4
08-10-2004 10:25
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Глобализация и люмпенизация: социальные корни преступности
ООН перестала выполнять свою функцию. Человечество с таким коллективным управляющим органом глобальные проблемы не решит. Можно говорить об 'эффекте динозавра': человечество много и быстро есть, мало думает и медленно реагирует. Скорость же
социальных и экологических изменений очень велика и продолжает нарастать. Что показал
саммит тысячелетия? Он показал, что 'новое мышление' продолжает оставаться для
политиков 'тайной за семью печатями'. Термин 'глобализация' был ключевым и звучал
через слово. Но от этого понимания не прибавилось. Похоже, что девальвация понятия
началась до того, как оно обрело полноценный смысл. В пятиминутных выступлениях (дабы
соблюсти равенство и демократичность) каждый выступавший глава государства жаловался
на несправедливость по отношению к его стране в распределении ресурсов. Так сказать,
тянули одеяло на себя. Германия и Япония требовали изменения своего статуса в ООН,
поскольку они играют важнейшую роль в мировой экономике, т.е. тоже тянули одеяло на
себя. Лишь Фидель Кастро сказал о том, что спекулянты правят миром, а Нурсултан
Назарбаев заявил, что если и дальше лишь богатые страны будут пользоваться плодами
глобализации и благами цивилизации - неизбежен рост конфронтации в мире.
Глобальный кризис человечества уже проявился. Его уже нельзя скрывать. До сих пор мы
говорили о диагнозе болезни и ее причинах. Теперь необходимо сказать о том Кто виноват
и Что делать? Д. Кортен дает такие ответы на эти вопросы: 'Собственно, процесс
'устойчивого развития' 5 лет двигался в противоположном направлении - мы видим
консолидацию корпораций и растущую приверженность правительств интересам ТНК.
Свободная торговля без границ, которую сейчас пропагандируют, на самом деле подрывает
и демократию, и рынок - так как дает власть нескольким монополиям' [3, с. 22]. Т.е.,
власть в мире переходит от демократически избранных правительств к владельцам
транс-национальных корпораций. В их руках сосредотачиваются ресурсы, власть и сила,
управляющие мировым хозяйством, а значит и людьми, и даже народами. Все это происходит
в рамках закона. Но реальность такова, что и Закон, и Рынок, и Демократия меняют свою
сущность на противоположную. Закон, в рамках которого принимаются экономически
выгодные решения владельцами ТНК, оставляет вне закона миллионы людей, которые не
вписались в экономические схемы ТНК и Рынка и лишает тем самым их права на жизнь.
Святослав Забелин пишет: '... фундаментальным аспектом кризиса является 'переход'
большинства человечества в категорию ненужных с точки зрения экономики людей.
Технологический прогресс к концу ХХ века сделал так, что для обеспечения человечества
всем необходимым достаточно, чтобы работали всего 20%, а остальные 80% могут
'отдыхать', другими словами, безработица есть объективное следствие данной формы
технического прогресса, мотивированного желанием освободить человека от труда. Однако
доосвобождались до того, что неотменимая общепринятая социальная норма - 'кто не
работает, тот не ест' ставит под вопрос физическое выживание большинства в условиях
отсутствия дефицита средств существования' [2, с. 123]. Такова диалектика. Чем больше
законов, тем меньше прав. Чем больше концентрация капитала в одних руках, тем легче
выжить на Рынке, но тем меньше субъектов рынка и тем самым самого Рынка, т.е. это
диалектический возврат к плану. Д. Кортен пишет: 'Запад утверждает, что в бывшем СССР
победил рынок - но на деле это чистая форма корпоративного капитализма, и
централизованная плановая экономика государства уступила место плановой экономике ТНК'
[3, с. 22]. Но ведь то же самое происходит и в мировом масштабе: мир переходит к
плановой экономике ТНК, или есть еще термин 'финансово-экономическая группа' - ФИГа.
Но ТНК - не государство, и решение социальных вопросов для них - несвойственная и
вынужденная функция, которая и решается в меру полезности главному - прибыли, и только
для сотрудников. Остальные - лишние. Так ТНК на новом диалектическом уровне начинает
выполнять функции средневекового цеха: контролировать рынок, ассортимент и качество
продукции. Это похоже на неофеодализм. Уже не Рынок контролирует качество товаров, не
спрос на Рынке определяет ассортимент, не подвижная коньюнктура контролирует Рынок, а
ТНК. С помощью рекламы формируется спрос, ассортимент, вкус и цена. Реклама как своего
рода религия, которая определяет, что хорошо, а что плохо, за что нужно платить
(покупать) и сколько, а за что не нужно, ради чего стоит жить, ради чего не стоит.
Как обстоят дела с демократией? Обратимся опять к Д. Кортену: 'В данной ситуации мне
кажется, что только гражданское общество может изменить процесс. Подобные встречи в
ООН (об этом чуть позже - Е.С.) дают возможность для создания международного
гражданского сообщества, интернационализации гражданского движения. Оно должно стать
политической силой - чтобы люди получили назад власть, которую их правительства отдали
бизнесу. Сейчас задача общественных организаций - показать людям, что есть
альтернатива нынешнему пути развития, и что существующие институты власти можно и
нужно сделать действительно подотчетными обществу' [3, с. 24]. Фактически речь идет о
том, что произошла криминализация власти, которая избирается законным демократическим
путем. И Итальянская или Русская мафия выглядят детскими игрушками и вчерашним днем по
сравнению с тем, что происходит на глобальном уровне сегодня. И никто не виноват,
поскольку таковы правила игры. Значит нужно менять правила игры. Но кто их будет
менять и какими они будут? Никто не хочет упустить свою выгоду.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote