Георгий, ))) ты довольно редко высказываешься непосредственно о театре или кино. Подумала, что в этом посте ты говоришь о чем-то из жизни, как бы по модели искусства...
вот Никулина стоит только в первом же появлении в "Брилл. руке" увидеть - и как в теплую ванну попал: такой удивительно славный, добрый, симпатичный, магнетический человек (герой фильма). Прямо как излучения какие-то от него там исходят. Думаю, конечно, такое может сделать только актер. Режиссер может его "навести", поддержать, выгодно подать. Но собственно сделать - только артист.
Но в такой коллективной и совместной работе - кто ведет, является "генератором", это не_всегда, наверное, одинаково. И всегда таинственно, со стороны ))
Вот когда смотришь спектакль совсем новый, еще не_устоявшийся, то, бывает, прямо на глазах еще происходят новые открытия, находки, которых прежде того не_было... это уже артист работает перед зрителем, прямого воздействия режиссера нет. Иногда бывает даже совершенно очевидно, что вот этот момент родился неожиданно для самого артиста. Такие мгновения для зрителя, к сожалению, очень редки, в своей жизни я их "коллекционирую", буквально единицы за все годы могу насчитать. Но тем более драгоценные. А представь, что творится на репетициях, когда рождается основная масса воплощений и находок!.. недаром многие работники театра любят репетиции гораздо больше, чем спектакли :)
...Мейерхольд, вот, репетировал в Александринке в начале двадцатого века лермонтовский "Маскарад". Пятнадцать, если не_ошибаюсь, лет подряд он репетировал "Маскарад". И все в театре уже так привыкли, что репетиции "Маскарада" это составная часть жизни, навсегда :) Вдруг сменился директор и сразу издает приказ: такого-то числа премьера. Все в театре чрезвычайно удивились ))))))))
Да, то, что актер в контакте со зрителем?
Я актеров очень люблю. Но, когда репертуары театров дают такую возможность, хожу главным образом "на режиссера". От режиссера единство, авторство высказывания, цельность произведения. Это ощущается, даже вот можно, как я, не_быть специалистом по театру, чтобы это уловить. Расхожее, но верное сравнение, что артисты это краски в руках режиссера. Они, наверное, даже сами иногда не_полностью осознают, в каком контексте видит их персонажей зрительный зал.
(Рассказывала ведь уже, как Зельдин в "Загнанной лошади" сидит на садовой скамейке-качалке, выглядит совершенно как птичка в клетке, а когда я (посчастливилось) высказалась об этом его партнерше (она сидит в тот момент рядом с Зельдиным "на траве"), - партнерша крайне удивилась и сказала: "Да?... Из зала это ТАК выглядит?!...")))
А бывает артист - сам себе режиссер. Вот как Борис Плотников. Он создает настолько собственный и многограннный мир, что возможно сидеть терпеть в спектакле "дыры" ))) Как это получается, удивляюсь. Заменить целостную режиссуру всего спектакля он, конечно, не_может, но своего героя он вписывает в контекст общего содержания совершенно по-режиссерски, целостно так, ой не_могу сформулировать )) И также не_обязателен ему режиссер для того, чтобы наполнить бытие персонажа деталями, красками. Он их сам находит. А вообще ведь режиссер должен артисту в этом помогать! Как-то раз в моей любимой Комиссаржевке ставил спектакль режиссер-иностранец, приезжал очень изредка, давал "общие указания" довольно такие беглые. А в спектакле было занято очень много актрис, и вот каждая мучалась - что ей делать в этой сцене, что взять в руки, куда повернуться и т.п. А одна очень опытная актриса, ветеранша, блестящий конечно мастер, но уже в пожилом возрасте - молодежь-то от нее такого не_ожидала - она сама поставила себе всю роль, например нашла какую-то лупу, другие предметы, с которыми ей было что делать и через эти действия она имела возможность выразить состояние своей героини. И получилась очень яркая роль. Все в театре только ахали, и она тоже гордилась, потому что они-то хорошо знают "цену" такой работы без режиссерского присмотра. И молодежь тогда увидела пример настоящего актерского профессионализма, рты поразевали ))) Мне говорила не_только эта пожилая актриса - Галина Петровна Короткевич, но и независимо в других разговорах молодые актрисы. Я говорю: а вы думали, если Галина Петровна последние десятки лет не_получала такой блестящей роли, как когда-то ее Миллиардерша в пьесе Шоу, - так она что, перестала от этого быть суперской актрисой? У таких профи мастерство в крови сидит. Чуть дай повод - и воспрянет.
Тяжелая профессия очень. Режиссерская тоже, и актерская тоже, на разные лады они тяжелые.
Уфф, убегамс )))
Георгий, не_знаешь, что с Эль? она опять удалила дневник.