пробежала глазами рассылку и не смогла удержаЦца, чтоб хоть кусочек да не выложить... может еще кому кроме меня это интересно будет...
Информация взята здесь:
http://subscribe.ru/archive/science.humanity.levimaster/200401/07175326.html
О всеединстве
ВЛ, я студентка. В ваших книгах встречаю понятие или мысль, которую мне пока почувствовать не удается.. Это мысль о ВСЕЕДИНСТВЕ, с признанием которого исчезает и одиночество, и страх. Логикой понять, кажется, несложно - да, всё и все в сущности едины, на то есть самые разные научные обоснования, но почувствовать как-то не получается...
Может быть, я прислушиваюсь и приглядываюсь не к тому? Может, стоит обратить внимание на что-то совсем другое? Как развить в себе способность ощущать это всеобщее единство? Я пока не нашла ответа... Таня.
Таня, спасибо за хороший и редкий вопрос.
Ты права: всеединство как общая отвлеченная категория воспринимается довольно легко. Вроде бы очевидно: все мы живем в одном космосе, под единым солнцем, на одной общей планете и составляем всемирный целостный экоорганизм; все переплетено, все взаимосвязано...
А вот ощутить всеединство, как мы ощущаем солнечный свет - или земное притяжение, когда падаем, - трудно. Слово "ощутить" в этом случае близко к слову "поверить" - или "проникнуться".
Трудно поверить. Трудно проникнуться. И вот почему.
Потому что реальная жизнь, которой живем мы, - жизнь с огромным количеством отъединений, разобщений и отчуждений.
Жизнь в отрицательных связях: в конфликтах и войнах. Какое там всеединство, когда каждый озабочен своей шкурой и все только тем и заняты, что друг друга обманывают, друг на друга охотятся, друг дружку пожирают и уничтожают?..
Ну да: растет травка на земле, травку коровка кушает, коровку кушаем мы, потом помираем, в землю кладут нас, из земли, удобренной нашим прахом, опять травка растет, травку снова коровка кушает, наши детки - коровку и так далее.
Такое всеединство душу не греет.
Но вот, Таня, посмотри, вот послушай:
Я с вами - там, в вечернем освещеньи,
и жизнь моя пылает и поет.
Я говорю, - но с прежним нет сравненья, -
привычных слов утрачено значенье,
так пусть мое молчание цветет.
Ведь песня - это многих душ молчанье,
что из души единственной звучит.
Вот с нами скрипка говорит -
мелодия расходится лучами,
но глубже всех скрипач молчит.
Я с вами, робко внемлющие, с вами...
Я одинок, но наша связь крепка.
меня не украшайте именами -
я с вами и без слов, издалека...
...Я с вами, жаждущие песнопенья, -
звук бесконечен, но случайны мы;
без страха жду последнего мгновенья...
Ты, музыка, творишь. В твоем твореньи
единственность сквозь множество дана...
Я с вами. У зверей и у растений
я сходное спокойствие встречал -
лишенное боязни утешенье,
подобье сна...
Вот оно, ощущение всеединства, явленное силой живого переживания и потоком поэтических образов. Это из стихов Рильке. (Перевод Т. Сильман, может быть, и не самый лучший по литературному качеству, зато точный по смыслу и интонации.)
Здесь не нужно ничего объяснять - всеединство УЖЕ дано, уже ЧУВСТВУЕТСЯ как состояние души, состояние, в котором воистину нет места страху и побеждено одиночество. ("Я одинок. но наша связь крепка...") И это не просто переживание экзальтированного поэта, не имеющее ничего общего с антипоэтичной реальностью, - нет, это открытие месторождения истины, пронзание сути, постижение сокровенной тайны, глубины жизни. Что можно добавить к гениальному определению всесвязующей мощи музыки: "...песня - это многих душ молчанье, что из души единственной звучит"?..
На вопрос "как ощутить всеединство" - ответ вот:
ЖИТЬ ПРИСТАЛЬНО,
связно жить, связно внутренне - в отличие от бессвязности нашего наружного существования, - связно думать и чувствовать - пристально - как у Блейка:
В одном мгновенье видеть вечность,
огромный мир - в зерне песка,
в единой горсти - бесконечность,
и небо - в чашечке цветка...
Чувство всеединства дает любое самозабвенное проникновение в глубину мира - с любой его стороны. Во что бы мы ни погрузились: в поэзию, в музыку, в живопись, в науку, в религию, в историю, в природу, в общение, во врачевание - мы неизбежно обнаружим себя внутри организма вселенной, на кончике какого-то его нервного окончания, принимающего импульсы отовсюду - и посылающего во все пределы свои позывные, явные или тайные...
Кроме Рильке, назову в произвольном порядке еще двадцать авторов разных времен, которые с разных сторон говорили о всеединстве, и каждый его по-своему чувствовал и в соответствии жил. Будда, учитель жизни. Лаоцзы, китайкий мыслитель. Марк Аврелий, римский император-философ. Владимир Соловьев, Николай Федоров, Николай Бердяев, Семен Франк, русские философы. (Само слово "всеединство" впервые ввел в философский обиход Владимир Соловьев, а пришел он к этому представлению через углубленную, творческую веру в Иисуса Христа).
Лев Толстой, в рекомендациях не нуждается. Вернадский, русский ученый, создатель теории ноосферы. Тейяр де Шарден, французский философ и антрополог (у него есть книга "Феномен человека", в которой встречается словосочетание "ткань универсума", ткань вселенной - "ткань" превосходно передает свойство сквозной всесвязности). Альберт Швейцер, немецкий врач, музыкант, мыслитель, подвижник. Януш Корчак, польский врач, педагог и детский психолог, антифашист.
Александр Мень, российский священник, ученый и писатель. (Портрет Владимира Соловьева жил над его рабочим столом...) Антуан Сент-Экзюпери, французский писатель и философ, военный летчик. Ричард Бах, американский писатель, тоже летчик. Уолт Уитмен, американский поэт. Ошо, индийский гуру. Ауробиндо, индийский мыслитель и поэт. Виктор Франкль, австрийский психотерапевт, создатель основанного на идее всеединства психотерапевтического направления - логотерапии - смыслолечения. Мераб Мамардашвили, грузинский и российский философ...
Это лишь малая часть огромного списка. Но уже достаточная для поддержки на жизнь...
LI 3.9.25