"Истинная любовь - это выражение созидательности, она предполагает заботу,ответственность и знание. Это не "аффект" в смысле чьего-то влияния, но активное стремление обеспечить счастье и развитие любимого человека, заложенное в способности любить.Любовь - это актуализация и концентрация способности любить. Ее основной положительный заряд направлен на любимого человека как воплощение человеческих сущностных качеств. Любовь к одному человеку подразумевает любовь к человеку как таковому.Тот тип "разделения труда", когда человек любит собственную семью, но не испытывает никаких чувств к "постороннему", есть признак неспособности любить. Любовь к человеку "вообще" является не абстракцией, производной от любви к конкретному человеку, как часто считают, а напротив, ее предпосылкой, хотя генетически она формируется именно благодаря любви к конкретному индивиду.
Из этого следует, что я сам могу быть объектом моей любви, как и любой другой человек. Жизнеутверждающее начало, счастье, развитие, свобода коренятся в моей способности любить, то есть в заботе, уважении, ответственности и знании. Если человек способен на созидательную любовь, он любит и самого себя;если он способен любить только других, значит, он не умеет любить вообще". Эрих Фромм "Искусство любить" , издательство "Азбука", 2002 год, стр.132.
Обыденное мнение, что любовь к себе и другим есть способность полностью удовлетворять наши желания входит в глубокое противоречие с тем, что мы наблюдаем в нашей жизни. Те, кому уже нечего хотеть, впадают в глубокую депрессию связанную с потерей смысла жизни. Такие люди нуждаются в психотерапевтическом лечении, методику которого разработал второй великий "F" - Виктор Франкл.
Для меня остается загадкой, каким образом Эрих Фромм , представитель западного общества прошлого столетия догадался, что для развития качеств способного любить надо медитировать и развивать внимательность. Он рекомендовал избегать пустопорожних, штампованных разговоров , рекомендовал учиться быть чувствительным, уметь слышать и слушать, быть в состоянии постоянного воспоминания объекта любви. Рекомендовал иметь Учителя способного любить, назначение которого не в том, чтобы быть источником информации, а в том, чтобы передавать свои собственные качества. Есть над чем подумать!