• Авторизация


Капкан ("Нужно звать") 06-07-2005 08:55 к комментариям - к полной версии - понравилось!


(из историй про кота Сурку и его окружение)

Этот фрагмент Суркиной кошачьей жизни я записывала в коммент в дневник Эль - на ее пост о том, что кошка сильно ушибла лапу. Сейчас под настроение от пекинесских щенят вспоминается про кота много. Собак у нас не_было. Правда, наречь котенка доверили мне, и почему-то приискала ему имя СОБАЧЬЕ - из рассказа Аксакова "Сурка".

Кота воспитала моя мама. Видимо, ее воспитание было в идеальном согласии с законами кошачьей природы и собственными талантами Сурки. Потому что вырос он на редкость - всем котам кот. Сильный, мощный, выносливый, бесстрашный, безгранично ленивый! Истинный боец и эпикуреец :) . Он истреблял всех птиц на даче и побивал всех котов в округе. Только с лидером беспризорных котов у нашего была вечная боевая ничья - они не_могли победить один другого. (Эти постоянные, свирепые, смертные схватки!.. мы разливали их водой, со всех ног поспешая к "горячей точке" с полным ведром, а по возможности и двумя ведрами! - ориентиром, куда бежать, был фантастически громкий кошачий ор).

Но сегодня не об этом, а
- про капкан...


* * *

Почти по тексту старого коммента).

- У меня кот когда-то попал лапой в капкан и пришел с ним домой бог весть на какое расстояние. Так он суток с двое ничего вообще не_ел, только пил и то не_сразу.

Потом лапа зажила. Но уже совсем потом. Первые несколько дней он страшно и беспрерывно кричал, уйдя от меня в сарай. Забился там и прятался под дрова, даже когда заходила я. (Поставить ему еду, питье). О повязке с лекарством и речи не_могло быть - сразу сбросил... Уж не_помню, через сколько времени он стал снова подпускать к себе людей!.. - Что он пережил? может, его подманили лаской (он горделивый был кот и доверительно-великодушный). Подманили и накинули-защелкнули этот капкан. А Сурка сумел вывернуться из рук, укусил, вырвался... Или на земле угодил... Так или иначе, его доверие к людям было ранено-покалечено почти так же сильно, как лапа!

Но все-таки выправился. Никаких следов не_осталось - и сила, и ловкость, и грация, и быстрота, всё при нем! Нрав тоже восстановился прежний. (Богатырь был кот, телом и духом :-)

Причиной стала, по-видимому, его необычная голубовато-серебристо-серая шкурка. Гладкая, густая, совсем под ленскую белку! (Эль, наверное, помнит, а еще кто-нибудь знает ли, что за изысканная роскошь - белка с реки Лены? это нам не_европейская сусликообразная ;) .
И вот ради шкурки на него охотились. Кто-то не_из нашего двора.

Но - это же кот, не_запрешь его в доме, как в тюрьме. Коту взаперти - так и так не_жизнь... И в конце концов им удалось задуманное. Пропали одновременно трое (все домашние, из трех разных семей) - наш кот, его двухлетний сын и чья-то из них дочка, совсем маленькая. Все они были как вылитые одного окраса и стати. Но то уже гораздо позже - года три или четыре после истории с капканом.


* * *

В капкан Сурка попал в августе, когда ночи в Якутске были совершенно черные, непроглядные. В те недели случилось так, что я в доме жила одна. Отец-топограф был, как у нас говорили, "в поле" - это значило в непролазной тайге :) . Мама была, как у нас говорили, "на материке", или "в Европе". А мы с моим котом были где-то посередине - в городе, но без асфальта под ногами.

Август стоял очень сухой, а перед тем был затяжной период дождей. Засохнув, глинистая земля совершенно затвердела. На ней не_было ни одного ровного пятачка - сплошные комья, гребни, рытвины, извилины! Колеи, узкие и широкие, от проезда телег и велосипедов. Отпечатки ног уймы людей и животных, ходивших и бегавших по двору под дождем в разных направлениях - кому куда надо было. И вот всё это множество - сухое, жесткое, острое, колючее... мелкие частицы под ногами неустойчивы, перекатываются, иногда рассыпаются в крошку... крупные валы и борозды громоздятся вдоль и поперек - в масштабе кота как завалы из бревен.

Каждый вечер в эти недели кот исправно возвращался домой. Вопреки всем своим обыкновениям. - Понимал, что ребенок один.
И вдруг в этот вечер - нет кота. Выхожу, кричу его... Нет и нет. Снова и снова.
Уже совсем без надежды вышла около полуночи. В последний раз, думаю. - "Сурка, Сурка!" - так и нет ответа.
Зачем сошла по ступенькам крыльца, и сама не_знаю! И - ногой во что-то мягкое, в углу перед нижней ступенькой. Наклоняюсь, тьма кромешная, ощупываю - мой кот!!!! Подхватываю его и поднимаю, а он такой тяжелый, как никогда! Весь обвис! А там еще и капкан увесистый. Капкан обнаружила уже когда занесла Сурку в дом. Разбудила слесаря в соседнем доме нашего двора, слесарь сказал, что капкан лисий. И как это кот с ним дошел, дескать, такого не_бывает.

Когда представляю, как он шел. Как преодолевал каждый комок, каждую рытвину и кромку!.. Подать голос он, видимо, не_мог - ВСЁ сосредоточил на усилиях идти... (может быть, ползти). Он добрался до входа на крыльцо - а крыльцо со ступеньками. Такой чаянный родной дом встретил не-пре-о-до-ли-мым препятствием.

Когда он лежал там комом, приткнувшись в угол, еще в сознании, - наверное, он все-таки ждал меня? Или уже ничего не_мог чувствовать? Сколько времени он там лежал?

Если бы я не_вышла...

И еще, думаю, если бы на протяжении всего вечера я не_звала его, не_окрикала бы время от времени, то, может, ему все-таки недостало бы сил дойти. А так он знал, что его очень-очень ждут.

(С тех пор, кстати, я верю, что нужно звать. Даже когда это кажется бесполезным. -)
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (15):
Драматическая история... Не знаю, можно ли так про Кота сказать, но перед такой силой духа просто преклониться хочется.
У нас уже здесь, у Германии, тоже жил замечательный кот Касьян - Каська. Умница, с уникальной интуицией, с "аристократическим" характером. И больное место нашей семьи, потому что упогиб в возрасте всего трех лет. Правда, цивильно умер, в клинике, но это была такая трагедия, для дочки особенно. Несколько раз хотела о нем написать, но что-то сдерживало. Кажется, впервые пишу вот так, не в приватном письме.
GenuineLera_2003 06-07-2005-10:34 удалить
Да, Раиса, они ведь как родные становятся,
нашего-то убили уже в годах, а ваш молодой, казалось - столько еще впереди. Он болел, да? настрадался...

Про силу духа, мне думается, Вы очень верно сказали. Что преклониться перед ней хочется. И поверх всех остальных чувств - у меня было именно это чувство.
- А ну и что, что кот, - живой же.
Geo57 06-07-2005-13:18 удалить
Да... впечатляет.
С Каськой произошло несчастье. Мы уезжали в Россию на месяц, а к нам приехали и жили родители мужа специально, из-за нашего четвертого члена семьи.
Через какое-то время свекровь звонит: "Не знаю, что с котом вашим делать, не ест ничего". Я успокаиваю, что он вообще мало ест. Он у нас элегантный такой был, "за фигурой следил". А еще гордый - далеко не с каждым станет общаться, обижался, когда мы уезжали.
В общем, не думали, что все гораздо серьезнее. Когда мы вернулись, увидели, что с ним, действительно, неладно что-то. Папа с дочей повезли его в клинику. Оказалось, что он проглотил что-то пластиковое и оно в кишечнике застряло, он есть ничего не мог, непроходимость получилась.
Врач сказал, что операция стоит 600 евро, но лучше его усыпить, так как он слишком ослаб и почти наверняка не перенесет операцию.
Папа посмотрел на Анюткино лицо и сказал: "Оперируйте".
Вечером врач позвонил и сказал и сказал, что Каська во время операции умер.
Анютка два дня не выходила из своей комнаты, сидела с распухшим носом и зареванными глазами. И до сих пор ни разу о нем не заговорила (два года прошло). Только в прошлом году, когда кто-то собирался нам принести котенка, и я сказала ей об этом, она ответила: "Мне не надо после Каськи никого". Вот такая грустная история.
Раиса_Крапп, к животным так привыкаешь...Они становятся чем-то бОльшим для нас, чем просто животные...
У нас когда первая собака умерла, я тоже несколько дней плакала...Болела; мы её две недели вытаскивали. А от чумки собаки за пару-тройку дней умирают. Наша старалась, держалась...Но ничего не помогло.
Я сильно переживала. А была уже вроде взрослая, девчонки у меня уже большие были...
Грустно, что их век так короток...
Та_самая_Эль
06-07-2005 11:10
[обратиться по имени]
О, еще раз эта история! Спасибо, Лера!

Сила духа - да...
Иногда просто потрясает.

Наша Васька.
Мы оставили её в доме с котятами. Потому что ехали в Испанию всего дня на три. И потому что там своих две кошки-подростка. Боялись, что Васька будет их гонять, охраняя своих.
В общем, оставили дома.
Оставили много сухохо корма, воды, туалет.
Закрыли их в спортивном залике - потому что по дому сигнализация, нельзя по дому ходить, включится.
В той комнате, где их оставили, приоткрыли немножко окно, для воздуха; и жалюзи опустили не до конца - малюсенькая щелка, для воздуха опять же.
Это было глупо. конечно - хватило бы им воздуха, комната большая!
Васька, привыкшая к свободе, в эту щелочку вылезла; а может, меня искала?
А вот залезть обратно не смогла - это окно слишком высоко над землей. На первом этаже, но высоко.
Я не знаю, когда она вышла, может, сразу после нашего уезда? И все эти три дня она рвалась к котятам...
Она прогрызла дыру в толстой деревянной двери на заднем дворе.
Глупая, она ведь не знала, что другая дверь в комнату к котятам тоже закрыта...
Мы приехали; все оказались живы-здоровы, котята толстенькие - может, научились грызть сухой корм?
Вот только Васька была осипшая от крика.

Сейчас сфотаю дырку.
[показать]
domosed 06-07-2005-14:51 удалить
Та_самая_Эль - Твоя Васька уже котёнком отличалась умом и характером...
А вообще кошки они весьма умные существа, вот ведь ложатся человеку на больное место и становится лучше!

Лера - пережил тож, в детстве нашу собачку задавили, я очень хорошо помню как страдал тогда...
К животным привязываются сильнее, чем к людям... Странно, но факт. И ухаживают за ними лучше, чем за людьми....
Лера, хотя и это название хорошее, просится еще одно: "Нужно звать".
Очень нужно...
Хорошо так все написано!
GenuineLera_2003 09-07-2005-08:08 удалить
...их век короток,
и поэтому - как раз именно они (я думаю) учат людей основам жизни.

Может, поэтому и привязываются к ним сильнее, чем к людям. Хотя - всё зависит... -)
GenuineLera_2003 09-07-2005-08:26 удалить
Раиса, мне кажется, Вашу дочь понять можно.

А если бы папа не_посмотрел в ее лицо, -
то как бы после этого она смотрела на него, да?..

Очень жаль, когда что-то поздно выясняется, и неизбежно мучает мысль, что можно было направить и хлопоты и затраты на другое, и, возможно, с более желательным результатом... Но а, с другой стороны, КАК знать?

Вот в книге Зельдина читаю - они с женой поехали на кинофестиваль в Сочи и взяли с собой свою собачку. А в пути было очень жарко, собачка съела мороженое и схватила нешуточную болезнь (ангину, кажется). Никому в голову не_пришло предположить именно эту болезнь. И собачка умерла. Они ее очень-очень любили. И от потрясения, от воспоминаний вообще не_могут больше бывать в Сочи - и поэтому перестали посещать этот кинофестиваль. Хотя по делу он был бы им нужен.

Может, постепенно такая острая боль пройдет... Может быть...
GenuineLera_2003 09-07-2005-08:35 удалить
Домосед, я несколько_иначе, наверное, пережила, чем вы о собаке. - Ведь наш кот тогда все-таки вернулся и остался жив.

А преобладало, как уже отметила, действительно чувство восхищения, преклонения ... То, что совершил кот, это ведь настоящий подвиг. На такое живое существо невольно глядишь снизу вверх - оно как сверхчеловек :-)
GenuineLera_2003 09-07-2005-08:39 удалить
Эль, прогрызенная дырка тоже потрясает.
На фоте не_могу разглядеть - нижняя, да ведь? т.е. не_маааленькая круглая в "боковом" полотнище двери, да?
GenuineLera_2003 09-07-2005-08:51 удалить
цит. Надежного:
"Лера, хотя и это название хорошее, просится еще одно: "Нужно звать".
Очень нужно...
Хорошо так все написано! "
- - -

Александр, большое спасибо за такую тонкость восприятия и отзыва.

Название Вы дали замечательное.

Под такое название текст даже хочется доработать и, пожалуй, чуть переориентировать, акцентировать эту мысль.

Но - несмотря на это - название все-таки запишу :)
очень оно красивое. Пусть хотя бы в скобках...

Спасибо!
GenuineLera_2003 10-07-2005-15:29 удалить
в субботу вечером Анна Яковлевна Юрканская ВСЛУХ прочитала (я принесла распечатку).

...это праздник, растрогана и взволнована...

Потом она рассказывала про своих знакомых собак -) .
GenuineLera 29-10-2007-10:56 удалить
(Сейчас вот подумала: а и то, если бы земля так сильно не_засохла, была бы влажной, то ему было бы еще труднее, даже совсем невозможно передвигаться. Ведь земля налипла бы на капкан! И, наверное, на самого Сурку тоже. Но уж на капкан - точно. И уже эту тяжесть неподъемную не_превозмочь. Вспоминаю, как прошлым летом в Кунгуре продвигала велосипед по влажной глинистой земле!)


Комментарии (15): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Капкан ("Нужно звать") | GenuineLera_2003 - Георгиевский зал с уголком для папарацци (ч.1) | Лента друзей GenuineLera_2003 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»