СТАТЬЯ заставляет задуматься....
07-03-2004 23:19
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Методика додика
БГ, Сергей КАЛУГИН, «Зимовье зверей» и «Папоротник» на квартирниках у Сома
Балаклавский просп., запись по т. 318 94 43
В ноябре этого года мне доверили доставить Максима Иванова, музыканта из Петербурга, до квартиры, где ему предстояло играть концерт, так называемый квартирник. С Максимом мы встретились на «Чертановской» через 15 минут после объявленного начала концерта. Еще минут 20 искали нужный дом на Балаклавском проспекте. Было темно, шел снег, редкие прохожие не могли указать, где этот Балаклавский проспект находится. Добирались на ощупь. А когда вошли в квартиру - обалдели. В коридоре, как в мечети, на одном квадратном метре разместилось шестьдесят пар обуви. И еще я до сих пор не могу понять, как обычные вешалки выдержали шесть десятков курток и шуб.
Хозяин квартиры СЕРЕЖА СОМ, невысокий мужчина с бородой торчком и блестящей, как начищенный паркет, лысиной, восседал за звукорежиссерским пультом. Настроили два микрофона один для гитары, другой для голоса. Затем Сергей позвонил в колокольчик: можно начинать. Максим окинул взглядом собравшихся и запел: «Вся жизнь на пленке...» Жена Сома Ольга нажала на видеокамере «Rec». Такое в семье разделение обязанностей: муж отстраивает звук, жена снимает концерт. Вот уж точно - жизнь на пленке!
Позднее я узнала, что квартира в Чертанове специально приспособлена для домашних концертов: в туалете - мощные колонки, а на кухне по телевизору - прямой эфир того, что происходит в комнате. Перед приходом гостей Сом убирает лишнюю мебель, а на пол кладет матрац, чтобы у слушателей от трехчасового сидения не окаменели зады. Особо ценные вещи прячутся подальше: в угаре гости могут их ненароком покрошить. Но пока все цело.
Плата за вход составляет 100 р. Деньги Сом отдает музыкантам, себе оставляет видео- и аудиозаписи.
- Это же очень важно! - возбужденно говорит он, указывая на многотысячную коллекцию дисков. - Это же вещдоки, частички культурных архивов! - На лысине у него светятся капельки пота.
- Вообще, квартирники появились в шестидесятых, - Сом деловито почесывает лысину. - Сначала Высоцкий - или там Окуджава играли для друзей в гримерках, потом переместились в общежития, а оттуда уже и до настоящих квартирных концертов рукой подать.
В лохматые 1970-е рок-музыка была под запретом, и музыкантам ничего не оставалось, как звонить пятерым друзьямте звонили еще пятерым, а те еще и еще, и в итоге люди договаривались встретиться в определенной квартире в определенный час, чтобы послушать живую музыку. А сейчас-то это зачем?
- Понимаешь, - улыбается Сом, - у каждого додика своя методика. Маска упала, шторки закрылись, слушатели зашумели - значит, стоит подумать, играть ли эту песню на большой сцене. На квартирниках музыканты будто экзамен сдают. Здесь очень важен непосредственный контакт со слушателем - глаза в глаза.
Сом устраивает квартирники с 1980-х (тогда он еще жил в коммуналке). В те годы на них выступали БГ и ШЕВЧУК, а сейчас - Сергей Калугин, Кирилл Комаров, Михаил Башаков, «Зимовье зверей» и другие музыканты, у которых нет эфиров на радио. Случались и электрические концерты: «Папоротник» из пяти человек умудрился протестировать у Сергея свою новую программу.
Что любопытно, соседи на Сома не жалуются. Даже наоборот: как-то во время концерта он попросил, чтобы сосед сверху подождал с приготовлением отбивных. Мол, Калугин с ритма сбивается. И что вы думаете - договорились.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote