WOW!
Понимаю, конечно, что до первоапрельской шутки "это" может немного и не дотягивает, но однако приключилась со мной вчера крайне забавная история!..
Вчера, желая немного подразгрузить голову в процессе продолжающегося сведения своего нового сольного альбома "Шива, погружённый в самоанализ", я решил посмотреть нет ли никаких реакций в необъятной сети на недавно выложенное так называемое эссе всей моей жизни "Новый Космос, или Анализ человеческого "Я" как Единственной "объективной" сущности бытия" (кстати, я его немного подредактировал, исправив опечатки и кое-какие мелкие несуразности (
http://narod.ru/disk/8991507001/novyj_kosmos_r.doc.html)), я обнаружил НЕЧТО!..
Это НЕЧТО - не что иное, как авторская монография одного профессионального, не побоюсь этого слова, философа, носящего, что самое забавное, ту же фамилию, что и я!!! :)
Работа Станислава Петровича Гурина называется "Маргинальная антропология"! Конечно, я немедленно "это" скачал, распечатал и - о, чудо! - оказалось, что это действительно Кладезь Прекрасного! Странным, он же - совсем не странный, образом мне это удивительно близко на полном серьёзе!
А второй параграф второй главы под названием "Маргинальные феномены человеческого бытия", посвящённый Празднику как таковому - это и вовсе то, под чем я без каких-либо замешательств могу подписаться и, БОЛЕЕ ТОГО, именно что подписался, отдав почти 15 лет своей жизни проекту "Новые Праздники" (
http://www.novopraz.com )!!!
Так, например, читаем:
"...Праздник – всегда на грани преступления, пре-ступления всего известного, одобренного, рекомендуемого. Праздник – это преступление против самосохранения старого мира, его самоуверенности и мнимой самодостаточности. Праздник нарушает, разрушает, взрывает изнутри все устоявшиеся социальные структуры, общественные привычки, моральные нормы. На празднике смешивается грех и святость, когда грех совершается ради общей радости, а уверенность в собственной непогрешимости и богоугодности разоблачается как грех.
Отсюда следует, что любое преступление в некотором смысле – праздник. Обыкновенная жизнь слишком пресная, скучная, мрачная, тусклая. Преступление интереснее, ярче, веселее, романтичнее. Хочется острых ощущений, ярких переживаний, веселья, радости, упоения, полета, света. Все должно быть по моему, как я хочу. Преступление неизбежно. Каждый участник карнавала в какой-то степени преступник, и каждый может оказаться жертвой.
Преступление - это другой тип отношения с бытием, иная тактика и стратегия человеческого бытия, альтернативный способ проживания человеком своего бытия (“жить нужно быстро, умереть молодым” 62) ). Преступление – это высокая интенсивность бытия, бытие под напряжением, праздник экзистенции. Преступление - это воля к самовластию, вызов судьбе, испытание удачи, везения. В преступлении достигается экстаз, транс, прорыв в другие измерения бытия.
Преступник в момент совершения преступления чувствует себя всемогущим существом, сильным, дерзким, свободным, самовластным, почти богом - я все могу! право имею! Преступник на какое-то мгновение прорывается в такое состояние, где еще (или уже) не возможны оценочные суждения, где все начинается сначала, как бы в момент Первотворения, в состояние до грехопадения. Преступление - это попытка обожения своей волей, желание своими силами сделать свой рай, темный, черный рай.
Для праздника и преступления более подходит ночь, когда скрывается все очевидное и наступает время иллюзий и грез. Ночью возможен обман, подмены и любые превращения. Ночное бытие изменчиво и зыбко. Ночью привычные истины оказываются ложью, а ложь хочет казаться правдой. Только утро может расставить все по местам. Только утром становится ясно, что мы пережили ночью – праздник или преступление.
Важную роль в мифах играет трикстер – обманщик, осквернитель, пересмешник и сквернослов. Он притворяется, передразнивает, парадирует, осмеивает святыни. Трикстер - анти-герой, противник героя, лже-герой, самозванец. Он пытается подменить героя, занять его место, воспользоваться плодами его подвига, присвоить себе его славу. Но в то же время трикстер – это альтер-эго героя, его второе я, темная сторона его души. Обычно он хитрый, жадный, трусливый, подлый.
Можно предположить, что трикстер – это несостоявшийся герой, он выделяется среди всех остальных, но не дотягивает до героя. Однако его роль более сложная, даже парадоксальная. Трикстер нужен сюжету мифа не только как спутник или противник героя. Он выполняет свою, вполне самостоятельную функцию. Это функция разоблачения всего ложного, чтобы могла утвердиться истина. Это функция наказания всего греховного, чтобы восторжествовала справедливость. Это функция разрушения всего старого, чтобы освободить место для нового творения.
Такую роль выполняет Шива в Тримурти Брахма-Вишну-Шива. В христианстве это гнев Божий, бич Божий, Страшный Суд. Поэтому трикстером не может быть кто угодно. Главный трикстер христианства – это сатана (др. евр. - противник, подстрекатель), дьявол (др. гр. - клеветник), когда-то бывший первым ангелом Денницей. Трикстер должен быть сильным, смелым, умным (см. образ Иуды Искариота у Л. Андреева, М. Волошина, Борхеса)."
С. П. Гурин "Маргинальная антропология":
http://www.i-u.ru/biblio/archive/gurin_marginalnaja/
Макс Гурин "Новый Космос, или Анализ человеческого "Я" как Единственной "объективной" сущности бытия":
http://narod.ru/disk/8991507001/novyj_kosmos_r.doc.html
Макс Гурин "Новые праздники-2":
http://narod.ru/disk/15849782000/novye%20prazdniki_2.doc.html (Тут уж без этого никак нельзя... :))