэтому, когда желания малыша намного превосходят реальные возможности, найдите выход в ролевой игре, которая с 3-х лет становится ведущей деятельностью ребенка. Например, при отказе ребенка кушать – накормите вместе мишку и ребенок даже не заметит, как съел всю тарелку.
В 3 года самоутверждению ребенка льстит, если вы звоните лично ему по телефону, просите его совета или делаете ему какие-нибудь «взрослые» подарки типа шариковой ручки для письма.
Для нормального развития малыша желательно во время кризиса 3-х лет, чтобы ребенок ощущал, что все взрослые в доме знают, что рядом с ними не малыш, а равный им товарищ их и друг.
Как не надо вести себя родителям во время кризиса ребенка 3-х лет:
Постоянно ругать и наказывать ребенка за все неприятные для Вас проявления его самостоятельности.
Не говорить «да», когда необходимо твердое «нет».
Не пытаться любыми путями сгладить кризис, помня, что в дальнейшем у ребенка может повыситься чувство ответственности.
Не приучать малыша к легким победам, давая повод для самовосхваления, потому что потом любое поражение для него станет трагедией. И в то де время не подчеркивать свою силу и превосходство над ним, противодействуя ему во всем – это приведет чуть позже или к безразличию во всем, или к разным видам завуалированного мщения исподтишка.
Запомните, все, что происходит с нашим ребенком, мы рассматриваем и оцениваем с позиции взрослого, а не его, многое не понимая при этом. Большинство родителей пугаются кризиса только потому, что им не с кем сравнивать своего малыша.
Чтобы кризис прошел благополучно любите ребенка.
Коррекционные игры:
«Нет-нет!Да-да!»
Можно бегать по всей комнате и громко кричать: «нет-нет!». Подбежав к маме или другому ребенку, нужно заглянуть друг другу в глаза и еще громче крикнуть: «нет-нет!».
После маминого хлопка в ладоши нужно продолжать бегать, но кричать слова: «да-да!», встречаясь и заглядывая в глаза маме, кричать нужно еще громче.
«Веселые художники»
Для игры подготовьте старые газеты, на них положите лист ватмана, кусок обоев или линолеума. Для рисования нужно развести краски – гуашь и разлить по блюдечкам.
Разрешите себе и ребенку рисовать как и чем захочется: кисточками, пальцами, кулачками, ладошками, локтями, носиком и т.д.
«Щелкаем орешки»
- Представь, что у тебя во рту орешек. Он твердый, очень упрямый. Давай попробуем его сжать зубками и расколоть:
Зубки крепче я сожму
И орешек расколю.
-Ты расколол упрямый орешек. Покажи, как ты обрадовался:
Губки чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляется.
«Веселый слоненок»
- Давай поиграем. Сейчас нужно напрячь губы и превратить их в хоботок, как у маленького слоненка:
Подражаю я слону,
Губы хоботком тяну,
Я не маленький ребенок,
А веселенький слоненок.
- Теперь сделай губки мягкими, как у девочек и мальчиков, приоткрой рот и улыбнись:
Хоботок я опускаю,
В детский ротик превращаю,
Все чудесно расслабляется
И улыбка получается.
«Помоги незнайке»
- Малыш Незнайка ничего не знает. Давай-ка поможем ему.
Незнайка закричал: «Я хочу…», «Я смогу…», «Я умею…».
Взрослый и ребенок по очереди заканчивают предложение.
«Покажи лицо»
Попросите ребенка.
· Улыбнись:
- как хитрая лиса;
- как веселый мальчик/девочка;
- как солнышко;
- как мама;
- как добрый волшебник;
- как котенок;
- как бабушка;
- как цветок;
- как птичка.
· Разозлись:
- как Баба-яга;
- как девочка/мальчик, у которой отобрали игрушку;
- как ветер;
- как волк.
· Нахмурься:
- как папа;
- как осенний дождик;
- как дедушка, когда ты мешаешь ему читать газету;
- как хмурый денек.
· Устань:
- как бабушка;
- как брат после игры в футбол;
- как мама после стрики и уборки;
- как папа после работы;
- как зайка, который бегал по лесу;
- как белочка, которая весь день прыгала.
· Отдохни:
- как девочка, которая уложила кукол спать;
- как мальчик, который построил гараж машинам;
- как мама, после того как прополола все грядки;
- как дедушка, когда он починил забор.
Советы родителям:
· Зачастую мы лишаем детей возможности приобретения жизненного опыта, который должен помочь им научиться чувствовать, переживать, понимать свои желания и потребности. Позже такой опыт должен помочь ребенку научиться сочувствовать. А пока помочь дочери или сыну должны вы. Плачущему можно сопереживать, утешая; грустного – расспросить, что с ним; любопытному – рассказать историю и т.д.
· Если своеволие не вредит здоровью ребенка – не мешайте ему, пусть убедится: если долго чистить зубы – не посмотришь вечернюю сказку, а если не сложишь книги, то потом трудно найти нужную, чтобы мама почитала перед сном.
Своеволие означает переход ребенка от состояния беспомощности к независимости. Упрямство, негативизм, строптивость – пути преодоления препятствий маленьким человеком, который начинает осознавать свои силы и проверять их.
Если малыш не научился выигрывать, осуществлять свои планы и удовлетворять потребности, то, взрослея, он может избегать ответственности даже за собственную жизнь, обвинять других в своих неудачах и оправдывать свое бездействие.
· Воспитывайте у ребенка способность принимать собственное решение, иметь собственное мнение, отвоевать собственное жизненное простаранство.
· Прежде чем навязать ребенку готовое решение, спросите у него, чем бы он хотед заняться. Предложите малышу самостоятельно сделать выбор, пусть сам примет решение.
· Ребенка необходимо учить:
- играть самостоятельно;
- быть одному, когда мама занята;
- самому слушать, думать, рассматривать картинки;
- самостоятельно придумывать себе игру.
· Уважение к желаниям малыша. Недопустимо чтобы мама трехлетнего малыша, торопясь куда-нибудь, забывала о возможностях и способностях своего ребенка. Его нельзя просто так оттащить, увести, одеть, накормить, расчесать, умыть. Гораздо полезнее научить малыша выслушать маму и выполнить ее просьбы.
· Бунт и капризы в период кризиса трех лет следует не искоренять, а направлять в другое русло – игру-соревнование, игру-сказку, игру « в семью». Играйте с ребенком – через игру дети избавляются от глупого упрямства, а их поведение становится целенаправленным и настойчивым.